Рабочая программа Факультативного курса по биологии «Жизнь растений»

Загрузка ...

 

Рассмотрено

 на заседании ШМО

_____________________

Протокол № от «___»___2013г

Руководитель ШМО  ________/_______________

( подпись)                              (ФИО)                                                                                                               

 

Согласовано

Зам.директора по УВР

________/О.А.Подлесных

«___»_____________2013г

Утверждаю.

Директор школы

________/Н.А.Илларионова

«___»_____________2013г

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

Факультативного курса по биологии «Жизнь растений»              

 

Учитель      Боровлева Н.Д._1 категория.______ ________ __________

_______________

Год составления:           2013 -2014 учебный год

 

Класс         _____6______________________________________

Количество часов в неделю                   ___1__

Общее количество часов:                       ___35__

Из них: федеральный компонент           _____

              Региональный компонент         _____

              Часы школьной компетенции   __35___

              Резерв                                          _____

 

При составлении  данного курса были учтены требования официальных нормативных документов:

 «Примерной программы основного общего образования по биологии», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. М., 2004г

 Регионального  Базисного учебного плана, утвержденного приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012г № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»               

Методического  письма  «О преподавании учебного предмета «Биология» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования;

 

 

 

 

«___»_____________2013г                                                                                       _____________________

 

 

факультативный  курс  ПО БИОЛОГИИ

 

6 КЛАСС

  «Жизнь растений»

 

35 часов. 

                                                            Пояснительная записка

При составлении  данного курса были учтены требования официальных нормативных документов:

 «Примерной программы основного общего образования по биологии», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. М., 2004г

 Регионального  Базисного учебного плана, утвержденного приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012г № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»               

Методического  письма  «О преподавании учебного предмета «Биология» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования;

Место предмета в учебном плане.

По школьному учебному плану на изучение куса выделено 35 часов, 1 час в неделю.

 

 

Цель курса:  дать учащимся базовые знания об экологическом и систематическом разнообразии растений, грибов, лишайников и бактерий с учетом биоразнообразия.

Задачи курса:

-        формирование представлений о взаимосвязи строения и жизнедеятельности растений, грибов, лишайников, бактерий;

-        выявление взаимосвязей компонентов живой природы с окружающей средой и их взаимодействие;

-        раскрытие значения растений, грибов, лишайников и бактерий в природе  региона и жизни человека;

-        развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений.

-        привитие учащимся интереса к познанию объектов живой природы, в том числе при изучении природы родного края.

-        воспитание позитивного ценностного отношения к природе, как к общечеловеческому достоянию.

Программа содержит все понятия и термины по курсу биологии 6 класса, входящие в перечень обязательных общебиологических знаний, в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования.

Материал курса позволяет формировать практическую направленность обучения, расширять кругозор учащихся, воспитывать бережное отношение к природе родного края и развивать экологическую культуру.

 

 

Учебно-тематический план.

 

Раздел программы

Общее количество часов

1

Введение

1

2

 Клеточное строение организмов

3

3

Царство Бактерии Грибы

3

4

Царство Растения

6

5

Строение и многообразие покрытосеменных растений

7

6

Жизнь растений

9

7

. Классификация растений

3

8

Природные сообщества

2

9

Развитие растительного мира

1

 

Итого:

35

 

Содержание

 

. Клеточное строение организмов (3ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.

Лабораторные работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Рассматривание пластид под микроскопом.

2. Царство Бактерии Грибы (3 ч)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека, строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.

Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе Владимирской области и жизни человека.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.

Лабораторные работы

Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.

Изучение строения тел шляпочных грибов.

3. Царство Растения (6 ч)

Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений  области (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среды обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Лабораторные работы

Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Изучение строения мха (на местных видах).

Изучение строения спороносящего папоротника

Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

4. Строение и многообразие покрытосеменных растений (7 ч)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней растений  региона.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.

Цветок и его строение. Соцветия растений .

Плоды растений  и их классификация. Распространение плодов семян растений  региона.

Лабораторные работы

Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений.

Виды корней, стержневые и мочковатые корневые схемы.

Изучение внешнего и внутреннего строения корня.

Изучение макро – и микростроения стебля.

Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).

Изучение строения цветка.

Ознакомление с различными видами соцветий.

Ознакомление с сухими и сочными плодами.

5. Жизнь растений (9 ч)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Условия прорастания семян растений, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии.

Рост растений. Этапы развития (фенофазы).

Размножение растений области. Половое и бесполое (вегетативное) размножение, Растение – целостный организм.

Демонстрация опытов, доказывающих значение воздуха и тепла для прорастания семян; питания приростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощения растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторная работа

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Практические работы

Вегетативное размножение комнатных растений.

Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсия

Зимние явления в жизни растений .

6. Классификация растений (3 ч)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3–4 семейств с учетом местных условий.

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных .

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализаций растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторная работа

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсия

Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.

7 Природные сообщества (2 ч)

Основные экологические факторы на примере  региона и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений на примере региона.

Взаимосвязь растений с другими организмами . Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества  и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.

Лабораторная работа

Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

Экскурсия

Природное сообщество на примере  и влияние на него деятельности человека.

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

8. Развитие растительного мира (1 ч)

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир .

Демонстрация отпечатков ископаемых растений.

 

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

-        признаки биологических объектов: живых организмов, клеток и  организмов растений, грибов и бактерий, экосистем, биосферы, растений и грибов ;

-        сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

-        особенности организмов растений, грибов, лишайников;

-    значение растений, грибов, лишайников и бактерий в природе и жизни человека;

-    влияние деятельности человека на изменение среды обитания организмов;

-    строение и процессы жизнедеятельности растительной клетки как единицы растительных организмов;

-    особенности строения и процессов жизнедеятельности растений, бактерий, грибов и лишайников;

 

Расписание  учебного времени

Распределение учебного времени

Общее кол-во часов

В том числе

Лаборатор. работы

Практические работы

контрольные работы зачеты.

экскурсии

1

Всего по учебному плану

35

9

2

 

2

2

Количество часов в неделю

1

 

 

 

 

3

Запланировано на 1 полугодие

16

7

   

 

4

Запланировано на 2 полугодие

19

2

2

 

2

 

тематическое планирование:

(1 час в неделю )

 

п/п

тема

Часовшкольн

Компетенции.

Дата

 

Примечание.

 

Планиров.

Фактич.

 

1

Биология – наука о живой природе

1

 

 

 

 

 

Тема 1. Клеточное строение организмов

3 часа

 

 

 

 

2

Устройство увеличительных приборов Лабораторная  работа

1

 

 

 

 

3

Строение клетки (оболочка, цитоплазма, вакуоли). Строение клетки (пластиды) Лабораторная  работа

1

 

 

 

 

 

4

Жизнедеятельность клетки

1

 

 

 

 

 

Тема 2: Царство Бактерии и грибы

3 часа

 

 

 

 

5

Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека

1

 

 

 

 

6

Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы . Лабораторная  работа

1

 

 

 

 

7

Плесневые грибы и дрожжи

1

 

 

 

 

 

Тема 3: Царство Растения

6 часов

 

 

 

 

8

Разнообразие, распространение и значение растений .

1

 

 

 

 

9

Одноклеточные водоросли и  многоклеточные водоросли . Лабораторная работа.

1

 

 

Л  

 

10

Лишайники .

1

 

 

Л  

 

11

Мхи. Папоротники. Хвощи и плауны . Лабораторная  работа

1

 

 

 

 

12

Голосеменные растения . Лабораторная  работа

1

 

 

 

 

 

 

13

Покрытосеменные растения  .

1

 

 

 

 

 

Тема 4: Строение и многообразие покрытосеменных растений

7 часов

 

 

 

 

14

Строение семян двудольных растений на примере культурных растений. Лабораторная  работа

1

 

 

 

 

15

Строение семян однодольных растений на примере культурных растений. Лабораторная  работа

1

 

 

 

 

16

Виды корней и типы корневых систем

1

 

 

 

 

17

Видоизменение корней растений .

1

 

 

 

 

18

Видоизменение листьев растений .

1

 

 

 

 

19

Соцветия и плоды растений Лабораторная  работа.

1

 

 

 

 

20

Распространение плодов и семян растений .

1

 

 

 

 

 

Тема 5: Жизнь растений

9 часов

 

 

 

 

21

Химический состав растений. Фотосинтез

1

 

 

 

 

22

Испарение воды

1

 

 

 

 

23

Передвижение минеральных и органических веществ

1

 

 

 

 

24

Прорастание семян растений .

1

 

 

 

 

25

Экскурсия «Зимние явления в жизни растений »

1

 

 

 

 

26

Способы размножения растений .

1

 

 

 

 

27

Размножение споровых растений .

1

 

 

 

 

28

Размножение голосеменных растений .

Вегетативное размножение покрытосеменных растений . Практическая работа

 

 

1

 

 

 

 

 

 

29

Оплодотворение у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян

1

 

 

 

 

 

Тема 6: Классификация растений

3 часа

 

 

 

 

30

Деление покрытосеменных растений на классы и семейства

1

 

 

 

 

31

Семейства Розоцветные и Пасленовые на примере растений .

1

 

 

 

 

32

Семейства Мотыльковые и Сложноцветные на примере растений .

1

 

 

 

 

 

Тема 7: Природные сообщества

2 часа

 

 

 

 

33

Основные экологические факторы на примере .

 Характеристика основных групп растений на примере .

1

 

 

 

 

 

 

34

Экскурсия «Природное сообщество  и влияние на него деятельности человека»

1

 

 

.

 

 

Тема 8: Развитие растительного мира

1 час

 

 

 

 

35

Многообразие растений и основные этапы развития растительного мира. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир . Летние задания.

1

 

 

 

                 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. И,Н,Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники-учебник    /   - М.: Вентана-Граф, 2010;И
  2. .Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Методическое пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2010
  3. 3.              Дмитриева Т.А., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, жи­вотные. 6кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2008. 6 ил. - (Дидактические мате­риалы);
  4. 4.              Акимушкин И. И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972.- 304с. 6 ил.;
  5. 5.              Биология. Энциклопедия для детей. - М.:Аванта+, 2007

 

Ресурсная база для реализации программы включает:

Информационные технологии с применением мультимедийных средств.