Рабочая программа по биологии 8 класс
Рабочая программа по биологии 8 класс.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии в 8 классе составлена на основе:
1. «Примерной программы основного общего образования по биологии», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. М., 2004г
2. Регионального Базисного учебного плана, утвержденного приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012г № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
3. Учебника, входящего в федеральный перечень Биология. Человек: учебник для 8-го класса общеобразовательных учреждений. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш .- М.: Вентана-Граф, 2010;
Место предмета в учебном плане.
По школьному учебному плану на изучение биологии в 8-м классе выделено 70 часов, 2 часа в неделю.
Цели и задачи.
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Учебно-тематический план по биологии в 8 классе
№ |
Раздел программы |
Общее количество часов |
1. |
Введение. |
1 |
2. |
Общий обзор организма человека. |
5 |
3. |
Опорно- двигательная система. |
8 |
4. |
Кровь и кровообращение. |
9 |
5. |
Дыхание. |
5 |
6. |
Пищеварение. |
7 |
7. |
Обмен веществ и энергии. |
3 |
8 |
Выделение. |
2 |
9 |
Кожа. |
4 |
10 |
Эндокринная система. |
2 |
11 |
Нервная система. |
5 |
12 |
Органы чувств и анализаторы. |
5 |
13 |
Поведение и психика. |
6 |
14 |
Индивидуальное развитие организма. |
6 |
15 |
Обобщение. |
2 |
|
Итого: |
70 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение.
Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Ее преимущества и издержки. Зависимость человека как от природной, так и от социальной среды. Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.
Общий обзор организма человека.
Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно-гигиеническая служба. Функции санитарно-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность людей, нарушающих санитарные нормы общежития.
Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни.
Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление.
Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.
Опорно-двигательная система
Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц.
Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.
Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения. Причины детского травматизма (по материалам местной прессы) и правила оказания первой помощи
Кровь и кровообращение
Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.
Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови — проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета.
Сердце и сосуды — органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.
Дыхание.
Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань — орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочные плевры, плевральная полость. Обмен газов в легких и тканях. Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляции дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца. Статистические данные по РК по заболеваемости органов дыхания, связанной с вредными привычками.
Пищеварение.
Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуляция пищеварения.
Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье. Причины и источники пищевых отравлений у жителей РК.
Обмен веществ и энергии.
Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, D. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А («куриная слепота»), В1 (болезнь бери-бери), С (цинга), D (рахит). Их предупреждение и лечение.
Выделение.
Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон — функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.
Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.
Кожа
Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти — роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи (стригущий лишай, чесотка); их предупреждение и меры защиты от заражения.
Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах
Эндокринная система
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с гиперфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам.
Экологическая ситуация в РК как фактор риска. Заболевания желёз внутренней секреции и их профилактика.
Нервная система
Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий.
Органы чувств. Анализаторы
Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.
Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения.
Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом.
Вестибулярный аппарат — орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.
Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений — результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.
Поведение и психика (7 ч).
Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.
Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения — торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сновидения.
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие.
Воля, эмоции, внимание. Анализ волевого акта. Качество воли. Физиологическая основа эмоций.
Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.
Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.
Индивидуальное развитие человека (5 ч).
Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская половая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.
Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).
Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля — Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека.
Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей. Влияние вредных привычек на здоровье подростков .
Требования к уровню подготовки обучающихся 8класса.
Знать:
- систематическое положение человека и его происхождение,
- особенности строения и функции основных тканей и органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию,
- о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ, особенности индивидуального развития организма человека,
- об отрицательном воздействии на организм вредных привычек,
- приемы оказания до врачебной помощи при несчастных случаях,
- правила гигиены, сохраняющих здоровье,
- факторы, разрушающие здоровье человека,
Уметь:
- распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ.труда на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия,
- объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,оказывать первую помощь при несчастных случаях,
- соблюдать правила личной и общественной гигиены,
- пользоваться микроскопом, ставить опыты,
- работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.
Расписание учебного времени
№ |
Распределение учебного времени |
Общее кол-во часов |
В том числе |
|||
Лабораторные работы |
Практические работы |
контрольные работы |
экскурсии |
|||
1 |
Всего по учебному плану |
70 |
10 |
6 |
9 |
|
2 |
Количество часов в неделю |
2 |
|
|
|
|
3 |
Запланировано на 1 четверть |
18 |
5 |
- |
2 |
|
4 |
Запланировано на 2 четверть |
14 |
3 |
3 |
2 |
|
5 |
Запланировано на 3четверть |
20 |
1 |
2 |
3 |
|
6 |
Запланировано на 4 четверть |
18 |
1 |
1 |
2 |
|
Тематическое планирование
Биология 8 класс
2 часа в неделю, всего 70 часов)
№ урока |
Раздел. Тема |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Примечание |
||
федер |
рег |
по плану |
факт |
|||
|
Введение. |
1 |
|
|
|
|
1. |
Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. |
1 |
|
|
|
|
|
Тема 1. Общий обзор организма человека. |
5 |
|
|
|
|
2. |
Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе. |
1 |
|
|
|
|
3. |
Клетка. Её строение, химический состав, жизнедеятельность. |
1 |
|
|
|
|
4. |
Ткани животных и человека. Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей». |
1 |
|
|
|
|
5. |
Органы, системы органов, организм. Нервная и гуморальная регуляция. Лабораторная работа №2 «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека». |
1 |
|
|
|
|
6. |
Зачёт №1 Общий обзор организма человека. |
1 |
|
|
|
|
|
Тема 2. Опорно-двигательная система. |
8 |
|
|
|
|
7. |
Скелет. Строение, состав и соединение костей. |
1 |
|
|
|
|
8. |
Скелет головы и скелет туловища. |
1 |
|
|
|
|
9. |
Скелет конечностей. Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего вида отдельных костей. |
1 |
|
|
|
|
10. |
Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. |
1 |
|
|
|
|
11. |
Мышцы человека. Работа мышц. Лабораторная работа №4 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц». |
1 |
|
|
|
|
12. |
Нарушение осанки и плоскостопие. |
1 |
|
|
|
|
13. |
Развитие опорно-двигательной системы. |
1 |
|
|
|
|
14. |
Зачёт №2 Опорно-двигательная система. |
1 |
|
|
|
|
|
Тема 3. Кровь и кровообращение. |
9 |
|
|
|
|
15. |
Внутренняя среда. Значение крови и её состав. Лабораторная работа №5 «Изучение микроскопического строения крови». |
1 |
|
|
|
|
16. |
Иммунитет. |
1 |
|
|
|
|
17. |
Тканевая совместимость и переливание крови. |
1 |
|
|
|
|
18. |
Строение и работа сердца. |
1 |
|
|
|
|
19. |
Круги кровообращения. |
1 |
|
|
|
|
20. |
Движение лимфы. |
1 |
|
|
|
|
21. |
Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Практическая работа №1 «Измерение кровяного давления», Практическая работа №2 «Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке». |
1 |
|
|
|
|
22. |
Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Практическая работа №3 «Изучение приёмов остановки кровотечений». |
1 |
|
|
|
|
23. |
Зачёт №3 Кровь и кровообращение. |
1 |
|
|
|
|
|
Тема 4. Дыхание. |
5 |
|
|
|
|
24. |
Значение дыхания. Органы дыхания. Строение лёгких. |
1 |
|
|
|
|
25. |
Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Лабораторная работа №6 «Определение частоты дыхания» |
1 |
|
|
|
|
26. |
Гигиена дыхания. |
1 |
|
|
|
|
27. |
Первая помощь при поражении органов дыхания. |
1 |
|
|
|
|
28. |
Зачёт №4. «Дыхание». |
1 |
|
|
|
|
|
Тема 5. Пищеварение. |
7 |
|
|
|
|
29. |
Значение и состав пищи. |
1 |
|
|
|
|
30. |
Органы пищеварения. |
1 |
|
|
|
|
31. |
Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения. Лабораторная работа №7 «Действие ферментов слюны на крахмал». |
1 |
|
|
|
|
32. |
Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения. Лабораторная работа №8 «Изучение действия желудочного сока на белки». |
1 |
|
|
|
|
33. |
Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. |
1 |
|
|
|
|
34. |
Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения. Практическая работа №4 «Измерение массы и роста своего организма». |
1 |
|
|
|
|
35. |
Зачёт №5. «Пищеварение» |
1 |
|
|
|
|
|
Тема 6. Обмен веществ и энергии. |
3 |
|
|
|
|
36. |
Обменные процессы в организме. |
1 |
|
|
|
|
37. |
Нормы питания. Обмен белков, жиров, углеводов. Практическая работа №5 «Определение норм рационального питания» |
1 |
|
|
|
|
38. |
Витамины. |
1 |
|
|
|
|
|
Тема 7. Выделение. |
2 |
|
|
|
|
39. |
Строение и работа почек. |
1 |
|
|
|
|
40. |
Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. |
1 |
|
|
|
|
|
Тема 8. Кожа |
4 |
|
|
|
|
41. |
Кожа. Значение и строение кожи. |
1 |
|
|
|
|
42. |
Роль кожи в теплорегуляции. |
1 |
|
|
|
|
43. |
Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. |
1 |
|
|
|
|
44. |
Зачёт №6 «Обмен веществ. Выделение. Кожа». |
1 |
|
|
|
|
|
Тема 9. Эндокринная система. |
2 |
|
|
|
|
45. |
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. |
1 |
|
|
|
|
46. |
Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. |
1 |
|
|
|
|
|
Тема 10. Нервная система. |
5 |
|
|
|
|
47. |
Значение и строение нервной системы. |
1 |
|
|
|
|
48. |
Вегетативная нервная система, строение и функции. Нейрогормональная регуляция. |
1 |
|
|
|
|
49. |
Строение и функции спинного мозга. |
1 |
|
|
|
|
50. |
Отделы головного мозга, их значение. Лабораторная работа №9 «Изучение строения головного мозга (по муляжам)» |
1 |
|
|
|
|
51. |
Зачёт №7. «Эндокринная и нервная системы». |
1 |
|
|
|
|
|
Тема 11. Органы чувств и анализаторы. |
5 |
|
|
|
|
52. |
Значение органов чувств и анализаторов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. |
1 |
|
|
|
|
53. |
Орган зрения и зрительный анализатор. Лабораторная работа №10 «Изучение измерения размера зрачка». |
1 |
|
|
|
|
54. |
Заболевания и повреждения глаз. |
1 |
|
|
|
|
55. |
Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. |
1 |
|
|
|
|
56. |
Зачёт 8. «Органы чувств и анализаторы». |
1 |
|
|
|
|
|
Тема 12. Поведение и психика. |
6 |
|
|
|
|
57. |
Закономерности работы головного мозга. |
1 |
|
|
|
|
58. |
Врождённые и приобретённые формы поведения. |
1 |
|
|
|
|
59. |
Биологические ритмы. Сон и его значение. |
1 |
|
|
|
|
60. |
Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. |
1 |
|
|
|
|
61. |
Воля и эмоции. Внимание. |
1 |
|
|
|
|
62. |
Динамика работоспособности. Режим дня. |
1 |
|
|
|
|
|
Тема 13. Индивидуальное развитие организма. |
6 |
|
|
|
|
63. |
Половая система человека. |
1 |
|
|
|
|
64. |
Наследственные и врождённые заболевания. |
1 |
|
|
|
|
65. |
Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. |
1 |
|
|
|
|
66. |
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ. Практическая работа №6 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье». |
|
|
|
|
|
67. |
Личность и её особенности. |
1 |
|
|
|
|
68. |
Зачёт №9. «Человек» |
1 |
|
|
|
|
69-70 |
Здоровье-главное богатство |
2 |
|
|
|
|
Практических работ – 6
Лабораторных работ – 10
зачётов - 9
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии (8 класс)
№ п/п |
Тема урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки |
Дополнительные элементы содержания |
1. |
Биологическая и социальная природа человека. Наука об организме человека
Урок изучения нового материала
|
Биологическая природа и социальная сущность человека. Природная среда, социальная среда, биосоциальная природа человека. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека: опыт, рентген, УЗИ, моделирование и др; их значение и использование в собственной жизни. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. |
Называть методы изучения организма человека их значение для использования в собственной жизни. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. |
|
|
Тема 1 Общий обзор организма человека 5 часов. |
Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. |
Сравнивать человека с представителями класса Млекопитающие и отряда Приматы и делать вывод на основе сравнения. Определять принадлежность биологического объекта”Человек разумный”к классу Млекопитающие, отряду Приматы. Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью. |
|
2. |
Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе
Урок-актуализация |
|||
3. |
Клетка, ее строение, химический состав, жизнедеятельность Урок обобщения и систематизации знаний |
Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки. |
Называть: -органоиды клетки; -процессы жизнедеятельности клетки; -роль ферментов в процессе обмена веществ. Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки. Сравнивать клетки растений, животных, человека. Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки. |
|
4. |
Ткани животных и человека Лабораторная работа№1 «Изучение микроскопического строения тканей» Урок обобщения и систематизации знаний.
|
Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные(костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечно - полосатая, сердечная, нервная). Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество. |
Давать определение понятию ткань. Изучать микроскопическое строение тканей. Рассматривать готовые микроскопическое и описывать строение тканей человека. Называть основные группы тканей человека. Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями. Использовать знания о методах изучения организма в собственно жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. |
Синапс. Нейрогрия. |
5. |
Органы, системы органов, организм. Нервная и гуморальная регуляция Лабораторная работа №2. «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека» Урок обобщения и систематизации знаний
|
Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Рефлекторный характер деятельности нервно системы. Рефлекс, рефлекторная руга; чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция. Органы. Системы органов. |
Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов, рефлекс, рецептор, рефлекторная дуга. Называть органы и системы органов человека. Распознавать на таблицах и описывать органов человека. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма. |
|
6. |
Зачет № 1. «Общий обзор организма человека. |
Контроль знаний. |
|
Уровни организации организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный, поведенческий. |
|
Тема 2.Опорно-двигательная система 8 часов.
|
Опора и движение. Строение и функции опорно - двигательной системы. Строение опорной системы: скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения костей (неподвижные, полуподвижные, подвижные). Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка, суставная жидкость. |
Называть: -особенности строения скелета человека; -функции опорно - двигательной системы. Распознавать на таблицах основные части скелета человека. *Устанавливать взаимосвязь: -между строением и функциями костей; -между строением и функциями скелета. |
|
7. |
Скелет. Строение, состав и соединение костей. |
|
||
8. |
Скелет головы и скелет туловища Урок изучения нового материала |
Строение и функции опорной системы. Скелет головы: отделы черепа (мозговой, лицевой), кости черепа(височная, затылочная, теменная, лобная, скуловая, верхнечелюстная, нижнечелюстная). Скелет туловища. Позвоночник (отделы позвоночника: шейны, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый), грудная клетка (ребра, грудина). Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. Особенности скелета, связанные и с развитием мозга и речи. |
Называть особенности строения скелета головы и туловища человека. Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека. *Устанавливать взаимосвязь: Между строением и функциями скелета. |
|
9. |
Скелет конечностей Лабораторная работа №3 “Изучение внешнего вида отдельных костей”. |
Строение и функции опорно системы. Скелет поясов: плечевой (ключицы, лопатки), тазовый пояс и свободных конечностей. Скелет верхней конечности (плечо: плечевая кость; предплечье; предплечье: локтевая и лучевая; кисть: запястье, пястье, фаланги пальцев) и нижней (бедро; бедренная; голень: малоберцовая и большеберцовая; стопа: предплюсна, плюсна, фаланги пальцев). Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. |
Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека. Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей человека. Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью; *Устанавливать взаимосвязь: Между строением и функциями скелета. |
|
10. |
Первая помощь при растяжении связок, вывихов суставов и переломов Комбинированный урок |
Профилактика травматизма. Приёмы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы. Травмы: перелом, вывих, растяжение связок. |
Использовать приобретённые знания и умения Для: -соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки; -оказания первой помощи при травмах. |
|
11. |
Мышцы человека. Работа мышц Урок изучения нового материала Лабораторная работа №4 “Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц”. |
Строение двигательной системы . Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы (межрёбеные, диафрагма). Сухожилия. Функции двигательной системы. Динамическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений. |
Распознавать на таблицах основные группы мышц человека. Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц. Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц. |
|
12. |
Нарушение осанки и плоскостопия. Комбинированный урок |
Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение. Плоскостопие. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. |
Использовать приобретенные знания и умения: *проведения наблюдений за состоянием организма *профилактика нарушения осанки. |
|
13. |
Развитие опорно-двигательной системы Урок обобщения и систематизации знаний |
Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил ЗОЖ. Роль зарядки, спорта, физкультуры. Фактор риска – гиподинамия. |
Использовать знания |
Тренировочный эффект и способы его достижения. |
14. |
Зачет № 2«Опорно-двигательная система» Урок обобщения и систематизации знаний
|
Задания теста : «Проверь себя» |
||
|
Тема 3.«Кровь и кровообращение» 9 часов Контрольный урок |
|
|
|
15 |
Внутренняя среда. Значение крови и ее состав. Лабораторная работа №5 “Изучение микроскопического строения крови” |
Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Кровь и её функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свёртывание крови. |
Называть понятия: *внутренняя среда *плазма крови *форменные элементы крови. Характеризовать: *свёртываемость крови *строение и функции крови. Рассматривать и анализировать: готовые микропрепараты крови человека и лягушки. |
Гомеостаз. Значение постоянства внутренней среды организма. |
16. |
Иммунитет Урок изучения нового материала. |
Иммунитет. Иммунная система. Костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезёнка, лимфоидная ткань. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммуннитет. Вакцинация. Сыворотки. Классификация иммунитета (активный и пассивный, естественный и искусственный) |
Понятия: *иммунитет *виды иммунитета *проявления иммунитета. Использовать знания: *для профилактики СПИДа *инфекционных и простудных заболеваний. |
Факторы влияющие на иммунитет. |
17. |
Тканевая совместимость и переливание крови Урок изучения нового материала. |
Группы крови. Переливание крови. Групповая совместимость. Резус-фактор. |
Называть особенности организма, его строения и жизнедеятельность *свою группу крови *резус-фактор Оценивать: *факторы риска для здоровья |
Работы Л. Пастера и Мечникова. |
18. |
Строение и работа сердца. Комбинированный урок |
Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды. Строение (предсердия, желудочки, створчатые и полулунные клапаны). Функции сердца (фазы сердечной деятельности). |
Называть органы кровеносной системы. Распознавать и описывать *системы органов кровообращения, работу сердца. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца. |
|
19. |
Круги кровообращения.
Комбинированный урок
|
Транспорт веществ. Кровеносные сосуды: аорта, артерии, капилляры, вены. Большой и малый круги кровообращения. Значение кровообращения. |
Понятия: *аорта *артерии *капилляры *вены Особенности кровеносных сосудов. Распознавать и описывать систему органов кровообращения. Характеризовать сущность транспорта веществ *сущность большого и малого кругов кровообращения. |
|
20. |
Движение лимфы Урок комплексного применения знаний
|
Лимфатическая система, лимфа, лимфатические капилляры, капилляры, сосуды, грудной проток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Связь кровеносной и лимфатической систем. |
Понятия: *органы лимфатической системы. Описывать: *органы и системы лимфаобращения Характеризовать сущность биологического процесса лимфаобращения, связь кровеносной лимфатических систем. |
|
21 |
Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Практическая работа №1 “Измерение кровяного давления”. Практическая работа №2 “Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке”. Урок комплексного применения знаний |
Кровеносная система. Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Измерение артериального давления. Артериальное давление: верхнее, нижнее. Пульс. Частота сердечных сокращений. Перераспределение крови в организме. Нейрогуморальная регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Гуморальная регуляция. |
Характеризовать сущность биологических процессов: *движение крови по сосудам; Использовать приобретённые знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. |
Симпатический и блуждающий нервы. Вещества, регулирующие работу сердца: адреналин, ацетилхолин. |
22. |
Предупреждение заболевания сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях Практическая работа №3 “Изучение приёмов остановки кровотечений” Урок изучения нового материала |
Сердечно - сосудистые заболевания, причины и предупреждение (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт). Пульс. Частота сердечных сокращений. Функциональная проба. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Факторы риска – гиподинамия. Артериальное, венозное и капиллярные кровотечения. Приёмы оказания первой помощи при кровотечении. Жгут. Закрутка. Давящая повязка. |
Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье (нормальную работу сердечно – сосудистой системы). Использовать приобретённые знания для: * *проведения наблюдений за состоянием собственного организма; профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании) Использовать приобретённые знания для оказания первой помощи при травмах (повреждения сосудов). Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с. 99-100. |
Тренированное и нетренированное сердце. Тренировочный эффект. |
23. |
Зачет №3«Кровь и кровообращение» Урок контроля. |
Задания «Проверьте себя» на с. 99-100 учебника. |
||
|
Тема 4. Дыхание. 5 часов |
|
|
|
24 |
Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких
Урок комплексного применения знаний |
Дыхание. Система органов дыхания (верхние дыхательные пути, гортань – орган голосообразования, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и её роль в обмене органов дыхания (лёгкие, пристеночная и легочная плевры, плевральная полость). Связь с кровеносной системой. |
Называть особенности строения организма человека - органы дыхательной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса дыхания. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания. |
|
25 |
Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Лабораторная работа №6 “Определение частоты дыхания”. |
Обмен газов в лёгких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения. Нейрогуморальная регуляция дыхания (дыхательный центр продолговатого мозга, высшие дыхательные центры коры больших полушарий головного мозга). |
Характеризовать: *сущность биологического процесса дыхания; Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания. * Устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и кровообращения. Использовать приобретённые знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. |
Диффузия гемоглобин, артериальная кровь, венозная кровь, альвеолярный воздух. Грудная полость. Межрёбенные мышцы. Диафрагма. Грудная полость. Модель Дондерса. Эмфизема лёгких. |
26. |
Гигиена дыхания Урок обобщения и систематизации знаний |
Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. |
Называть заболевания органов дыхания. Использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек (курения). Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. |
Жизненная ёмкость лёгких. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. |
27. |
Первая помощь при поражении органов дыхания. Урок изучения нового материала. |
Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. |
Называть приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Использовать приобретенные знания для оказания при отравлении угарным газом и при спасении утопающего. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с. 120-121. |
Клиническая смерть . Биологическая смерть. Реанимация: искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. |
28. |
Зачёт №4 «Дыхание» Урок изучения нового материала. |
Задания «Проверь себя» на с. 120-121 учебника. |
||
|
Тема 5. Пищеварение 7 часов. |
|
|
|
29 |
Значение и состав пищи Комбинированный урок.
|
Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни. |
Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся. Объяснять роль питательных веществ в организме. Характеризовать сущность процесса питания. |
|
30 |
Органы пищеварения Урок комплексного применения знаний. |
Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы желудка и кишечника, поджелудочная железа, печень). |
Называть особенности строения организма человека – органы пищеварительной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения. |
|
31 |
Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения. Лабораторная работа №7 “Действие ферментов слюны на крахмал”.
|
Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварительные ферменты ротовой полости: слюна, птиалин, мальтаза, крахмал, глюкоза. Нейрогуморальная регуляция пищеварения. |
Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, условный рефлекс. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать: *сущность биологического процесса питания, пищеварения; *роль ферментов в пищеварении. Описывать и объяснять результаты опытов. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. Использовать приобретённые знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. |
Форма и функции зубов. Зуб (коронка шейка, корень, эмаль, цемент, дентин, зубная пульпа), резцы, клыки, коренные зубы, кариес. Исследования И.П Павлова в области пищеварения. |
32 |
Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения. Лабораторная работа №8 “Изучение действия желудочного сока на белки”. Урок изучения нового материала. |
Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеварительные ферменты желудка. Желудочный сок. Пепсин. Нейрогуморальная регуляция пищеварения. |
Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать: *сущность биологического процесса питания, пищеварения; *роль ферментов в пищеварении. Описывать и объяснять результаты опытов. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения. Использовать приобретённые знания для проведения за состоянием собственного организма. |
Безусловный рефлекс, условный рефлекс, пищевой корковый центр, временная связь, условное и безусловное торможение. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. |
33 |
Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ Урок комплексного применения знаний. |
Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. |
Давать определение понятию фермент. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать: * сущность биологического процесса питания, пищеварения; *роль ферментов в пищеварении. Описывать и объяснять результаты опытов. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения. Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья. |
|
34 |
Гигиена питания. Профилактика заболевания органов пищеварения. Практическая работа №4 “Измерение массы и роста своего организма” Урок изучения нового материала. |
Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска: гиподинамия. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Симптомы аппендицита. |
Использовать приобретённые знания для: * соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения; *оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; |
Культура отношения к собственному здоровью и окружающих. Режим питания. |
35 |
Зачёт №5. «Пищеварение» Контрольный урок. |
Задания – тесты «Проверьте себя» |
||
|
Тема 6. Обмен веществ и энергии 3 часа |
|
|
|
36 |
Обменные процессы в организме Урок изучения нового материала. |
Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. |
Понятия: *пластический обмен *энергетический обмен Характеризовать *сущность обмена и превращения энергии в организме; |
|
37 |
Нормы питания. Обмен белков, жиров и углеводов. Практическая работа №5 “Определение норм рационального питания” Комбинированный урок.
|
Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно – солевой обмен. Определение норм рационального питания. Вредные привычки их влияние на состояние здоровья. Санитарно - гигиенические нормы. |
Понятия: *пластический обмен *энергетический обмен Характеризовать: *сущность обмена и превращения энергии в организме. *Для рациональной организации труда и отдыха. |
|
38 |
Витамины. |
Витамины, их роль в организме, содержание в пище, суточная потребность гипо- и гипервитаминозы А В С D. Проявления авитаминозов и их предупреждение. |
Называть: Основные группы витаминов и продукты их содержащие. Характеризовать: Роль витаминов и их значение. Использовать знания для профилактики инфекционных и простудных заболеваний и других авитаминозов. |
|
|
Тема 7. Выделение 2 часа. |
|
|
|
39 |
Строение и работа почек. Комбинированный урок.
|
Выделение. Мочевыделительная система. Строение и функции почек. Нефрон – функциональная единица почки. Удаление мочи (роль мочевой лоханки, мочеточников мочевого пузыря и мочеиспускательного канала). |
Понятия: *органы мочевыделительной системы. Характеризовать: сущность процесса выделения и его роль в обмене веществ. |
Роль различных систем в удалении ненужных и вредных веществ, образующихся в организме. Образование первичной и вторичной мочи. |
40 |
Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Комбинированный урок.
|
Мочеполовые инфекции, их предупреждение. Предупреждение заболевания почек. Соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил ЗОШ. Факторы риска. Вредные и полезные привычки и их влияние на здоровье. |
Использовать знания для: *Соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы. *профилактика вредных привычек. Оценивать воздействие факторов риска на здоровье. |
Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей. Гигиеническая оценка качества питьевой воды. |
|
Тема 8. Кожа 4 часа. |
|
|
|
41 |
Кожа. Значение и строение кожи. |
Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Потовые и сальные железы, кожные рецепторы. |
Понятия: *особенности строения кожи *функции кожи *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи. |
|
42 |
Роль кожи в теплорегуляции Урок изучения нового материала. |
Теплообразование, теплоотдача, терморегуляция. Укрепление здоровья, закаливание, санитарно – гигиенические нормы. |
Понятия: Роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организмов. Оценивать воздействие факторов риска на здоровье. Использовать знания для профилактики заболеваний. |
|
43 |
Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.
Урок изучения нового материала.
|
Приёмы оказание самопомощи и первой помощи окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. Профилактика ранений нарушения кожных покровов. |
Использовать знания для: *профилактики вредных привычек |
|
44 |
Зачёт №6. ”Обмен веществ. Выделение. Кожа”.
Контрольный урок |
Задания-тесты «Проверь себя» |
||
|
Тема 9. Эндокринная система. 2 часа. |
|
|
|
45 |
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.
Урок изучения нового материала.
|
Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции, их строение и функция. |
Понятия: *особенности строения и работы желёз эндокринной системы. *железы внутренней *железы внешней секреции. Различать железы внутренней секреции и железы внешней секреции. |
|
46 |
Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
Урок изучения нового материала.
|
Гормоны. Гормоны гипофиза (карликовость, гигантизм). Гормоны щитовидной железы (базедова болезнь, слизистый отёк). Гормоны поджелудочной железы (инсулин, диабет). Гормоны надпочечников(приспособления организма к стрессовым ситуациям). Гипофункция и гиперфункция желёз. Регуляция деятельности. |
Понятия: *гормоны *заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез. Характеризовать роль гормонов в обмене веществ жизнедеятельности, росте, развитие и поведении организма. Оценивать воздействие факторов риска на здоровье. |
|
|
Тема 10. Нервная система. 5 часов.
|
|
|
|
47 |
Значение и строение нервной системы. Комбинированный урок. |
Нервная система. Значение. Отделы. Центральный и периферической системы. Рефлекторный принцип деятельности. |
Понятия *рефлекс *особенности строения нервной системы *принцип деятельности. *функции нервной системы Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы. Составлять схему рефлекторной дуги, рефлекса. |
|
48. |
Вегетативная нервная система, строение и функции. Нейрогормональная регуляция. |
Соматическая и вегетативная система. Функция автономного отдела. Симпатический и парасимпатические подотделы. Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. |
Понятия: *отделы нервной системы их функции. *подотделы вегетативной нервной системы и их функций Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности *роль нервной системы и гормонов. Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем |
|
49 |
Строение и функции спинного мозга.
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Спинной мозг, строение и функции. Серое и белое вещество. Рефлекторная и проводящая деятельность. Нарушение деятельности и их предупреждение. |
Понятия *особенности строения спинного мозга *функции спинного мозга *части спинного мозга Характеризовать: *роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма. |
|
50 |
Отделы головного мозга, их значение. Лабораторная работа №9 “Изучение строения головного мозга( по муляжам )”. Урок изучения нового материала.
|
Головной мозг строение и функции. Серое и белое вещество. Продолговатый мозг, средний, мозжечок, промежуточный (таламус и гипоталамус). Большие полушария, доли. Аналитика синтетическая функция коры больших полушарий. Нарушение деятельности и их предупреждение. |
Понятия: *особенности строения головного мозга *отделы головного отдела *функции отделов Распознавать основные части мозга. Характеризовать: *роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности организма и поведения организмов. |
|
51 |
Зачёт №7. “Эндокринная и нервная системы”.
Комбинированный урок. |
Задания-тесты «Проверь себя» |
||
|
Тема 11. Органы чувств и анализаторы. 5 часов. |
|
|
|
52 |
Значение органов чувств и анализаторов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.
Комбинированный урок. |
Органы чувств их роль. Анализаторы, рецепторы, проводящие пути. Чувствительные зоны коры. Органы обоняния, осязании, вкуса и их анализаторов. Взаимосвязь ощущений – результат аналитики синтетической деятельности больших полушарий. |
Давать определение понятий: *орган чувств *рецепторы *анализатор Называть органы чувств, анализаторы Характеризовать роль органов чувств и анализаторов. |
|
53 |
Орган зрения и зрительный анализатор. Лабораторная работа № 10 “Изучение изменения размера зрачка”. |
Орган зрения. Вспомогательный аппарат. Склера, роговица, сосудистая оболочка. Радужка. Зрачок. Сетчатка. Палочки и колбочки. Хрусталик. Стекловидное тело. Зрительный нерв. Зрительный анализатор. |
Называть: *особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. *объяснять результаты наблюдений работы. Устанавливать взаимосвязь между строениями и функциями зрительного анализатора. |
|
54 |
Заболевания и повреждения глаз. |
Нарушения зрения и их профилактика. Заболевания и их профилактика. Дальнозоркость, близорукость. Гигиена зрения. |
Называть: *анализировать и оценивать факторов риска на здоровье. *влияние собственных поступков на здоровье. Использовать знания для: *соблюдения профилактики заболеваний и повреждений органов зрения *профилактика вредных привычек. |
Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Роль тренировки зрительных мышц. |
55 |
Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. |
Орган слуха, строение и функция. Звукопередающий аппарат уха. Нарушения слуха, профилактика. Гигиена слуха. Влияние осложнений после ангины, гриппа и ОРЗ. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат – орган равновесия. |
Называть: *особенности строения и слухового анализатора. Анализировать и оценивать: *влияние вредных привычек. Использовать знания для: *профилактики заболеваний и повреждений органов слуха. |
|
56 |
Зачёт №8 “Органы чувств и анализаторы”. |
Задания-тесты «Проверь себя» |
||
|
Тема 12. Поведение и психика. 6 часов. |
|
|
|
57 |
«Закономерности работы головного мозга».
Урок изучения нового материала.
|
Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловный и условный рефлексы их биологическое значение. |
Давать определения понятий: *безусловные и условные рефлексы. Называть: *принцип работы нервной системы. Характеризовать особенности работы головного мозга *значение условных, безусловных рефлексов. *сущность регуляции жизнедеятельности организма. |
Исследование И.М Сеченова, И.П. Павлов. П.К. Анохина. А. А. Ухтобского. |
58 |
«Врожденные и приобретенные формы поведения». Урок изучения нового материала. |
Врождённые формы поведения. Безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. Высшая нервная деятельность. Психология и поведение человека. |
Давать определение: безусловные и условные рефлексы, принцип работы нервной системы. Характеризовать: *особенности работы головного мозга; *сущность регуляции жизнедеятельности организма. Использовать приобретённые знания для рациональной организации труда и отдыха. |
|
59 |
«Биологические ритмы. Сон и его значение».
Урок изучения нового материала.
|
Биологические ритмы. Сон (фазы сна) и бодрствование, значение сна. |
Характеризовать значение сна для организма человека. Использовать приобретённые знания для: *рациональной организации труда и отдыха; *проведения наблюдений за состоянием собственного организма. |
Сновидения. |
60 |
«Особенности высшей нервной деятельности человека: речь, сознание, мышление, воля, эмоции»
Комбинированный урок.. |
Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Мышление. Особенности мышления, его развитие. Память. Виды памяти, приёмы запоминания. |
Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (речь, память, мышление), их значение. Использовать приобретённые знания для: *проведения наблюдений за состоянием собственного организма; *организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков). |
Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. |
61 |
«Воля и эмоции. Внимание».
Комбинированный урок. |
Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно – логическое мышление, способность к накоплению и передачи из поколения в поколение информации. Эмоции. Физиологическая основа эмоций. Воля. Внимание. Непроизвольное внимание. Способы поддержания внимания. |
Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (эмоции), их значение. Использовать приобретённые знания для: *проведения наблюдений за состоянием собственного организма; |
Качество воли. |
62 |
Динамика работоспособности. Режим дня.
Комбинированный урок. |
Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Рациональная организация труда и отдыха. Режим дня. Сон и бодрствование. Факторы риска: стрессы, переутомление. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Рациональная организация труда и отдыха. Режим дня. Сон и бодрствование. Факторы риска: стрессы, переутомление. |
Давать определение понятия утомление. Анализировать и оценивать влияние факторов риска (стресса, переутомления) для здоровья. Использовать приобретённые знания для: *рациональной организации труда и отдыха; *проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с.236-237 «Проверь себя» Анализировать и оценивать влияние факторов риска (стресса, переутомления) для здоровья. Использовать приобретённые знания для: *рациональной организации труда и отдыха; *проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с.236-237 «Проверьте себя». |
|
|
Тема 13. Индивидуальное развитие. 6 часов. |
|
|
|
63 |
Половая система человека. Урок изучения нового материала. |
Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности. |
Называть особенности строение женской и мужской половых систем. Распознавать и описывать в таблицах: *женскую и мужскую половые системы; *органы женской и мужской половых систем. Объяснять причины наследственности. Использовать приобретённые знания для проверки наблюдений за состоянием собственного организма. |
Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. |
64 |
Наследственные и врождённые заболевания. Урок изучения нового материала. |
Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Инфекции, передающиеся половым путём (СПИД, сифлис, гонорея), их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. |
Объяснять причины проявления наследственных заболеваний. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье. Использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции. Проводить самостоятельный поиск биологической информации: о достижениях генетики в области изучения наследственных болезней человека. |
|
65 |
«Внутриутробное раз-витие организма. Развитие после рождения».
Урок изучения нового материала. |
Размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. |
Давать определение понятиям размножение, оплодотворение. Характеризовать сущность процессов размножения и развитие человека. Использовать приобретённые знания для: *соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции; *профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании). |
Календарный, биологический и социальный возрасты человека. |
66 |
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ. Практическая работа №6 “Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды”.
Комбинированный урок. |
Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека |
Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды. Проводить самостоятельный поиск информации о влиянии факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. Анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. Использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). |
|
67 |
Личность и её особенности.
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные способности личности: способность, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики поведения человека. Значение состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. |
Называть психологические особенности личности. Характеризовать роль обучения и воспитания в развитие психики и поведения человека. Использовать приобретённые знания для: *рациональной организации труда и отдыха; Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий «Проверьте себя» на с.269-260. |
|
68 |
Зачёт № 9. ”Человек”. |
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантов из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. |
||
69-70 |
Здоровье-главное богатство. |
|
|
|
Практических работ – 6
Лабораторных работ – 10
Зачёт – 9.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов. Биология, методика для учителя .
- Учебник Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов Биология. Человек для 8−го класса общеобразовательных учреждений. -,
- О.А.Пепеляева. Поурочные разработки по биологии. Человек. «Вако». Москва 2005
4. И.Д. Зверев Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М. Просвещение, 1978 г.
5 А.Г. Хрипкова "Возрастная физиология и школьная гигиена".
Материально-технической базой для реализации программы курса служит оборудование для проведения лабораторных работ, таблицы, компьютеры.
М М диски « Биология.» изд. «Учитель »
Интернет-ресурсы по профилю.