Рабочая программа Элективного предметно-ориентированного курса по биологии «Многообразие органического мира»

Загрузка ...

 

 

Рассмотрено

 на заседании ШМО

_____________________

Протокол № от «___»___2013г

Руководитель ШМО  ________/_______________

( подпись)                              (ФИО)                                                                                                               

 

Согласовано

Зам.директора по УВР

________/О.А.Подлесных

«___»_____________2013г

Утверждаю.

Директор школы

________/Н.А.Илларионова

«___»_____________2013г

                                                                                                                                                             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

       Элективного предметно-ориентированного курса по биологии  

«Многообразие органического мира» 

 

Учитель   ________ __ Боровлева Н.Д.__1 категория._____

Год составления:           2013 -2014 учебный год

 

Класс         ____11______

Количество часов в неделю                   ___1__

Общее количество часов:                       __34___

Из них: федеральный компонент           _____

              Региональный компонент         _____

              Часы школьной компетенции   __34___

              Резерв                                          _____

При составлении  данного курса были учтены требования официальных нормативных документов:

 «Примерной программы основного общего образования по биологии», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. М., 2004г

 Регионального  Базисного учебного плана, утвержденного приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012г № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»                                                                 

Методического  письма  «О преподавании учебного предмета «Биология» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования;

 

«___»_____________2013г                                                                                       _____________________

                ( подпись учителя)


 

 

 

Предметно-ориентированный элективный курс.

 

 

 11 класс.

 

«"Многообразие органического мира

34часа.

 

Пояснительная записка

 

При составлении  данного курса были учтены требования официальных нормативных документов:

 «Примерной программы основного общего образования по биологии», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. М., 2004г

 Регионального  Базисного учебного плана, утвержденного приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012г № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»                                                                 

Методического  письма  «О преподавании учебного предмета «Биология» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования;

 

Элективный курс является курсом, предметно-ориентированным, сопровождает учебный предмет «биология» в общем  образовании школьников.

 

Место предмета в учебном плане.

 Программа предназначена для  учащихся 11 класса. Она дополняет содержание предмета.  .Программа рассчитана на 34 часа. (1 час в неделю).      

 

 

 Цель курса:

Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эффективно подготовиться к ЕГЭ.

Задачи курса:

- закрепление основных биологических понятий, продолжить формирование специальных биологических умений и навыков наблюдать, ставить опыты и общеучебных умений (работа с учебником, тетрадью, словарём);

-усвоение  законов, теорий, научных идей, фактов.

- развитие  аналитического и синтезирующего мышления; навыков учебного труда и самостоятельной работы; интереса к предмету;

- формирование  умения выделять главное в изучаемом материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, анализировать результаты опытов, рецензировать ответы товарищей.

 

 УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование раздела

Всего часов

 
 

 1

 Неклеточные формы жизни. Вирусы.

1

 

2

 Прокариоты. Бактерии.

2

 

 3

 Царство Грибы.

2

 

 4

 Царство Растения.

12

 

 5

 Царство Животные.

15

 

 6

 Заключительные занятия.

2

 
 

 Итого:

34

 

 

Содержание курса

1 Неклеточные формы жизни. Вирусы.( 1 час)

Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности.

2 Прокариоты. Бактерии. (2 часа)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение, распространение, роль в природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности. Болезнетворные бактерии и борьба с ними.

3 Царство Грибы. (2 часа)

Общая характеристика грибов. Строение. Питание, размножение, экология.

4 Царство Растения (12 часов)      

Общая характеристика водорослей. Строение лишайника. Симбиоз. Питание. Размножение. Роль в природе и хозяйстве.Высшие споровые. Мхи и папоротникообразные. Семенные растения. Голосеменные. Покрытосеменные. Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания.

5. Царство Животные (15ч.)

Классификация животных. Тип простейшие. Тип Кишечнополосатые. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Тип Моллюски. Тип Членистоногие. Систематика хордовых. Сравнительная характеристика основных классов типа Хордовых. Общий обзор организма человека.Тело человека как система - системы органов - органы - ткани - клетки.

6 .Заключительные занятия (2ч.)

Тестирование по темам 1-5.

Требования к уровню подготовки обучающихся .

Знать:

-характеристику царств вирусы, бактерии, растения ,животные.

-строение биологических объектов:

- вида и экосистем (структура);

-сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов,

 

УМЕТЬ:

-сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистем своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

-анализировать и оценивать различные гипотезы

и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

 

-находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для соблюдения мер профилактики  правил поведения в природной среде; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии.

 Расписание  учебного времени

Распределение учебного времени

Общее кол-во часов

В том числе

Лаборатор. работы

Практические работы

контрольные работы зачеты.

экскурсии

1

Всего по учебному плану

34

 

1

 

 

2

Количество часов в неделю

1

 

 

 

 

3

Запланировано на 1 полугодие

16

 

1

 

 

4

Запланировано на 2 полугодие

18

     

 

 

Тематическое планирование

 

 

 

Тема

 Часов

Школьнкомпет

Дата

Прим

Пл.

Факт

 

Неклеточные формы жизни. Вирусы. (1 час)

 

 

 

 

 

1

Неклеточные формы жизни. Вирусы.

1

 

 

 

 

Бактерии.(2 часа)    

 

 

 

 

2

Бактерии.

1

 

 

 

3

Прокариоты.

1

 

 

 

 

Царство Грибы (2 часа)      

 

 

 

 

4

Классы грибов.

1

 

 

 

5

Особенности строения. Питание, размножение, экология .Съедобные и  ядовитые грибы.

1

 

 

 

 

Царство Растения (12 часов)         

 

 

 

 

6

Систематика низших растений     

1

 

 

 

7

Водоросли.

1

 

 

 

 

 

8

Мхи. Хвощи.

1

 

 

 

9

Лишайники.

1

 

 

 

10

Папоротники.

1

 

 

 

11

Систематика высших растений.                         

1

 

 

 

 

 

12

Голосеменные растения.   

1

 

 

 

13

Покрытосеменные растения.

1

 

 

 

14

Семейства класса :  «Двудольные»

1

 

 

 

15

Семейства класса :  «Однодольные»

1

 

 

 

16

 Работа с гербариями.  Практ. раб.

1

 

 

 

17

Тестирование по темам 1-4.

1

 

 

 

 

Царство Животные (15 часов)       

 

 

 

 

18

Систематика безпозвоночных животных.

1

 

 

 

19

Простейшие.

1

 

 

 

20

Черви. Классификация.

1

 

 

 

21

Многообразие червей. Значение в природе.

1

 

 

 

22

Моллюски.

1

 

 

 

23

Членистоногие. Ракообразные.

1

 

 

 

24

Паукообразные.

1

 

 

 

25

Насекомые.

1

 

 

 

26

Ланцетник    

1

 

 

 

27

Рыбы.

1

 

 

 

28

Земноводные.

1

 

 

 

29

Пресмыкающиеся.

1

 

 

 

30

Птицы.

1

 

 

 

31

Млекопитающие

1

 

 

 

32

Человек – вершина эволюции животного мира.

1

 

 

 

 

Заключительные занятия (2 часа).

 

 

 

 

33

Тестирование по теме -5.

1

 

 

 

34

Тестирование по темам 1-5.

1

 

 

 

                 

 

Методическое обеспечение

                             Литература для учителя:

 Карташева Н.В. « 1С: Репетитор. Биология». Книга для учителя. – М.ООО «1С – Паблишинг», 2009.

Вилли К.Биология. – М.:2008.

Грин Н.,Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3 т. – М.: Мир.2000.

От молекул до человека. – М.: Просвещение. 2008.

Подготовка к экзамену по биологии  / Под ред. Б.М. Логивинненко. М.: Изд – во МГУ, 2007.

Литература для ученика:

 Общая биология: Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии / Под ред. А.О. Рувинского. – М.: просвещение, 2003.Общая биология:

 Учебник для 10-11 классов профильного изучения биологии / Под ред. Н.И. Сонина. – М.: Дрофа, 2008.

Вилли К.Биология. – М.:2009.

 Кузнецов Б.А. , Чернов А.З. Курс зоологии. – М.: Высшая школа 2009.

..Догель В.А. Зоология беспозвоночных.- М.: Дрофа2009.

Материально-технической базой  для реализации программы курса  служит оборудование  для проведения лабораторных работ, таблицы, компьютеры.

М М диски  « Биология.» изд. «Учитель »

Интернет-ресурсы  по профилю.