Рабочая программа по биологии. 9 класс
Рабочая программа по биологии. 9 класс.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии в 9 классе составлена на основе:
1. «Примерной программы основного общего образования по биологии», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. М., 2004г
2. Регионального Базисного учебного плана, утвержденного приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012г № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
3. Учебника, входящего в федеральный перечень Биология. И Н Пономарева, О. А.Корнилова, Н.М,Чернова. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных школ. «Вентана-Граф» 2010г
Место предмета в учебном плане.
По школьному учебному плану на изучение биологии в 9-м классе выделено 68 часов, 2 часа в неделю.
Цели и задачи.
? овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;
? развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
? воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;
? использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития эволюционных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия экологических проблем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать усилению мотивации к познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний о живой природе, присущих ей закономерностях, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельности;
освоение следующих общепредметных компетенций:
1. Ценностно-смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
2. Общекультурная компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, в частности это вопрос о роли науки и религии в жизни человека. Общекультурное содержание курса «Введение в общую биологию и экологию» включает в себя основы биологии в форме понятий, законов, принципов, методов, гипотез, теорий, считающихся фундаментальными достижениями человечества; фундаментальные проблемы в области биологии, решаемые человечеством, основные ценностные установки, необходимые для их разрешения.
3 Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Учебно-ематический план по биологии в 9 классе
№ |
Раздел программы |
Общее количество часов |
1. |
Введение. |
3 |
2. |
Основы учения о клетке. |
10 |
3. |
Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез). |
5 |
4. |
Основы наследственности и изменчивости. |
9 |
5. |
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. |
4 |
6. |
Происхождение жизни и развитие органического мира. |
4 |
7. |
Учение об эволюции. |
10 |
8 |
Происхождение человека (антропогенез) |
5 |
9 |
Основы экологии. |
13 |
10 |
Обобщение |
5 |
|
Итого: |
68 ч |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение
Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы.
Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира.
Основы учения о клетке.
Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.
Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Различия в строении клеток прокариот и эукариот.
Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.
Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.
Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез).
Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов.Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение.
Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения.
Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.
Основы наследственности и изменчивости.
Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип.
Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.
Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Происхождение жизни и развитие органического мира.
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира. Гипотеза Опарина – Холдейна.
Учение об эволюции.
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.
Движущие силы и результаты эволюции. Факторы эволюции и их характеристика
Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.
Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.
Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.
Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Происхождение человека (антропогенез)
Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
Основы экологии.
Окружающая среда — источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Условия среды. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Межвидовые отношения организмов, колебания численности организмов.
Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов. Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ :
знать/понимать:
- Признаки биологических объектов:
- живых организмов;
- генов и хромосом;
- клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;
- популяций;
- экосистем и агроэкосистем;
- биосферы;
- растений, животных и грибов своего региона.
- Сущность биологических процессов:
- обмен веществ и превращения энергии;
- питание;
- дыхание;
- выделение;
- транспорт веществ;
- рост, развитие;
- размножение, наследственность и изменчивость;
- регуляция жизнедеятельности организма;
- раздражимость;
- круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
- Особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
Учащиеся должны уметь:
- Объяснять:
- роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
- родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп);
- роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
- взаимосвязи организмов и окружающей среды;
- биологического разнообразия в сохранении биосферы;
- необходимость защиты окружающей среды;
- родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;
- взаимосвязи человека и окружающей среды;
- зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
- причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека;
- роль гормонов и витаминов в организме.
- Изучать биологические объекты и процессы:
- ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
- наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе;
- рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты.
- Распознавать и описывать:
- основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
- на живых объектах и таблицах органы цветкового растения;
- органы и системы органов животных;
- растения разных отделов;
- животных отдельных типов и классов;
- наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных;
- съедобные и ядовитые грибы;
- опасные для человека растения и животных.
- Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме.
- Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения.
- Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация).
- Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
- Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); предупреждения нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний.
- Оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего.
- Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.
- Выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Проведения наблюдений за состоянием собственного организма
Расписание учебного времени
№ |
Распределение учебного времени |
Общее кол-во часов |
В том числе |
|||
Лабораторные работы |
Практические работы |
контрольные работы |
экскурсии |
|||
1 |
Всего по учебному плану |
68 |
1 |
9 |
6 |
|
2 |
Количество часов в неделю |
2 |
|
|
|
|
3 |
Запланировано на 1 четверть |
18 |
1 |
2 |
2 |
|
4 |
Запланировано на 2 четверть |
14 |
- |
2 |
1 |
|
5 |
Запланировано на 3четверть |
20 |
- |
2 |
2 |
|
6 |
Запланировано на 4 четверть |
16 |
- |
3 |
1 |
|
Тематическое планирование
Биология 9 класс
(2 часа в неделю, всего 70 часов)
№ урока |
Раздел. Тема |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Примечание |
||
федер |
рег |
по плану |
факт |
|||
|
Тема 1. Введение в основы общей биологии. |
3 |
|
|
|
|
1. |
Биология – наука о живом мире. |
1 |
|
|
|
|
2. |
Общие свойства живых организмов. |
|
|
|
|
|
3. |
Многообразие форм живых организмов. |
|
|
|
|
|
|
Тема 2. Основы учения о клетке. |
10 |
|
|
|
|
4. |
Цитология – наука о клетке. Многообразие клеток. |
|
|
|
|
|
5. |
Химический состав клетки. |
|
|
|
|
|
6. |
Органические вещества клетки. |
|
|
|
|
|
7. |
Строение клетки. |
|
|
|
|
|
8. |
Практическая работа №1 «Изучение клеток растений и животных». Практическая работа №2 «Изучение клеток прокариот». |
|
|
|
|
|
9. |
Обмен веществ и энергии. |
|
|
|
|
|
10. |
Биосинтез белков в живой клетке. |
|
|
|
|
|
11. |
Биосинтез углеводов – фотосинтез. |
|
|
|
|
|
12. |
Обеспечение клетки энергией. |
|
|
|
|
|
13. |
Зачёт №1 «Основы учения о клетке». |
|
|
|
|
|
|
Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) |
5 |
|
|
|
|
14. |
Типы размножения организмов. |
|
|
|
|
|
15. |
Деление клетки. Митоз. Лабораторная работа №1 «Изучение микропрепаратов с делящимися клетками растений». |
|
|
|
|
|
16. |
Образование половых клеток. Мейоз. |
|
|
|
|
|
17. |
Индивидуальное развитие организма – онтогенез. |
|
|
|
|
|
18. |
Зачёт №2 «Размножение и индивидуальное развитие организмов». |
|
|
|
|
|
|
Тема 4. Основы наследственности и изменчивости. |
9 |
|
|
|
|
19. |
Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики. |
|
|
|
|
|
20. |
Генетические опыты Г. Менделя. |
|
|
|
|
|
21. |
Дигибридное скрещивание. |
|
|
|
|
|
22. |
Сцепленное наследование. |
|
|
|
|
|
23. |
Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.Генетика пола. |
|
|
|
|
|
24. |
Наследование признаков, сцепленных с полом. Практическая работа №3 «Решение генетических задач». |
|
|
|
|
|
25. |
Наследственная изменчивость. |
|
|
|
|
|
26. |
Другие типы изменчивости. Практическая работа №4 «Выявление изменчивости организмов».Генетика пола. |
|
|
|
|
|
27. |
Зачёт №3 «Основы наследственности и изменчивости». |
|
|
|
|
|
|
Тема 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. |
4 |
|
|
|
|
28. |
Генетические основы селекции организмов. |
|
|
|
|
|
29. |
Особенности селекции растений. |
|
|
|
|
|
30. |
Особенности селекции животных. |
|
|
|
|
|
31. |
Основные направления селекции микроорганизмов. |
|
|
|
|
|
|
Тема 6. Происхождение жизни и развитие органического мира. |
4 |
|
|
|
|
32. |
Представления о возникновении жизни на Земле. Современная теория возникновения жизни на Земле. |
|
|
|
|
|
33. |
Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. |
|
|
|
|
|
34. |
Этапы развития жизни на Земле. |
|
|
|
|
|
35. |
Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни. |
|
|
|
|
|
|
Тема 7. Учение об эволюции. |
10 |
|
|
|
|
36. |
Идея развития органического мира в биологии. |
|
|
|
|
|
37. |
Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. |
|
|
|
|
|
38. |
Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде. Практическая работа №5 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания». |
|
|
|
|
|
39. |
Современные представления об эволюции органического мира. |
|
|
|
|
|
40. |
Вид, его структура и особенности. |
|
|
|
|
|
41. |
Процесс образования видов – видообразование. |
|
|
|
|
|
42. |
Понятие о микроэволюции и макроэволюции. |
|
|
|
|
|
43. |
Основные направления эволюции. |
|
|
|
|
|
44. |
Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов. Практическая работа №6 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах». |
|
|
|
|
|
45. |
Зачёт №4 «Учение об эволюции». |
|
|
|
|
|
|
Тема 8. Происхождение человека (антропогенез) |
5 |
|
|
|
|
46. |
Место и особенности человека в системе органического мира. |
|
|
|
|
|
47 |
Доказательства эволюционного происхождения человека. |
|
|
|
|
|
48. |
Этапы эволюции вида Человек разумный. |
|
|
|
|
|
49. |
Человеческие расы, их родство и происхождение. |
|
|
|
|
|
50. |
Зачёт №5 «Происхождение человека. Антропогенез». |
|
|
|
|
|
|
Тема 9. Основы экологии. |
13 |
|
|
|
|
51. |
Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы. |
|
|
|
|
|
52. |
Закономерности действия факторов среды на организмы. |
|
|
|
|
|
53. |
Приспособленность организмов к влиянию факторов среды. |
|
|
|
|
|
54. |
Биотические связи в природе. |
|
|
|
|
|
55. |
Популяции как форма существования видов в природе. |
|
|
|
|
|
56. |
Функционирование популяции и динамика её численности в природе. |
|
|
|
|
|
57. |
Биоценоз как сообщество живых организмов в природе. |
|
|
|
|
|
58. |
Понятие о биогеоценозе и экосистеме. Практическая работа №7 «Составление схем передачи веществ и энергии». |
|
|
|
|
|
59. |
Развитие и смена биогеоценозов. |
|
|
|
|
|
60. |
Изучение и описание экосистем своей местности. Практическая работа №8 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме». |
|
|
|
|
|
61. |
Основные законы устойчивости живой природы. |
|
|
|
|
|
62. |
Рациональное использование природы и ёе охрана. Практическая работа №9 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах». |
|
|
|
|
|
63. |
Зачёт № 6: “Основы экологии” |
|
|
|
|
|
|
Обобщение. |
5 |
|
|
|
|
64. |
Становление современной теории эволюции. |
|
|
|
|
|
65. |
Клетка – структурная и функциональная единица живого. |
|
|
|
|
|
66. |
Закономерности наследственности, изменчивости. |
|
|
|
|
|
67. |
Экологические проблемы. |
|
|
|
|
|
68. |
Взаимодействие организма и среды обитания. |
|
|
|
|
|
Практическая работа – 9
Зачёт – 6
Лабораторная работа – 1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии (9 класс)
|
Тема урока
|
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки. |
Элементы дополнительн-ого содержания. |
Тема 1. Введение в основы общей биологии (3 часа) |
|
|||
1. |
Введение. Биология – наука о живом мире.
Вводный урок |
Биофизика, биохимия, генетика, бионика. Научное исследование, научный факт, наблюдение. Становление биологии как науки. |
Знать: Комплексные науки с биологией; что такое научное исследование и его этапы. Уметь: Самостоятельно проводить научное исследование. |
Этапы научного исследования. |
2. |
Общие свойства живых организмов.
Комбинированный урок |
Основные понятия: жизнь, открытая система, наследственность. Изменчивость. Отличительные особенности живых организмов от неживых: единый принцип организации, обмен веществ и энергии. Особенности развития: упорядоченность. Постепенность, последовательность, реализация наследственной информации. |
Знать: Свойства живого Уметь выделять: Особенности развития живых организмов
|
|
3. |
Многообразие форм живых организмов.
Комбинированный урок
|
Основные понятия: таксон ,система, иерархия. Уровни организации живой природы. Многообразие живых организмов. Краткая характеристика естественной классификации живых организмов. Царства живой природы |
Знать: Уровни организации жизни и элементы, образующие уровень. Основные царства живой природы. Основные таксономические единицы. Уметь: Определять принадлежность биологических объектов к уровню организации и систематической группе. |
|
Тема 2. Основы учения о клетке (10 часов) |
|
|||
4. |
Цитология-наука о клетке. Многообразие клеток.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Клетка-основная структурная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов, как доказательство их родства, единства живой природы . Основные положения клеточной теории Т.Шванна и М.Шлейдена. |
Уметь: Приводить примеры организмов,имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть жизненные свойств клетки и положения клеточной теории. Объяснять общность происхождения растений и животных. |
Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболевания организмов. |
5. |
Химический состав клетки.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Микро- и макроэлементы, углеводы, липиды, гормоны. Особенности химического состава клетки. Микро- и макроэлементы, их вклад в образовании органических и неорганических молекул живого вещества. Роль неорганических веществ: вода,минер.соли. |
Уметь: Приводить примеры микро- и макроэлементов, а так же веществ, относящихся к липидам и углеводам Называть неорганич и органич вещества клетки. Характеризовать биологич значение микро и макроэлементов, биологич роль воды, солей неорганических кислот. |
|
6. |
Органические вещества клетки.
Комбинированный урок
|
Белки, аминокислоты, их роль в организме. Структура и функции белков. Ферменты. Нуклеиновые кислоты и их структура. |
Уметь: Давать полные названия нуклеиновым кислотам ДНК и РНК. Называть продукты, богатые белками. Нахождение молекулы ДНК в клетке. Мономер нуклеиновых кислот. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Перечислять виды молекул РНК. Характеризовать функции белков и нуклеиновых кислот. |
|
7. |
Строение клетки.
|
Органоиды, цпл, эу- и прокариоты. Строение клетки. Строение и функции ядра. Клетки бактерий. Клеточное строение организмов как док-во их родства , единства живой природы. Вирусы – неклеточная форма жизни. |
Уметь: Различать по немому рисунку прокариот и эукариот. Называть способы проникновения веществ в клетку и функции основных органоидов клетки. |
Фагоцитоз и пиноцитоз. Внутриклеточ-ное переваривание пищи. |
8. |
Практическая работа №1 ”Изучение клеток растений и животных”. Практическая работа № 2 ”Изучение клеток прокариот”
Комбинированный урок
|
Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр, цитоскелет, микротрубочки, центриоли, реснички, жгутики. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. |
Уметь: Называть функции основных органоидов клетки. |
|
9. |
Обмен веществ и энергии в клетке.
Комбинированный урок
|
Ассимиляция, диссимиляция, фермент. Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы. |
Уметь: Давать определения понятиям ассимиляция, диссимиляция. Называть этапы обмена веществ, роль ,АТф и ферментов в о\в. Характеризовать сущность процесса о\в |
Транспорт веществ через клеточную мембрану. |
10. |
Биосинтез белков в живой клетке.
Комбинированный урок
|
Ген, генетический код, триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция. Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность. Механизмы трансляции и транскрипции. Принцип комплиментарности. Реализация наследственной информации в клетке. |
Уметь: Давать определения понятиям ген, ассимиляция. Называть свойства генетического кода, роль и-РНК и т-Рнк в биосинтезе белка Анализировать содержание определений: триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция. Характеризовать сущность процесса трансляции и транскрипции. |
|
11. |
Биосинтез углеводов – фотосинтез.
Комбинированный урок
|
Питание, фотосинтез, фотолиз. Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений. Хлоропласты. Световая и темновая фазы фотосинтеза. |
Уметь: Давать определения понятиям питание, автотрофы, фотосинтез. Называть органы растения где происходит фотосинтез, роль пигмента хлорофилла. Характеризовать фазы фотосинтеза. |
Хемосинтез как способ питания. |
12. |
Обеспечение клетки энергией.
Комбинированный урок
|
Гликолиз, брожение, дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Результаты преобразования энергии. Этапы энергетического обмена |
Уметь: Давать определение понятию диссимиляция. Анализировать содержание определений: Гликолиз, брожение, дыхание. Перечислять этапы процесса диссимиляции. Называть вещества источники энергии, продукты реакции этапов обмена веществ, локализацию в клетке этапов обмена веществ. Описывать роль АТФ в обмене веществ. |
Фотосинтез, хемосинтез как способы получения энергии. Внутриклеточ-ное пищеварение и накопление энергии. |
13. |
Зачёт № 1 ”Основы учения о клетке” |
|
|
|
Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 часов) |
|
|||
14. |
Типы размножения организмов.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Размножение, бесполое и вегетативное размножение, гаметы, гермафродиты. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение – древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: почкование, деление тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения |
Уметь: Давать определение понятию размножение. Называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения. |
|
15. |
Деление клетки. Митоз. Лабораторная работа №1. Изучение микропрепаратов с делящимися клетками растений.
Комбинированный урок |
Митотический цикл, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды. Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза. Деление клетки прокариот. |
Уметь: Называть процессы , составляющие жизненный цикл клетки, фазы митотического цикла. Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза. |
Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: фазы митотического деления и преобразова-ния хромосом |
16. |
Образование половых клеток. Мейоз.
Комбинированный урок
|
Оплодотворение, гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом. Половое размножение растений и животных, его биологическое значение. Половые клетки: строение и функции. Образование половых клеток (гаметогенез). Осеменение. Оплодотворение. |
Уметь: Узнавать и описывать по рисунку половые клетки. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножения. Объяснять биологическое значение полового размножения, сущность и биологич значение оплодотворения. Использовать ресурсы Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток. |
Сущность мейоза. |
17. |
Индивидуальное развитие организма – онтогенез.
Комбинированный урок
|
Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез. Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Дробление, гаструляция, органогенез. Закон зародышевого сходства (закон К.Бэра) |
Уметь: Давать определения понятиям Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез. Называть начало и окончание постэмбрионального развития, виды постэмбр развития. Характеризовать сущность эмб и постэмбр периодов развития Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек. |
Основные закономерности дробления. Образования бластулы, гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредные привычки и их влияние. |
18 |
Зачёт №2 Размножение и индивидуальное развитие организмов. |
|
|
|
Тема 4. Основы наследственности и изменчивости (9 часов) |
|
|||
19. |
Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. |
Уметь: Давать определения понятиям Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом. Характеризовать сущность биологич процессов наследственности и изменчивости. Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. |
Краткий экскурс в историю генетики. |
20. |
Генетические опыты Г.Менделя.
Комбинированный урок
|
Гомо- ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание. Использование Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы закономерностей Правило единообразия. Закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет. |
Уметь: Давать определения понятиям Гомо- ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание. Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления. Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, механизм неполного доминирования. |
|
21. |
Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.
Комбинированный урок
|
Генотип, дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, фенотип. Условия проявления закона независимого наследования. Соотношения генотипов и фенотипов независимого наследования 9:3:3:1. Закон независимого наследования. |
Уметь: Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Анализировать содержание определений основных понятий, схему дигибридного скрещивания. |
|
22. |
Сцепленное наследование генов.
Комбинированный урок
|
Гомологичные хромосомы, локус гена, перекрест, конъюгация, сцепленные гены. Расположение генов : в одной или разных хромосомах. Линейное расположение генов. Условие выполнения закона Т.Моргана. Перекрест хромосом - источник генетической изменчивости. |
Уметь: Давать определения понятиям Гомологичные хромосомы, конъюгация. Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании.
|
|
23. |
Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.Генетика пола.
Комбинированный урок
|
Аллельные гены, генотип, доминирование, фенотип. Генотип – система взаимодействующих генов. Качественные и количественные признаки. Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие. Влияние количества генов на проявление признаков. |
Уметь: Приводит примеры аллельного и неаллельного взаимодействия генов. Называть характер взаимодействия генов. Описывать проявление множественного действия гена. |
|
24. |
Наследование признаков, сцепленных с полом. Практическая работа №3. Решение генетических задач.
Комбинированный урок
|
Гетеро- и гомогаметный пол, половые хролмосомы. Наследственные заболевания , сцепленные с полом. Расщепление фенотипа по признаку определения пола. Закон сцепленного наследования. |
Уметь: Называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. Решать простейшие генетические задачи. |
Значение генетики в медицине и здравоохране-нии. |
25. |
Наследственная изменчивость.
Комбинированный урок
|
Геном, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия. Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, геномные, хромосомные. Синдром Дауна. виды мутагенов. Характеристики мутационной изменчивости. |
Уметь: Называть причины ,обеспечивающие явление наследственности, биологическую роль хромосом, основные формы изменчивости. Приводить примеры генных и геномных мутаций. Называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций, свойства мутаций. |
Эволюционное значение комбинативной изменчивости, роль мутации. Опасность загрязнений природной среды мутагенами. |
26. |
Другие типы изменчивости.
Практическая работа №4. Выявление изменчивости организмов.
Комбинированный урок
|
Вариационная кривая, изменчивость, модификация, норма реакции. Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Характеристики модификационной изменчивости. Наследование способности проявлять признак в определенных условиях. |
Уметь: Давать определение термину изменчивость. Приводить примеры ненаследственной изменчивости, нормы реакции признаков, зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды. Анализировать содержание основных понятий. Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов. |
Онтогенетическая изменчивость. |
27. |
Зачёт №3 Основы наследственности и изменчивости. |
|
|
|
Тема 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (4 часа) |
|
|||
28. |
Генетические основы селекции организмов.
Комбинированный урок
|
Селекция. Наследственность и изменчивость-основа искусственного отбора. Центры происхождения культурных растений. Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах. Учение Н.И.Вавилова о центрах. |
Уметь: Называть практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Анализировать содержание основных понятий. Характеризовать роль учения Вавилова для развития селекции. Объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционных работ закона гомологических рядов. |
|
29. |
Особенности селекции растений.
Комбинированный урок
|
Гетерозис, гибридизация, депрессия, мутагенез, сорт. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов. Основные методов селекции: гибридизация и отбор. Виды искус отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная , межсортовая и межвидовая. Искус мутагенез. Приемы выращивания и разведения культурных растений. |
Уметь: Давать определение термину порода, сорт. Называть методы селекции. Приводить примеры сортов культурных растений. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними. |
Достижения селекции растений. |
30. |
Особенности селекции животных.
Комбинированный урок
|
Мутагенез, порода. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород. Основные методов селекции животных: гибридизация и отбор. Виды искус отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная , межвидовая. Искус мутагенез. Приемы выращивания и разведения домашних животных.. |
Уметь: Давать определение термину порода, сорт. Называть методы селекции животных. Приводить примеры пород домашних животных. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними. |
Достижения селекции животных. |
31 |
Основные направления селекции микроорганизмов
Комбинированный урок
|
Биотехнология, штамм. Основные направления селекции микроорганизмов. Значение селекции микроорганизмов для с.х.,медицины, Микробиологический синтез. |
Уметь: Давать определение термину биотехнология, штамм Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. |
|
|
Тема 6.Происхождение жизни и развитие органического мира (4 часа) |
|
|
|
32 |
Представления о возникновении жизни на Земле. Современные представления о возникновении жизни на Земле.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
Гипотеза, коацерваты, пробионты. Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина. Химический, предбиологически, биологический и социальный этапы развития живой материи.
|
Уметь: Давать определение термину гипотеза Называть этапы развития жизни Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира.
|
Представления о возникновении жизни на Земле, в истории естествознания. |
33. |
Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.
Комбинированный урок
|
Автотрофы, гетеротрофы, про- и эукариоты. Этапы развития жизни Химический, предбиологически, биологический и социальный этапы развития живой материи. Происхождение эукариотической клетки. |
Уметь: Давать определение термину Автотрофы, гетеротрофы, про- и эукариоты Описывать начальные этапы биолгической эволюции |
Влияния живых организмов на состав атмосферы, участие в формировании первичных почв. |
34. |
Этапы развития жизни на Земле.
Комбинированный урок
|
Ароморфоз, идиоадаптация. Изменение животного и растительного мира. Усложнение растительного животного мира в процессе эволюции |
Уметь: Давать определение термину Ароморфоз, идиоадаптация. приводить примеры растений и животных, существовавших в разные периоды развития земли. |
|
35. |
Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни. Комбинированный урок
|
Примеры приспособленности организмов разных видов к среде обитания и образу жизни. |
Уметь: Давать определение термину приспособленность организмов.
|
|
|
Тема 7. Учение об эволюции(10 часов) |
|
|
|
36. |
Идея развития органического мира в биологии.
Комбинированный урок
|
Предпосылки возникновения теории Дарвина. Наследственность, изменчивость, борьба за существование. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Наследственная изменчивость и борьба за существование – движущие силы эволюции. Форы борьбы за существование. Проявление в природе борьбы за существование, естественного отбора. |
Уметь: Выявлять и описывать предпосылки учения Дарвина. Давать определение термину Наследственность, изменчивость, борьба за существование. Называть основные положения эволюционной теории Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование. |
Представления К. Линнея, Ж.Б Ламарка. Факторы эволюции. |
37. |
Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина.
Комбинированный урок
|
Адаптация, мимикрия, маскировка, предупреждающая окраска. Приспособительные особенности растений и животных. Многообразие адаптаций. Приспособленность организмов к условиям внешней среды – результат естественного отбора. |
Уметь: Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособлений организмов к окружающей среде. Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов. |
|
38. |
Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания. Практическая работа № 5 “Выявление приспособление у организмов к среде обитания”.
Комбинированный урок
|
Факторы эволюции. Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. |
Уметь: Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне. |
|
39. |
Современные представления об эволюции органического мира. Комбинированный урок
|
Вид, виды-двойники, ареал, популяция. Критерии вида. Совокупность критериев -условия обеспечения целостности и единства вида. Популяционная структура вида. |
Уметь: Называть признаки популяции Перечислять критерии вида Анализировать содержание определения понятий вид, популяция. Приводить примеры видов животных и растений; практического значения изучения популяции |
|
40. |
Вид, его структура и особенности Комбинированный урок
|
Микроэволюция. Географическое и экологическое видообразование. Изолирующие механизмы. Виды изоляции. |
Уметь: Приводить примеры различных видов изоляции Описывать сущность и этапы географического и экологического видообразования. |
|
41. |
Процесс образования видов – видообразование.
Комбинированный урок
|
Биологический прогресс и регресс.
|
Уметь: Давать определения понятиям прогресс и регресс. Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении. |
|
42. |
Понятия о микроэволюции и макроэволюции
Комбинированный урок
|
Макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.
|
Уметь: Давать определения понятиям Макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация Называть основные направления эволюции. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Различать понятия микро - и макроэволюция. Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне. |
|
43. |
Основные направления эволюции Комбинированный урок
|
Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Сохранение биологического разнообразия. |
Уметь: Называть антропогенные факторы воздействия на экосистемы Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. |
Общие закономернос-ти эволюции: параллелизм, конвергенция, дивергенция, необратимость. |
44. |
Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов. Практическая работа № 6 “Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах” |
|
|
Проблемы вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологическо-го разнообразия. |
45. |
Зачёт №4. “Учение об эволюции” |
|
|
|
Тема 8. Происхождение человека (антропогенез) (5 часов) |
|
|||
46. |
Место и особенности человека в системе органического мира.
Комбинированный урок
|
Антропология, антропогенез. Место и особенности человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличия от них.
|
Уметь: Давать определения понятиям Антропология, антропогенез Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с животными |
|
47. |
Доказательства эволюционного происхождения человека
Комбинированный урок
|
Доказательства эволюционного происхождения человека от животных, его сходство с животными.
|
Уметь: Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими. |
|
48. |
Этапы эволюции вида Человек разумный
Комбинированный урок
|
Движущие силы антропогенеза. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Биологическая роль и социальная сущность человека. |
Уметь: Называть признаки биологического объекта – человека. Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими. Перечислять факторы антропогенеза. |
|
49. |
Человеческие расы, их родство и происхождение
Комбинированный урок
|
Человеческие расы. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. |
Уметь: Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека. Доказывать единство человеческих рас. |
|
50. |
Зачёт №5 Происхождение человека антропогенез. |
|
|
|
|
Тема 9.Основы экологии(13 часов) |
|
|
|
51. |
Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы
Комбинированный урок
|
Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор. Экология – наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации. Взаимодействие факторов. |
Уметь: Давать определения понятиям Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор. Приводить примеры абиотических, биотических, антропогенных факторов и их влияние на организмы. Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов. |
|
52. |
Закономерности действия факторов среды на организмы
Комбинированный урок
|
Абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.
|
Уметь: Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме. |
|
53. |
Приспособленность организмов к влиянию факторов среды
Комбинированный урок |
Приспособления организмов к различным экологическим факторам. |
Уметь: Выявлять приспособления организмов к среде обитания. |
Экологические группы и жизненные формы организмов. |
54. |
Биотические связи в природе.
Комбинированный урок
|
Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм. Пищевые связи в экосистемах. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, консументы, редуценты. |
Уметь: Давать определения понятиям Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм. Называть типы взаимодействия организмов. Приводить примеры разных типов взаимодействия организмов; организмов разных функциональных групп |
|
55. |
Популяция как форма существования видов в природе
Комбинированный урок |
Популяция. Популяция – элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: плотность, возрастная и половая структура |
Уметь: Называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции. Изучать процессы, происходящие в популяции. |
|
56. |
Функционирование популяции и динамика ее численности в природе
Комбинированный урок
|
Популяция. Популяция – элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность, функционирование в природе. |
Уметь: Называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции. Изучать процессы, происходящие в популяции. |
|
57. |
Биоценоз как сообщество живых организмов в природе
Комбинированный урок
|
Популяция, биоценоз, экосистема. Экосистемная организация живой природы. Естественные и искусственные экосистемы. Структура экосистем. Классификация наземных экосистем. Свойства экосистем: обмен и круговорот веществ. Видовое разнообразие – признак устойчивости экосистем. Факторы, определяющие видовое разнообразие. |
Уметь: Давать определения понятиям Популяция, биоценоз, экосистема. Называть компоненты биоценоза; признаки и свойства экосистемы. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ. Характеризовать структуру наземных и водных экосистем. |
|
58. |
Понятие о биогеоценозе и экосистеме. Практическая работа № 7. Составление схем передачи веществ и энергии.
|
Биогеохимические циклы, биогенные элементы, микроэлементы, гумус, фильтрация. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Многократное использование биогенных элементов. Трофический уровень. Средообразующая деятельность организмов. |
Уметь: Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Описывать биохимич циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физико-химического воздействия организмов на среду. Объяснять значение круговорота веществ Составлять схемы пищевых цепей. |
|
59. |
Развитие и смена биогеоценозов.
Комбинированный урок
|
Экологическая сукцессия, агроэкосистемы. Факторы существования равновесной системы в сообществе. Первичная и вторичная сукцессия. Продолжительность и значение экологической сукцессии. Особенности агроэкосистем. |
Уметь: Называть признаки экосистем и агроэкосистем; типы сукцессионных изменений; факторы, определяющие продолжительность сукцессии. Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичных и вторичных сукцессиях. Описывать свойства сукцессии. |
Типы равновесия. Свойства сукцессий. |
60. |
Изучение и описание экосистем в своей местности. Практическая работа № 8. “Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.”
Комбинированный урок
|
Биосфера. Биосфера – глобальная экосистема. Границы, компоненты и свойства биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере. |
Уметь: Давать определения понятиям биосфера. Называть признаки , структурные компоненты и свойства биосферы. Характеризовать живое, косное и биокосное вещество биосферы. Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. |
|
61. |
Основные законы устойчивости живой природы.
Комбинированный урок
|
Природные ресурсы. Последствия хоз деятельности человека в экосистемах. Влияние человека на растительный и животный мир. Сохранение биологического разнообразия. Классификация природных ресурсов. |
Уметь: Называть антропогенные факторы влияния на биогеоценозы Приводить примеры неисчерпаемых и исчерпаемых при родных ресурсов Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы |
В.И Вернадский – основоположник учение о биосфере. |
62. |
Рациональное использование природы и её охрана. Практическая работа № 9. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.
Урок комплексного применения ЗУН. |
Экологические проблемы (парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление озоновых дыр, загрязнение окружающей среды). Влияние экологических проблем на собственную жизнь и жизнь других людей. |
Уметь: Называть современные экологические глобальные проблемы; антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы
|
|
63. |
Зачёт №6 Основы экологии Урок обобщения и контроль |
Тестовая работа по разделу основы экологии. |
|
|
Обобщение(5 часов) |
|
|||
64 |
Становление современной теории эволюции Урок обобщения и систематизации знаний |
Теория Ч.Дарвина о происхождении вида. Современная теория эволюции: -движущие силы эволюции -причины многообразия и приспособленности к среде обитания -понятие о микро и макроэволюции. -основные направления эволюции -вид, его критерии, популяция. |
Объяснять основные свойства живых организмов как результат эволюции живой материи. |
|
65 |
Клетка – структурная и функциональная единица живого. Урок обобщения и систематизации знаний |
Химическая организация клетки Строение и функции клеток Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. |
Описывать -химически состав клетки -структура клетки -процессы, протекающие в клетке. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями клеточных структур. Объяснять рисунки и схемы. |
|
66 |
Закономерности наследственности, изменчивости. Урок обобщения и систематизации знаний |
Закономерности наследования признаков, открытые Г.Менделем. Закономерности изменчивости. Прикладное значение генетики. |
Давать определения законам Г.Менделя Объяснять: -формы изменчивости, механизмы передачи признаков и свойств из поколение в поколение. Составлять родословные, решать генетические задачи. |
|
67 |
Экологические проблемы. Урок обобщения и систематизации знаний |
Экологические проблемы (парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление озоновых дыр, загрязнение окружающей среды.) Влияние экологических проблем на жизнь людей. |
Называть -современные глобальные экологические проблемы -антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы. Анализировать и оценивать: -последствия деятельности человека в экосистемах -влияние собственных поступков на живые организмы. |
Экология – как научная основа рационального использования природы и выхода из глобального экологического кризиса. |
68 |
Взаимодействие организма и среды обитания. Урок обобщения и систематизации знаний |
Биосфера, её структура и функции. Биосфера и человек. |
Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экосистемах. Анализировать видовой состав в биоценозах. Выделять и характеризовать: -взаимоотношениях в биоцеонзах -биосферу как живую оболочку планеты. -пищевые связи Объяснять необходимость об экологии для организации разумной деятельности человека и рационального природопользования. |
|
Практических работ – 9
Зачётов – 6
Лабораторных работ – 1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- И Н Пономарева О А,Корнилова.Н,М , Чернова. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных школ. «Вентана-Граф» 2010г
- Иорданский, Н. Н. Эволюция жизни. – М.: Академия, 2010.
- Медников, Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006;
- Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. 5-е изд., перераб. и доп. / глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2010.
- Я познаю мир: детская энциклопедия: развитие жизни на Земле / автор А. Х. Тамбиев. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2008.
Материально-технической базой для реализации программы курса служит оборудование для проведения лабораторных работ, таблицы, компьютеры.
М М диски « Биология.» изд. «Учитель »
Интернет-ресурсы по профилю.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков в ютубе