Рабочая программа Факультативного курса по биологии «Жизнь растений»
Рассмотрено на заседании ШМО _____________________ Протокол № от «___»___2013г Руководитель ШМО ________/_______________ ( подпись) (ФИО)
|
Согласовано Зам.директора по УВР ________/О.А.Подлесных «___»_____________2013г |
Утверждаю. Директор школы ________/Н.А.Илларионова «___»_____________2013г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Факультативного курса по биологии «Жизнь растений»
Учитель Боровлева Н.Д._1 категория.______ ________ __________
_______________
Год составления: 2013 -2014 учебный год
Класс _____6______________________________________
Количество часов в неделю ___1__
Общее количество часов: ___35__
Из них: федеральный компонент _____
Региональный компонент _____
Часы школьной компетенции __35___
Резерв _____
При составлении данного курса были учтены требования официальных нормативных документов:
«Примерной программы основного общего образования по биологии», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. М., 2004г
Регионального Базисного учебного плана, утвержденного приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012г № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Методического письма «О преподавании учебного предмета «Биология» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования;
«___»_____________2013г _____________________
факультативный курс ПО БИОЛОГИИ
6 КЛАСС
«Жизнь растений»
35 часов.
Пояснительная записка
При составлении данного курса были учтены требования официальных нормативных документов:
«Примерной программы основного общего образования по биологии», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. М., 2004г
Регионального Базисного учебного плана, утвержденного приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012г № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Методического письма «О преподавании учебного предмета «Биология» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования;
Место предмета в учебном плане.
По школьному учебному плану на изучение куса выделено 35 часов, 1 час в неделю.
Цель курса: дать учащимся базовые знания об экологическом и систематическом разнообразии растений, грибов, лишайников и бактерий с учетом биоразнообразия.
Задачи курса:
- формирование представлений о взаимосвязи строения и жизнедеятельности растений, грибов, лишайников, бактерий;
- выявление взаимосвязей компонентов живой природы с окружающей средой и их взаимодействие;
- раскрытие значения растений, грибов, лишайников и бактерий в природе региона и жизни человека;
- развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений.
- привитие учащимся интереса к познанию объектов живой природы, в том числе при изучении природы родного края.
- воспитание позитивного ценностного отношения к природе, как к общечеловеческому достоянию.
Программа содержит все понятия и термины по курсу биологии 6 класса, входящие в перечень обязательных общебиологических знаний, в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования.
Материал курса позволяет формировать практическую направленность обучения, расширять кругозор учащихся, воспитывать бережное отношение к природе родного края и развивать экологическую культуру.
Учебно-тематический план.
№ |
Раздел программы |
Общее количество часов |
1 |
Введение |
1 |
2 |
Клеточное строение организмов |
3 |
3 |
Царство Бактерии Грибы |
3 |
4 |
Царство Растения |
6 |
5 |
Строение и многообразие покрытосеменных растений |
7 |
6 |
Жизнь растений |
9 |
7 |
. Классификация растений |
3 |
8 |
Природные сообщества |
2 |
9 |
Развитие растительного мира |
1 |
|
Итого: |
35 |
Содержание
. Клеточное строение организмов (3ч)
Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).
Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.
Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества.
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.
Лабораторные работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Рассматривание пластид под микроскопом.
2. Царство Бактерии Грибы (3 ч)
Бактерии, их роль в природе и жизни человека, строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.
Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе Владимирской области и жизни человека.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.
Лабораторные работы
Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.
Изучение строения тел шляпочных грибов.
3. Царство Растения (6 ч)
Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений области (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среды обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Лабораторные работы
Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.
Изучение строения мха (на местных видах).
Изучение строения спороносящего папоротника
Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
4. Строение и многообразие покрытосеменных растений (7 ч)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней растений региона.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.
Цветок и его строение. Соцветия растений .
Плоды растений и их классификация. Распространение плодов семян растений региона.
Лабораторные работы
Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений.
Виды корней, стержневые и мочковатые корневые схемы.
Изучение внешнего и внутреннего строения корня.
Изучение макро – и микростроения стебля.
Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).
Изучение строения цветка.
Ознакомление с различными видами соцветий.
Ознакомление с сухими и сочными плодами.
5. Жизнь растений (9 ч)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Условия прорастания семян растений, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии.
Рост растений. Этапы развития (фенофазы).
Размножение растений области. Половое и бесполое (вегетативное) размножение, Растение – целостный организм.
Демонстрация опытов, доказывающих значение воздуха и тепла для прорастания семян; питания приростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощения растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторная работа
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Практические работы
Вегетативное размножение комнатных растений.
Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсия
Зимние явления в жизни растений .
6. Классификация растений (3 ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3–4 семейств с учетом местных условий.
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных .
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализаций растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторная работа
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Экскурсия
Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.
7 Природные сообщества (2 ч)
Основные экологические факторы на примере региона и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений на примере региона.
Взаимосвязь растений с другими организмами . Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.
Лабораторная работа
Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.
Экскурсия
Природное сообщество на примере и влияние на него деятельности человека.
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
8. Развитие растительного мира (1 ч)
Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир .
Демонстрация отпечатков ископаемых растений.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- признаки биологических объектов: живых организмов, клеток и организмов растений, грибов и бактерий, экосистем, биосферы, растений и грибов ;
- сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности организмов растений, грибов, лишайников;
- значение растений, грибов, лишайников и бактерий в природе и жизни человека;
- влияние деятельности человека на изменение среды обитания организмов;
- строение и процессы жизнедеятельности растительной клетки как единицы растительных организмов;
- особенности строения и процессов жизнедеятельности растений, бактерий, грибов и лишайников;
Расписание учебного времени
№ |
Распределение учебного времени |
Общее кол-во часов |
В том числе |
|||
Лаборатор. работы |
Практические работы |
контрольные работы зачеты. |
экскурсии |
|||
1 |
Всего по учебному плану |
35 |
9 |
2 |
2 |
|
2 |
Количество часов в неделю |
1 |
|
|
|
|
3 |
Запланировано на 1 полугодие |
16 |
7 |
|
||
4 |
Запланировано на 2 полугодие |
19 |
2 |
2 |
2 |
тематическое планирование:
(1 час в неделю )
№ п/п |
тема |
Часовшкольн Компетенции. |
Дата |
|
Примечание. |
|
||
Планиров. |
Фактич. |
|
||||||
1 |
Биология – наука о живой природе |
1 |
|
|
|
|
||
|
Тема 1. Клеточное строение организмов |
3 часа |
|
|
|
|
||
2 |
Устройство увеличительных приборов Лабораторная работа |
1 |
|
|
|
|
||
3 |
Строение клетки (оболочка, цитоплазма, вакуоли). Строение клетки (пластиды) Лабораторная работа |
1 |
|
|
|
|
||
4 |
Жизнедеятельность клетки |
1 |
|
|
|
|
||
|
Тема 2: Царство Бактерии и грибы |
3 часа |
|
|
|
|
||
5 |
Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека |
1 |
|
|
|
|
||
6 |
Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы . Лабораторная работа |
1 |
|
|
|
|
||
7 |
Плесневые грибы и дрожжи |
1 |
|
|
|
|
||
|
Тема 3: Царство Растения |
6 часов |
|
|
|
|
||
8 |
Разнообразие, распространение и значение растений . |
1 |
|
|
|
|
||
9 |
Одноклеточные водоросли и многоклеточные водоросли . Лабораторная работа. |
1 |
|
|
Л |
|
||
10 |
Лишайники . |
1 |
|
|
Л |
|
||
11 |
Мхи. Папоротники. Хвощи и плауны . Лабораторная работа |
1 |
|
|
|
|
||
12 |
Голосеменные растения . Лабораторная работа |
1 |
|
|
|
|
||
13 |
Покрытосеменные растения . |
1 |
|
|
|
|
||
|
Тема 4: Строение и многообразие покрытосеменных растений |
7 часов |
|
|
|
|
||
14 |
Строение семян двудольных растений на примере культурных растений. Лабораторная работа |
1 |
|
|
|
|
||
15 |
Строение семян однодольных растений на примере культурных растений. Лабораторная работа |
1 |
|
|
|
|
||
16 |
Виды корней и типы корневых систем |
1 |
|
|
|
|
||
17 |
Видоизменение корней растений . |
1 |
|
|
|
|
||
18 |
Видоизменение листьев растений . |
1 |
|
|
|
|
||
19 |
Соцветия и плоды растений Лабораторная работа. |
1 |
|
|
|
|
||
20 |
Распространение плодов и семян растений . |
1 |
|
|
|
|
||
|
Тема 5: Жизнь растений |
9 часов |
|
|
|
|
||
21 |
Химический состав растений. Фотосинтез |
1 |
|
|
|
|
||
22 |
Испарение воды |
1 |
|
|
|
|
||
23 |
Передвижение минеральных и органических веществ |
1 |
|
|
|
|
||
24 |
Прорастание семян растений . |
1 |
|
|
|
|
||
25 |
Экскурсия «Зимние явления в жизни растений » |
1 |
|
|
|
|
||
26 |
Способы размножения растений . |
1 |
|
|
|
|
||
27 |
Размножение споровых растений . |
1 |
|
|
|
|
||
28 |
Размножение голосеменных растений . Вегетативное размножение покрытосеменных растений . Практическая работа
|
1 |
|
|
|
|
||
29 |
Оплодотворение у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян |
1 |
|
|
|
|
||
|
Тема 6: Классификация растений |
3 часа |
|
|
|
|
||
30 |
Деление покрытосеменных растений на классы и семейства |
1 |
|
|
|
|
||
31 |
Семейства Розоцветные и Пасленовые на примере растений . |
1 |
|
|
|
|
||
32 |
Семейства Мотыльковые и Сложноцветные на примере растений . |
1 |
|
|
|
|
||
|
Тема 7: Природные сообщества |
2 часа |
|
|
|
|
||
33 |
Основные экологические факторы на примере . Характеристика основных групп растений на примере . |
1 |
|
|
|
|
||
34 |
Экскурсия «Природное сообщество и влияние на него деятельности человека» |
1 |
|
|
. |
|
||
|
Тема 8: Развитие растительного мира |
1 час |
|
|
|
|
||
35 |
Многообразие растений и основные этапы развития растительного мира. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир . Летние задания. |
1 |
|
|
|
|||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- И,Н,Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники-учебник / - М.: Вентана-Граф, 2010;И
- .Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Методическое пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2010
- 3. Дмитриева Т.А., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2008. 6 ил. - (Дидактические материалы);
- 4. Акимушкин И. И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972.- 304с. 6 ил.;
- 5. Биология. Энциклопедия для детей. - М.:Аванта+, 2007
Ресурсная база для реализации программы включает:
Информационные технологии с применением мультимедийных средств.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка инстаграм