Влияние образовательной среды на здоровье школьников
МКОУ Клёповская СОШ
Научно-практическая конференция
Исследовательская работа
“Влияние образовательной среды на здоровье школьников”
Выполнила:
Карпова Оксана 9 класс
Руководитель:
Боровлёва Нина Дмитриевна
Учитель химии и биологии
Содержание:
- I. Введение.
- II. Основная часть.
2.1 Обоснование проблемы.
2.2 Причины ухудшения здоровья школьников.
2.3 Состояние здоровья школьников.
III. Практическая часть.
3.1 Состояние здоровья учащихся МКОУ Клеповская СОШ.
3.2 Условия укрепления и сохранения здоровья.
IV. Выводы.
4.1 Условия здоровьесбережения школьников.
V. Список литературы.
- I. Введение
Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...
В. А. Сухомлинский
Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием, - забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.
Одной из важнейших и актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологической, психологически здоровой образовательной среды для учащихся.
Актуальность темы:
Актуальность заключается в главных понятиях: здоровье и здоровый образ жизни учащихся. От здоровья зависит выполнение многих поставленных задач на будущее. Успешность детей зависит от их физического и эмоционального здоровья.
Здоровье – показатель качества жизни детей.
За последние десять лет произошло ухудшение состояния здоровья учащихся.
В настоящее время менее 5% учащихся младших классов школы могут считаться абсолютно здоровыми, в старших классах до 3%. В то же время с 50% до 32% уменьшается численность школьников, имеющих только функциональные отклонения, и возрастает процент учащихся с хронической патологией с 45% до 59%.
Цель исследования:
Определение состояния здоровья школьников и выявление условий сохранения и укрепления их здоровья в условиях образовательной среды .
Задачи исследования:
Выявить факторы, влияющие на состояние здоровья школьников
Выявить причины ухудшения здоровья
Составить таблицы состояния здоровья и физического развития школьников.
Проанализировать таблицы
Выявить общие данные состояния здоровья
Сделать вывод об условиях укрепления и сохранения здоровья школьников
Объект исследования:
Обучающиеся МКОУ Клеповская СОШ
Место исследования: МКОУ Клеповская СОШ.
Сроки исследования: январь –февраль 2015года.
Методы исследования:
Изучение и анализ научно- популярной литературы по тематике.
Анализ материалов школьного фонда.
Анализ состояния здоровья школьников по статистическим материалам и листкам здоровья школьных журналов.
Анализ таблиц состояния здоровья и физического развития учащихся.
Ожидаемые результаты:
Укрепление здоровья и совершенствование навыков здорового образа жизни учащихся МКОУ Клеповская СОШ
II. Основная часть.
2.1. Обоснование проблемы
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. У детей, не справляющихся с программой, легко развивается самопораженческая реакция и негативное представление о собственной личности, они смиряются с ролью неудачников и неуспевающих, что препятствует дальнейшему личностному развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств.
К предметному обучению и в старшие классы вызывает дополнительное напряжение функциональных систем организма ребенка и может привести к истощению психоэмоциональных ресурсов. Нельзя забывать и о возрастных кризисах в процессе обучения. Гормональная перестройка, лабильность вегетативных процессов, неустойчивость самооценки и другие показатели - все это способствует нарушению процессов адаптации и при неблагоприятных условиях может привести не только ' к развитию или обострению психосоматических заболеваний, но и к формированию отклоняющегося поведения как способа снятия перенапряжения, ухода от реальности. Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной и психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.
2.2 Причины ухудшения здоровья школьников.
Здоровье детей начинается с душевных и физических усилий, направленных родителями на то, чтобы их малыш пришел в этот мир здоровым. Учеными выделяются 10 основных причин резкого ухудшения здоровья ребенка. Все они кажутся безобидными по отдельности, но слитые воедино, они дают гремучую смесь, лишающую вновь пришедшего в мир человечка самого дорогого, что есть на этом свете.
Итак, первая и вторая причины тривиальны - курение и беспрерывное употребление пива потенциальными родителями. Эти догмы давно уже прискучили взрослым, перспектива «помереть здоровеньким» не привлекает будущих пап и мам, поэтому у них и рождаются болезненные наследники. Подрастая и подражая поведению взрослых, многие дети завтракают на большой перемене чипсами с пивом.
Третья причина - гиподинамия, которая коварна тем, что нарушает кровоток в организме. Именно поэтому беременным женщинам необходимо как можно больше гулять, а мамам - отучать малыша от коляски задолго до того, как ему исполнится три годика.
Четвертая причина - игнорирование заветов Мойдодыра.
Пятая - кроется в том, что закаливание полностью отдали на откуп моржам. А ведь элементарное ежедневное обливание прохладной водой способно снизить частоту респираторных заболеваний в два раза.
Шестая причина - низкий процент малышей, находящихся на грудном вскармливании.
Седьмая - скудный рацион питания, когда вместо овощей и фруктов меню ребенка составляют сплошные каши и картошка.
Восьмая причина - запредельная интеллектуальная нагрузка на детей школьного возраста.
Девятая - общественный стереотип, что для успешной карьеры нужны энциклопедические знания. И мало кто пропагандирует здоровье, которое не менее важно для успешной карьеры.
И, наконец, последняя причина - сбой высших регуляторных систем из-за недостатка положительных эмоций. Некоторым педагогам, делающим ставку лишь на объем информации, не окрашивая ее положительными эмоциями, следует напомнить, что радость нужна ребенку, как воздух, а нехватка ее выливается в целый ряд психосоматических заболеваний.
2.3 Состояние здоровья школьников
Данные обследования учащихся в ходе диспансеризации лишь подтверждают общие тенденции потери здоровья учащимися школ, которые определены Научным центром здоровья детей РАМН.
За последнее десятилетие произошло значительное ухудшение состояния здоровья учащихся образовательных учреждений. У них отмечается рост распространенности функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижение функциональных возможностей. Показатели состояния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим.
У большинства современных детей и диагностируется до 2-3 хронических заболеваний функциональных отклонений
Педиатры, проводя изучение состояния здоровья школьников, обнаружили чрезвычайно высокую распространенность нарушения осанки и сколиозов, близорукости ,невротических расстройств , склонность к частым простудным заболеваниям. Перечисленные заболевания получили название «школьных болезней». Несмотря на существенные преобразования материальной базы современны: общеобразовательных учреждений, «школьные болезни» продолжают сохранять массовый характер У 26 % детей до 10 лет проблем репродуктивного здоровья. У 34 % юношей задержка полового созревания, у 28 % девушек наблюдаются нарушения в репродуктивной сфере.
- III. Практическая часть.
3.1 Состояние здоровья и физического развития учащихся МКОУ Клеповская СОШ в 2014 – 2015 учебном году
- Обзор медицинских карт учащихся.
- Определение групп здоровья.
- Учет состояния здоровья учащихся.
- Составление таблиц и диаграмм.
- Анализ таблиц групп здоровья и физического развития учащихся.
- 1. Распределение учащихся по группам здоровья
Класс |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Всего |
Всего учащихся |
18 |
14 |
10 |
13 |
23 |
12 |
11 |
15 |
20 |
8 |
14 |
158 |
1 группа здоровья |
12 |
7 |
6 |
11 |
21 |
8 |
8 |
11 |
14 |
6 |
10 |
114 |
2 группа здоровья |
5 |
5 |
3 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
4 |
1 |
3 |
29 |
3 группа здоровья |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
15 |
4 группа здоровья |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Основная физкультурная группа |
16 |
10 |
9 |
11 |
20 |
11 |
10 |
11 |
16 |
6 |
12 |
132 |
Подготовительная физкультурная группа |
2 |
4 |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
4 |
4 |
2 |
2 |
26 |
Специальная физкультурная группа |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Освобождены от уроков физкультуры |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Диаграмма:
«Распределение учащихся по группам здоровья»
- 2. Состояние здоровья учащихся .
Класс |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Всего |
Всего учащихся |
18 |
14 |
10 |
13 |
23 |
12 |
11 |
15 |
20 |
8 |
14 |
158 |
С дефицитом массы тела |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
5 |
С избытком массы тела |
2 |
1 |
0 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
0 |
1 |
1 |
17 |
Нарушение осанки |
2 |
2 |
3 |
3 |
7 |
4 |
3 |
4 |
6 |
4 |
5 |
45 |
С нарушением зрения |
1 |
2 |
1 |
2 |
4 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
32 |
С хроническими заболеваниями |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
0 |
1 |
16 |
Диаграмма:
« Состояние здоровья учащихся »
- Структура заболеваний учащихся школы.
Класс |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Всего |
Всего учащихся |
18 |
14 |
10 |
13 |
23 |
12 |
11 |
15 |
20 |
8 |
14 |
158 |
Заболевания Ж/К тракта |
2 |
1 |
0 |
2 |
3 |
1 |
1 |
2 |
4 |
1 |
2 |
19 |
Болезни почек |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Сердечнососудистой системы |
1 |
1 |
- |
- |
- |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
10 |
Щитовидной железы |
1 |
2 |
1 |
2 |
5 |
5 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
24 |
ЛОР- патологии |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
22 |
Заболевания нервной системы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Дефект речи |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
Плоскостопие |
1 |
0 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
0 |
1 |
8 |
Сколиоз |
2 |
2 |
3 |
3 |
7 |
4 |
3 |
4 |
6 |
4 |
5 |
43 |
Диаграмма:
« Структура заболеваний учащихся »
Анализ таблиц групп здоровья и физического развития учащихся.
Распределение учащихся по группам здоровья
Всего учащихся 1-11 классов-158.
Большинство учащихся школы имеют 1 группу здоровья-114,что составляет 72%.
Вторую группу здоровья имеют 29 учащихся, что составляет 18%.
Третью группу здоровья имеют 15 учащихся, что составляет 9,5 %.
Основную физкультурную группу имеют 132 учащихся, что составляет 83,5%.
Подготовительную физкультурную группу имеют 26 учащихся, что составляет 16,5 %.
Состояние здоровья учащихся .
С дефицитом массы тела 5 учащихся ,что составляет 3,2 %.
С избытком массы тела 17 учащихся, что составляет 10,8 %.
С нарушением осанки 45 учащихся, что составляет 28,5 %.
С нарушение зрения 32 учащихся, что составляет 20,3 %.
С хроническими заболеваниями 16 учащихся, что составляет 10,1 %.
Структура заболеваний учащихся школы.
Заболевания ж/к тракта 18 учащихся, что составляет 11,4 %.
Болезни почек 2 учащихся ,что составляет 1,3 %.
Сердечно- сосудистой системы 10 учащихся, что составляет 6,3 %.
Щитовидной железы 24 учащихся , что составляет 15,2 %.
ЛОР- патологии 22 учащихся, что составляет 14 %.
Заболевания нервной системы 1 учащийся ,что составляет 0,6 %.
Дефект речи 4 учащихся, что составляет 2,5 %.
Плоскостопие 8 учащихся, что составляет 5,1 %.
Сколиоз 3 учащихся, что составляет 1,9 %.
3.2 Условия укрепления и сохранения здоровья.
Результаты исследований показывают, что успешность обучения в настоящее время достигается ценой интенсификации умственной деятельности учащихся, обусловленной повышенным объемом учебной нагрузки в условиях дефицита учебного времени. Для учащихся характерны постоянное психоэмоциональное напряжение, сокращение продолжительности сна, длительное пребывание в сидячей позе, снижение двигательной активности и времени пребывания на свежем воздухе. В последнее время сформировались и дополнительные факторы - интенсификация обучения, связанная с использованием технических средств обучения (видеотехники, персональных компьютеров и др.) и изменением длительности учебной недели.
Именно в школе наиболее эффективно могут и должны проводиться целенаправленные мероприятия по профилактике заболеваний и сохранению здоровья:
Физическая и психологическая разгрузка учащихся.
Организация работы спортивных секций, кружков, клубов.
Проведение дополнительных уроков физической культуры.
Введение в учебную программу уроков ритмики.
Динамические паузы.
Индивидуальные занятия.
Общая утренняя зарядка.
Организация спортивных перемен.
Дни здоровья.
Физкультминутки для учащихся 1-5 классов.
Организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием.
Контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
Создание методических условий, т.е. обоснованный выбор форм, средств и методов обучения, воспитания и развития, использование определённых педагогических технологий:
Сенсорно-моторное развитие обучающихся обеспечивает общефизическое развитие учеников, позволяет увеличить спектр занятий физической культурой учащихся всех групп здоровья.
Социально-нравственная адаптация способствует приобщению учащихся к ценностям мировой и национальной культуры, помогает становлению ценностных ориентаций, соответствующих прогрессивному обществу, что, несомненно, положительно влияет на состояние нравственного здоровья учащихся.
Экологические знания позволяют сформировать стереотип «здорового образа жизни», что является очень важным.
совершенствование физического воспитания, учитывающего возрастно-половые особенности, состояния здоровья школьников и гигиеническое воспитание родителей.
Рациональный подход к организации дополнительного образования.
Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения, привитие устойчивых навыков безопасного поведения, снижение поведенческого риска, представляющего опасность для здоровья.
- IV. Выводы.
4.1 Условия здоровьесбережения школьников.
Главное условие здоровьесбережения - это использование СанПиН, привидение в соответствии с санитарными нормами и правилами образовательной среды школы: мебели, режима освещения, проветривания помещений, режима работы в одну смену, учебного плана, наполняемости классов, структуры урока, педагогических технологий, психологического комфорта, разового бесплатного питания учащихся, 20-минутные перемены. За 20-минутную перемену дети получают полноценный отдых, возможность побывать на свежем воздухе, что положительно сказывается на состоянии здоровья детей. Следует отметить, что немаловажное влияние на моральное и физическое здоровье школьников оказывает и окружающая обстановка учебных комнат.
Здоровьесберегающие технологии предполагают распределение видов
двигательной деятельности по ступеням:
начальная школа: двигательная активность, гимнастика для рук, гимнастика для глаз;
средняя и старшая школа: двигательная активность, упражнения для снятия статического напряжения с позвоночника и улучшения кровообращения, совершенствование координации движения, упражнения на снятия напряжения;
для всех учащихся школы — разнообразие форм и методов работы.
Правильно выбранные направления развития адаптивной образовательной системы позволяют решать вопросы сохранения и укрепления физического здоровья обучающихся, выравнивание нравственного здоровья
(особенно пристального внимания заслуживают дети из социально
дезадаптированных семей), поддержание комфортного психологического
климата в школе.
Необходимо в процессе воспитания и обучения :
- развивать стремление к здоровому образу жизни;
- создавать у учащихся основы навыков самосохранения;
- активизировать учащихся в борьбе с негативными воздействиями окружающей среды;
- формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации;
- воспитывать активную жизненную позицию и ответственное отношение к своему здоровью.
V. Список литературы
1. Матвеева Н. А. , Леонов А. В. Состояние здоровья детского населения в условиях загрязнения окружающей среды. // Медицинские проблемы экологии. - Н. Новгород, 1992. - с. 153 - 162
2. Рахманин Ю. А. Современные проблемы экологии человека и гигиены окружающей среды в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения России // Здравоохранение РФ - 2008 - №1 - с. 13
3. Авалиан С. А., Андрианова М. М. и др. Окружающая среда. Оценка риска для здоровья. (Мировой опыт). М., 1996, 156 с.
4. Королев А. А., Кучма В. Р., Гильденкольд С. Р. И др. Оценка риска ухудшения состояния здоровья населения в связи с воздействием факторов окружающей среды // Гигиена и санитария - 1994. - №2. - с. 11 - 13
5. Статистические материалы Клеповской участковой больницы .
6.Статистические материалы МКОУ Клеповская СОШ.
Вывод:
Анализируя результаты практической работы, я делаю вывод о том,что наиболее часто встречаются следующие заболевания:
1.Нарушение осанки(28,5%),
2.Нарушение зрения (20,3%),
3.Заболевание щитовидной железы(15,2%)
4.ЛОР-паталогии(14%)
5.Заболевания ж/к тракта(11,4%)
Необходимо обратить внимание на профилактику и предупреждение этих заболеваний.
Ожидаемые результаты:
Таким образом ,в результате этой исследовательской работы и проведения соответствующих мероприятий я надеюсь на сохранение и укрепление здоровья в условиях образовательной среды у учеников нашей школы.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка youtube