Рабочая программа по биологии 7 класс
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Клеповская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании ШМО _____________________ Протокол № от «___»___2012г Руководитель ШМО ________/_______________ ( подпись) (ФИО)
|
Согласовано Зам.директора по УВР ________/О.А.Подлесных «___»_____________2012г |
Утверждаю. Директор школы ________/Н.А.Илларионова «___»_____________2012г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По биологии
Учитель Боровлева Нина Дмитриевна
Год составления: 2012 -2013 учебный год
Класс 7
Количество часов в неделю 2
Общее количество часов: 70
Из них: федеральный компонент 70
Региональный компонент 0
Часы школьной компетенции 0
Резерв 1
Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе:
1. «Примерной программы основного общего образования по химии», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. М., 2004г
2. Регионального Базисного учебного плана, утвержденного приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012г № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
3. Учебника, входящего в федеральный перечень учебников В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений .- М.: Вентана-Граф, 2010;
«___»_____________2012г
_____________________
( подпись учителя)
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе:
1. «Примерной программы основного общего образования по биологии», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. М., 2004г
2. Регионального Базисного учебного плана, утвержденного приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012г № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
3. Учебника, входящего в федеральный перечень учебников В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений .- М.: Вентана-Граф, 2010;
Место предмета в учебном плане:
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю.
Цели и задачи.
1. Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье,оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
Учебно-тематический план по биологии в 7 классе
№ |
Раздел программы |
Общее количество часов |
1. |
Введение. |
5 |
2. |
Строение тела животных. |
3 |
3. |
Подцарство Простейшие. |
4 |
4. |
Подцарство многоклеточные: Тип кишечнополостные. |
4 |
5. |
Типы:плоские черви, круглые черви, кольчатые черви. |
6 |
6. |
Тип Моллюски. |
4 |
7. |
Тип членистоногие. |
8 |
8 |
Подтип Бесчерепные. |
1 |
9 |
Надкласс Рыбы. |
5 |
10 |
Класс Земноводные. |
5 |
11 |
Класс Пресмыкающиеся или Рептилии. |
4 |
12 |
Класс Птицы. |
8 |
13 |
Класс Млекопитающие. |
10 |
14 |
Развитие животного мира на Земле. |
2 |
15 |
Резерв. |
1 |
|
Итого: |
70 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение-5ч
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных. Животный организм как целостная система
Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.
Строение тела животных-3ч
Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции.
Подцарство Простейшие-4ч
Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.
Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.
Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
Подцарство многоклеточные: Тип кишечнополостные-4ч.
Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.
Типы:плоские черви, круглые черви, кольчатые черви-6ч.
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний. Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
Тип Моллюски-4ч.
Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Тип членистоногие-8ч.
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.
Подтип Бесчерепные-1ч.
Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.
Надкласс Рыбы.5ч
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы.
Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
Класс Земноводные-5ч.
Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.
Класс Пресмыкающиеся или Рептилии-4ч.
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.
Класс Птицы-8ч.
Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Схема строения рептилий и птиц. Многообразие птиц.
Класс Млекопитающие-10ч.
Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, Грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана цепных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).
Развитие животного мира на Земле-2ч.
Доказательства эволюции животного мира. Ученние Ч,Дарвина. Основные этапы эволюции.
Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса.
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии (7 класс)
|
Тема урока Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки |
Дополнительные элементы содержания |
ВВЕДЕНИЕ (5 ЧАСОВ) |
||||
1. |
Зоология - как наука о животных.
Урок обобщения и систематизации знаний |
Зоология - как наука о животных. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Черты сходства и различия животных и растений. Значение животных. |
Называть предмет изучения зоологии. Приводить примеры животных вредителей с\х растений. Описывать признаки животных. Отличать животных от растений. Выделять значение животных в природе и жизни человека. |
Современная зоология- система наук о животных.: морфология, физиология, эмбриология, систематика, экология, палеонтология, генетика , зоогеография |
2. |
Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Лаб.раб №1»Выявление приспособленности животных к среде обитания»
Урок обобщения и систематизации знаний |
Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных. |
Давать определение понятию место обитания животного. Называть основные среды жизни и приводить примеры животных, обитающих в них Описывать и приводить примеры различных форм взаимоотношений м\у животными. Объяснять приспособленность животных к условиям среды обитания |
|
3. |
Классификация животных. Основные систематические группы животных
|
Классификация животных. Значение классификации животных. Краткая история развития зоологии. Методы изучения животных. |
Называть систематические категории. Отличать классификацию растений от классификации животных. Объяснять значение клас-ии |
Основные систематические категории животных. |
4. |
Влияние человека на животных.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Зависимость жизни животных от человека. Охрана животного мира: заповедники, заказники, памятники природы, природный национальный парк. |
Приводить примеры воздействия человека на численность и разнообразие животных. Называть животных, исчезнувших в результате деятельности человека. Описывать меры охраны редких животных. Прогнозировать последствия исчезновения животных. |
|
5. |
Проверочная работа. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся |
Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки. |
||
Тема 1. «СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЖИВОТНЫХ» (3 ЧАСА) |
||||
6 |
Клетка
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток. |
Перечислять основные органоиды клетки Называть роль органоидов. Отличать клетки животных от клеток растений. Распознавать на рисунке основные органоиды животной клетки.
|
|
7 |
Ткани Лаб.раб №2 «Строение клеток и тканей животных.» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Ткань. Определение особенности строения Виды тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. Особенности строения основных видов тканей. |
Давать определение термину ткани. Называть основные виды тканей. Объяснять, почему у животных есть нервная ткань Характеризовать основные виды тканей |
|
8 |
Органы и системы органов
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
Орган-часть организма. Системы органов: ОДС, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, эндокринная, половая. Организм как целостная система. Сиимметрия тела. |
Давать определение терминам орган, система органов. Называть системы органов. Характеризовать строение и функци органов |
|
|
Тема 2 «ПОДЦАРСТВО ПРОСТЕЙШИЕ» (4 ЧАСА) |
|||
9 |
Тип Саркодовые и Жгутиконосцы.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Общая характеристика простейших, как одноклеточных организмов. Тип Саркодовые. Среда обитания. Особенности строения и жизнедеятельности: движение, питание, дыхание, выделение, размножение. Образование цисты. Раздражимость. |
Называть среду обитания и способы передвижения. Описывать условия образования цисты. Распознавать на рисунках и описывать амебу и ее органоиды Объяснять способ передвижения, питания, размножения. |
Раковинные амебы, радиолярии, фораминиферы. |
10 |
Класс Жгутиконосцы
Комбинированный урок |
Одноклеточные и колониальные жгутиконосцы. Среда и условия обитания. Особенности строения и жизнедеятельности. Наличие жгутиков. Автотрофное и гетеротрофное питание. |
Распознавать на рисунках и описывать эвглену и ее органоиды Называть среду обитания и способы передвижения. Сравнивать эвглену зеленую с растениями и животными. |
|
11 |
Тип Инфузории
Комбинированный урок |
Среда обитания. Особенности строения инфузорий: наличие ресничек, 2 ядра, 2 сократительные вакуоли, пищеварительные вакуоли. Особенности жизнедеятельности: гетеротрофное питание, половой процесс. |
Называть функции органоидов инфузории –туфельки. Распознавать на рисунках и описывать инфузорию –туфельку и ее органоиды
|
Многообразие инфузорий: донные виды, паразиты, малоподвижные виды. |
12 |
Многообразие простейших. Паразитические простейшие. Урок систематизации и закрепления знаний |
Типы простейших: саркодовые, жгутиконосцы, инфузории. Роль простейших в природе и жизни человека. Паразитические простейшие – возбудители заболеваний. |
Перечислять меры, предупреждающие заболевание амебной дизентерией и малярией. Объяснять роль простейших в природе и жизни человека. |
Жизненный цикл малярийного плазмодия. |
Тема 3 «ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ» (4 ЧАСА) |
||||
13 |
Тип Кишечнополостные. Общая характеристика.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Признаки типа: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок Одиночные и колониальные организмы. Размножение: бесполое и половое. |
Называть признаки типа кишечнополостные. Объяснять значение термина кишечнополостные. |
Жизненные формы кишечнополостных: полип и медуза |
14 |
Пресноводная гидра.
Комбинированный урок |
Среда обитания и образ жизни пресноводной гидры. Строение и жизнедеятельность. Регенерация. Механизм безусловного рефлекса. |
Называть образ жизни, значение различных клеток гидры, строение гидры. Объяснять процесс регенерации. Характеризовать по плану размножение гидры |
Внутриклеточное пищеварение. |
15 |
Морские кишечнополостные. Лаб. раб№3 «Распознавание животных типа кишечнополостных» Урок систематизации и закрепления знаний |
Роль кишечнополостных в природе и жизни человека |
Называть значение кишечнополостных в природе и жизни человека. Распознавать на рисунках и описывать представителей типа кишечнополостных. |
Классы кишечнополостных: сцифоидные, гидроидные, коралловые полипы. |
16 |
Зачет №1 «Одноклеточные животные. Тип Кишечнополостные» Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся |
Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки. |
|
|
Тема 4. Типы: плоские черви, круглые черви, кольчатые черви. 6 часов |
||||
17 |
Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. Лаб. раб№4 «Распознавание животных типа Плоские черви.»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Признаки типа Плоские черви: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов. Размножение. Гермафродиты, внутреннее оплодотворение. |
Называть функции систем внутренних органов. Узнавать по таблицам и рисункам системы органов. Сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии. |
|
18 |
Разнообразие плоских червей Лаб.раб №5 «Выявление приспособлений у плоских червей к среде обитания.» Комбинированный урок |
Плоские черви – возбудители заболеваний человека и животных. Циклы развития паразитических червей. Меры защиты от заражения. |
Называть меры защиты от паразитических червей. Узнавать по таблицам и рисункам стадии развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Выявлять приспособления к паразитизму. Объяснять роль плоских червей. |
Класс Сосальщики и Ленточные черви. |
19 |
Тип Круглые черви. Класс Нематоды Лаб. раб№6 «Распознавание животных типа Круглые черви.» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Образ жизни. Особенности строения. Наличие первичной полости. Значение круглых червей в природе и жизни человека. |
Распознавать на рисунках и описывать представителей типа Круглые черви Объяснять меры профилактики заражения. |
|
20 |
Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви Лаб. раб№7 «Распознавание животных типа Кольчатые черви.»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Образ жизни. Особенности строения. Наличие вторичной полости. Появление замкнутой кровеносной системы.
|
Распознавать на рисунках и описывать системы органов. Распознавать на рисунках и описывать представителей типа Кольчатые черви Сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей. |
|
21 |
Класс малощетинковые черви. Лаб.рабо№8 «Определение принадлежности кольчатых червей к классу.»
Комбинированный урок |
Образ жизни. Особенности строения дождевого червя.
|
Описывать приспособления для жизни в почве. Объяснять роль дождевого червя почвообразовании. |
пиявки |
22 |
Зачет№2 « Типы: плоские черви, круглые черви, кольчатые черви.» Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся |
Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки |
||
Тема 5 «ТИП МОЛЛЮСКИ» (4 ЧАСА) |
||||
23 |
Общая характеристика типа Моллюски. Лаб. раб№9 «Распознавание животных типа Моллюски.»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
тип Моллюски: среда обитания и образ жизни, особенности строения (мантия, отделы тела). Системы внутренних органов. Появление дыхательной системы. |
Распознавать на рисунках и описывать представителей типа моллюски. Выявлять особенности строения типа. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. |
|
24 |
Класс Брюхоногие моллюски Лаб. раб№10 «Определение принадлежности моллюсков к классам» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Многообразие и практическое значение брюхоногих моллюсков. Особенности строения. |
Определять принадлежность моллюсков к классам. Объяснять значение в природе и жизни человека. |
|
25 |
Класс Двустворчатые Моллюски Лаб.раб №11 «Выявление приспособлений у моллюсков к среде обитания.»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Многообразие и практическое значение двустворчатых моллюсков. Особенности строения. Строение раковины. |
Определять принадлежность моллюсков к классам. Выделять приспособления двустворчатых моллюсков к среде обитания. Объяснять значение в природе и жизни человека Сравнивать двустворчатых и брюхоногих моллюсков. |
Механизм образования жемчуга. |
26 |
Класс Головоногие Моллюски Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Многообразие и практическое значение головоногих моллюсков. Особенности строения. |
Определять принадлежность моллюсков к классам. Выявлять особенности строения головоногих моллюсков. |
|
Тема 6. Тип Членистоногие. 8 часов |
||||
27 |
Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные. Лаб. раб№12 «Распознавание животных типа Членистоногие.»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Тип Членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Системы внутренних органов. |
Распознавать на рисунках и описывать представителей типа Членистоногие. Распознавать и описывать строение и многообразие членистоногих. Выявлять особенности строения и приспособления к среде обитания ракообразных. |
Многообразие ракообразных: десятиногие, листоногие, веслоногие,равноногие, разноногие, усоногие. |
28 |
Класс Паукообразные
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Образ жизни и особенности строения паукообразных. Системы внутренних органов. Поведение и особенности жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных. |
Распознавать на рисунках и описывать представителей паукообразных. Описывать внешнее строение паука крестовика и жизнедеятельность пауков. Характеризовать практическое значение паукообразных. |
Ловчие сети различных видов пауков. Многообразие паукообразных. |
29 |
Класс Насекомые. Внешнее строение. Лаб.раб №13 «Выявление приспособлений у насекомых к среде обитания.»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Образ жизни и особенности внешнего строения насекомых: три отдела тела, 3 пары ног, крылья, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппарата. |
Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата. Выявлять особенности строения и приспособления к среде обитания |
Типы ног у насекомых |
30 |
Внутреннее строение насекомых
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Системы внутренних органов. Смешанная полость тела. Жизнедеятельность и поведение на раздражение светом и химическими веществами. Раздельнополые организмы. Внутреннее оплодотворение. |
Узнавать системы внутренних органов. Описывать поведение насекомых. Выделять особенности внутреннего строения Характеризовать размножение насекомых. |
|
31 |
Типы развития насекомых
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Развитие насекомых: с неполным превращением и с полным превращением. Признаки отрядов насекомых. Стадии развития с неполным превращением и с полным превращением. |
Приводить примеры насекомых с неполным превращением и с полным превращением. Описывать стадии развития насекомых. Перечислять признаки отрядов. |
Отряды насекомых с неполным превращением. Отряды насекомых с полным превращением |
32 |
Полезные насекомые. Охрана насекомых
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Значение насекомых в природе и жизни человека. Одомашненные насекомые: пчела медоносная, тутовый шелкопряд. Продукты пчеловодства. |
Приводить примеры продуктов пчеловодства и их использования человеком. Описывать значение насекомых в природе и жизни человека. Характеризовать меры по охране насекомых. |
Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Структура особей пчелиной и муравьиной семьи |
33 |
Насекомые - вредители сада и огорода и переносчики заболеваний.
Комбинированный урок |
Отрицательное значение насекомых: вредители культурных растений, переносчики заболеваний. Методы борьбы человека с насекомыми: физические, химические, агротехнические, биологические. |
Перечислять Методы борьбы человека с вредителями культурных растений, переносчиками заболеваний. Называть вредители культурных растений, переносчики заболеваний. |
|
34 |
ЗАЧЕТ №3 «Моллюски. Членистоногие»
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся |
Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки |
||
Тема 7. Тип хордовые. 32 часа.
Подтип Бесчерепные 1 час |
||||
35 |
Общие признаки типа Хордовые. Подтип Бесчерепные Лаб. раб№14 «Распознавание животных типа Хордовые.»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость тела. Местообитание и внешнее строение. Системы внутренних органов. |
Распознавать животных типа Хордовые. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Выделять особенности строения ланцетника для жизни в воде. Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями. |
Вторичноротые животные. Описание ланцетника. Развитие ланцетника |
Тема 8. Подтип Черепные. Рыбы. 5 часов. |
||||
36 |
Подтип Черепные. Надкласса Рыбы Лаб раб№15 «Внешнее строение и особенности строения рыб.»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Общие признаки подтипа Черепные: наличие позвоночника и разделение нервной трубки на головной и спинной мозг, развитие черепа, формирование парных конечностей. Особенности внешнего и внутреннего строения на примере костистой рыбы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств. |
Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде. Описывать внешнее строение. Характеризовать функции плавников Выделять особенности строения рыб и функции органов чувств. |
|
37 |
Внутреннее строение рыб.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Системы внутренних органов: ОДС, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная. |
Называть отделы, органы и их функции. Перечислять характерные черты внутреннего строения. Узнавать по рисункам системы внутренних органов Выделять особенности строения рыб |
|
38 |
Особенности размножения рыб
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Органы размножения. Размножение и развитие рыб. Места нагула и нереста у проходных рыб. Особенности поведения: миграция, забота о потомстве. |
Называть тип оплодотворения у большинства рыб. Приводить примеры проходных рыб. Выделять особенности строения и функции органов размножения рыб. Объяснять значение миграций в жизни рыб. |
|
39 |
Основные систематические группы рыб. Лаб. раб№16 «Определение принадлежности рыб к систематической группе» Лаб.раб №17 «Выявление приспособлений рыб к среде обитания.»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые, двоякодышащие и кистеперые рыбы. Значение их в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания. |
Называть представителей класса хрящевых и костных рыб. Распознавать и описывать наиболее распространенные виды рыб, обитающие в водах Мурманской области. Перечислять особенности строения двоякодышащих и двоякодышащих рыб. Сравнивать различные отряды костистых рыб.
|
Классификация надкласса Рыбы. Двоякодышащие рыбы (нерацератод, лепидосирен) |
40 |
Промысловые рыбы. Их использование.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Практическое значение рыб. Рыболовство. Промысловое значение рыб. Основные группы промысловых рыб : сельдеообразные, трескообразные, карпообразные. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов. Прудовое хозяйство. |
Называть представителей промысловых рыб. Называть рыб, разводимых в прудах, и описывать их практическое значение. Характеризовать роль промысловых рыб в жизни человека. Доказывать практическую значимость прудоводства.
|
География рыболовного промысла. Схема прудового хозяйства. Рыборазводные заводы, их значение. |
Тема 9 КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ (5 ЧАСОВ) |
||||
41 |
Общая характеристика. Внешнее строение лягушки. Лаб раб№18 «Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
Признаки класса. Места обитания и образ жизни. Внешнее строение лягушки. Признаки наземных животных. Скелет и мускулатура. |
Узнавать отделы скелета. Описывать внешнее строение. Описывать приспособления к жизни на суше и в воде. Выделять особенности строения земноводных. Сравнивать костный скелет земноводных и рыб
|
Зависимость процессов жизнедеятельности от температуры окружающей среды. Оцепенение. |
42 |
Строение и деятельность систем внутренних органов.
Комбинированный урок |
Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная. Обмен веществ и энергии. |
Узнавать по рисунку системы внутренних органов Описывать строение и функции систем внутренних органов. |
|
43 |
Годовой цикл жизни земноводных.
|
Размножение. Внешнее оплодотворение. Развитие лягушки с метаморфозом. Сходство личинок земноводных с рыбами.
|
Находить сходство в размножении и развитии рыб и земноводных. Сравнивать головастика и взрослую особь. Сравнивать развитие рыбы и лягушки. |
Влияние сезонных изменений в природе на жизнь земноводных. |
44 |
Многообразие земноводных. Лаб.раб №19«Выявление приспособлений земноводных к среде обитания.» изучения и Урок первичного закрепления новых знаний. |
Вымершие земноводные.
|
Называть места обитания земноводных и основные отряды, роль земноводных.
|
|
45 |
Зачет№ 4 «Рыбы. Земноводные»
Урок контроля, оценки и коррекции знаний |
Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки |
||
Тема 10. Класс Пресмыкающиеся или Рептилии. 4 часа. |
||||
46 |
Общая характеристика. Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Особенности внешнего строения (на примере ящерицы).Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез. Строение скелета. |
Называть приспособления в строении и жизнедеятельности для наземного образа жизни. Сравнивать внешнее строение прыткой ящерицы и гребенчатого тритона, скелет ящерицы и ужа. |
|
47 |
Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Особенности внутреннего строения: появление дыхательных путей, увеличение отделов головного мозга. Обмен веществ: питание, дыхание и выделение. Поведение. Размножение и развитие. |
Перечислять усложнения в строении систем органов. Узнавать по рисунку системы внутренних органов Объяснять причины более сложного поведения пресмыкающихся |
|
48 |
Многообразие пресмыкающихся. .
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
отряды класса пресмыкающиеся: чешуйчатые, черепахи. Ядовитые змеи. Меры первой помощи.
|
Называть известные вам виды пресмыкающихся различных отрядов. Приводить примеры ящеров и их среды обитания.
|
Отряд крокодилы |
49 |
Значение пресмыкающихся .Древние пресмыкающиеся. |
Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Разнообразие древних пресмыкающихся. |
Называть причины вымирания. Объяснять Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека |
|
Тема 11 КЛАСС ПТИЦЫ(8 ЧАСОВ) |
||||
50 |
Среда обитания и внешнее строение птиц. №20«Выявление особенностей внешнего строения в связи с образом жизни .»
Комбинированный урок
|
Общая характеристика класса. Среда обитания. Особенности внешнего строения. Приспособленность к полету. Усложнение покровов по сравнению с пресмыкающимися. |
Характеризовать типы перьев. Описывать приспособления внешнего строения для полета.
|
|
51 |
Опорно-двигательная система птиц.
Комбинированный урок |
Скелет птицы. Отделы. Приспособленность к полету : срастание и пневматичность костей. Мышцы. Приспособленность к полету: большие грудные мышцы, длинные сухожилия. |
Выделять особенности скелета птиц. Объяснять причины расположения и строения мышц птиц. Характеризовать изменения скелета птиц в связи с полетом. |
|
52 |
Внутреннее строение птиц
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Системы внутренних органов птиц. Приспособленность к полету. Интенсивный обмен веществ. |
Узнавать по рисунку системы внутренних органов Назвать прогрессивные черты организации птиц по сравнению с пресмыкающимися. Выделять приспособленность систем внутренних органов птиц к полету. Объяснять причины интенсивного обмена веществ.
|
|
53 |
Размножение и развитие птиц. » Комбинированный урок
|
Органы размножения. Развитие яйца и зародыша. Выводковые и гнездовые птицы. |
Называть этапы развития яйца Выделять особенности строения органов размножения, связанные с полетом. Находить отличия между гнездовыми и выводковыми птицами. |
|
54 |
Сезонные явления в жизни птиц
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Поведение птиц на различных этапах годового цикла: ритуальное поведение в период размножения, гнездостроение, насиживание, послегнездовый период, сезонные миграции. |
Называть причины появления у птиц инстинкт перелета. Описывать сезонные явления в жизни птиц.
|
Типы гнезд. Оседлые, кочующие, перелетные птицы. |
55 |
Многообразие птиц Лаб.раб №21 «Выявление приспособлений птиц к среде обитания.»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Экологические группы птиц по местам обитания: птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств. Экологические группы птиц по типу питания: растительноядные, хищные и всеядные. |
Называть Экологические группы птиц и приводить примеры. Определять особенности строения различных экологических групп. |
Систематические группы птиц. Надотряды: пингвины,страусы, типичные птицы. |
56 |
Значение и охрана птиц.Происхождение птиц. Лаб раб№ 22«Распознавание домашних птиц.» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана. Домашние птицы. Важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком. |
Перечислять роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Приводить примеры Домашних птиц
|
Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс. |
57 |
Зачет № 5 Класс Пресмыкающиеся и класс Птицы» Урок контроля, оценки и коррекции знаний |
Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки
|
||
Теме 12 КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ (10 ЧАСОВ) |
||||
58 |
Внешнее строение.Среды жизни и места обитания. Лаб раб№23 «Изучение внешнего строения млекопитающего» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Признаки класса. Среды жизни и места обитания. Особенности внешнего строения Строение кожи. Шерстяной покров. Железы млекопитающих. |
Называть общие признаки млекопитающих. Перечислять функции желез. Описывать строение кожи. Выделять особенности внешнего строения. |
|
59 |
Внутреннее строение млекопитающих Лаб раб№24 «Изучение внутреннего строения млекопитающего»
Комбинированный урок
|
Особенности внутреннего строения. Усложнение ОДС, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. |
Перечислять особенности скелета. Узнавать по рисунку системы внутренних органов Пояснять отличия в строении коры больших полушарий у различных групп млекопитающих. |
|
60 |
Размножение и развитие млекопитающих
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Размножение и развитие млекопитающих, забота о потомстве. Годовой и жизненный цикл и сезонные явления. |
Приводить примеры заботы о потомстве. Характеризовать размножение и развитие млекопитающих. |
|
61 |
Происхождение и многообразие млекопитающих
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Предки млекопитающих – древние млекопитающие. Многообразие. Яйцекладущие и настоящие звери. |
Называть группу рептилий, от которых произошли млекопитающие. Описывать строение и жизнедеятельность первозверей. |
Утконос и ехидна. Сумчатые плацентарные. Особенности биологии. Районные распространения и разнообразие. |
62 |
Плацентарные звери: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, Хищные
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Признаки отряда. |
Приводить примеры различных млекопитающих. Находить черты сходства между отрядами грызуны и зайцеообразные. |
Семейства отряда хищные. |
63 |
Отряды Ластоногие и китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
Признаки отряда |
Приводить примеры различных млекопитающих Сравнивать отряды млекопитающих. |
Отряд Хоботные. Строение органов пищеварения у жвачных и нежвачных животных. |
64 |
Отряд Приматы Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
Признаки отряда Сходство человекообразных обезьян с человеком. |
Называть общие черты строения приматов. Доказывать что обезьяны – наиболее высокоорганизованные животные. Сравнивать человекообразных обезьян и человека. |
Семейства отряда приматы |
65 |
Экологические группы млекопитающих Лаб.раб №25 «Выявление приспособлений млекопитающих к среде обитания.»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Среда обитания. Экологические группы млекопитающих |
Перечислять Экологические группы млекопитающих |
|
66 |
Значение млекопитающих для человека Лаб раб №26 «Распознавание домашних животных.»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
Домашние звери: КРС, мелкий рогатый скот, домашние свиньи, домашние лошади. Охрана млекопитающих: заповедники, зоопарки, акклиматизация. |
Приводить примеры хоз.групп и пород млекопитающих. Распознавать и описывать домашних зверей. |
Северные олени. Кролиководство. |
67 |
Зачет № 6 «Млекопитающие»
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
|
Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки
|
||
Тема 13. Развития животного мира на Земле. 2 часа. |
||||
68 |
Док- во эволюции животного мира. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Понятие об эволюции. Учение Ч.Дарвина. Доказательства эволюции. Многообразие животных – результат эволюции. |
Называть факторы эволюции. Приводить доказательства эволюции животного мира. |
Естественный отбор и наследственная изменчивость. |
69 |
Основные этапы развития животного мира на Земле Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Основные этапы развития животного мира на Земле: появление многоклеточности, систем органов. Происхождение и эволюция хордовых. Выход позвоночных на сушу. |
Называть Основные этапы развития животного мира на Земле |
|
70 |
Резерв |
|
|
|
Лабораторных работ-26
Зачетов-6
Тематическое планирование
Биология 7 класс
(2 часа в неделю, всего 70 часов)
№ урока |
Раздел. Тема |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Примечание |
||
Федер. |
рег |
по плану |
факт |
|||
|
Введение. |
5 |
|
|
|
|
1. |
Зоология – наука о животных. |
1 |
|
|
|
|
2. |
Среды жизни и места обитания животных. Лабораторная работа №1 «Выявление приспособления животных к среде обитания». |
|
|
|
|
|
3. |
Классификация животных и основные систематические группы. |
|
|
|
|
|
4. |
Влияние человека на животных. |
|
|
|
|
|
5. |
Вводный контроль. |
|
|
|
|
|
|
Тема 1. Строение тела животных. |
3 |
|
|
|
|
6. |
Клетка. |
|
|
|
|
|
7. |
Ткани. Лабораторная работа №2 «Строение клетки и тканей животных». |
|
|
|
|
|
8. |
Органы и системы. |
|
|
|
|
|
|
Тема 2. Подцарство Простейшие. |
4 |
|
|
|
|
9. |
Тип Саркодовые и класс Жгутиконосцы. |
|
|
|
|
|
10. |
Класс Жгутиконосцы. |
|
|
|
|
|
11. |
Тип инфузории. |
|
|
|
|
|
12. |
Многообразие простейших. Паразитические простейшие. |
|
|
|
|
|
|
Тема 3. Подцарство многоклеточные животные Тип Кишечнополостные. |
4 |
|
|
|
|
13. |
Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. |
|
|
|
|
|
14. |
Пресноводная гидра. |
|
|
|
|
|
15. |
Морские кишечнополостные. Лабораторная работа №3 «Распознавание животных типа Кишечнополостные». |
|
|
|
|
|
16. |
Зачёт №1 «Одноклеточные животные. Тип Кишечнополостные». |
|
|
|
|
|
|
Тема 4. Типы: плоские черви, круглые черви, кольчатые черви. |
6 |
|
|
|
|
17. |
Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. Лабораторная работа №4 «Распознавание животных типа Плоские черви». |
|
|
|
|
|
18. |
Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Лабораторная работа №5 «Выявление приспособлений у плоских червей к среде обитания». |
|
|
|
|
|
19. |
Тип Круглые черви. Лабораторная работа №6 «Распознавание животных типа Круглые черви». |
|
|
|
|
|
20. |
Тип Кольчатые черви. Лабораторная работа №7 «Распознавание животных типа Кольчатые черви». |
|
|
|
|
|
21. |
Малощетинковые черви. Лабораторная работа №8 «Определение принадлежности кольчатых червей к классам». |
|
|
|
|
|
22. |
Зачёт №2 «Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви». |
|
|
|
|
|
|
Тема 5. Тип Моллюски. |
4 |
|
|
|
|
23. |
Общая характеристика типа Моллюски. Лабораторная работа №9 «Распознавание животных типа Моллюски». |
|
|
|
|
|
24. |
Класс Брюхоногие Моллюски. Лабораторная работа №10 «Определение принадлежности моллюсков к классам». |
|
|
|
|
|
25. |
Класс Двустворчатые моллюски. Лабораторная работа №11 «Выявление приспособлений у моллюсков к среде обитания». |
|
|
|
|
|
26. |
Класс Головоногие моллюски. |
|
|
|
|
|
|
Тема 6. Тип Членистоногие. |
8 |
|
|
|
|
27. |
Общая характеристика членистоногих. Класс ракообразные. Лабораторная работа №12 ««Распознавание животных типа Членистоногие». |
|
|
|
|
|
28. |
Класс Паукообразные. |
|
|
|
|
|
29. |
Класс Насекомые. Внешнее строение. Лабораторная работа №13 «Выявление приспособлений у насекомых к среде обитания». |
|
|
|
|
|
30. |
Внутреннее строение насекомых. |
|
|
|
|
|
31. |
Типы развития насекомых. |
|
|
|
|
|
32. |
Полезные насекомые. Охрана насекомых. |
|
|
|
|
|
33. |
Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний. |
|
|
|
|
|
34. |
Зачёт №3 «Тип Моллюски. Тип Членистоногие». |
|
|
|
|
|
|
Тема 7. Тип Хордовые.
|
32 |
|
|
|
|
|
Подтип Бесчерепные. |
1 |
|
|
|
|
35. |
Общие признаки хордовых. Подтип Бесчерепные. Лабораторная работа №14 «Распознавание животных типа Хордовые». |
|
|
|
|
|
|
Тема 8. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы. |
5 |
|
|
|
|
36. |
Подтип Черепные. Надкласс Рыбы. Лабораторная работа №15 «Внешнее строение и особенности строения рыбы». |
|
|
|
|
|
37. |
Внутреннее строение рыбы. |
|
|
|
|
|
38. |
Особенности размножения рыб. |
|
|
|
|
|
39. |
Основные систематические группы рыб. Лабораторная работа №16 «Определение принадлежности рыб к определённой систематической группе». Лабораторная работа №17 «Выявление приспособлений у рыб к среде обитания». |
|
|
|
|
|
40. |
Промысловые рыбы. Их использование. |
|
|
|
|
|
|
Тема 9. Класс Земноводные. |
5 |
|
|
|
|
41. |
Общая характеристика. Внешнее строение лягушки. Лабораторная работа №18 «Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни». |
|
|
|
|
|
42. |
Строение и деятельность внутренних органов. |
|
|
|
|
|
43. |
Годовой цикл и происхождение земноводных. |
|
|
|
|
|
44. |
Многообразие и значение земноводных. Лабораторная работа №19 «Выявление приспособлений земноводных к среде обитания». |
|
|
|
|
|
45. |
Зачёт №4 «Рыбы и Земноводные». |
|
|
|
|
|
|
Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. |
4 |
|
|
|
|
46. |
Внешнее строение и скелет Пресмыкающихся. |
|
|
|
|
|
47. |
Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. |
|
|
|
|
|
48. |
Многообразие пресмыкающихся. |
|
|
|
|
|
49. |
Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся. |
|
|
|
|
|
|
Тема 11. Класс Птицы. |
8 |
|
|
|
|
50. |
Среда обитание и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №20 «Выявление особенностей внешнего строения в связи с образом жизни». |
|
|
|
|
|
51. |
Опорно-двигательная система птиц. |
|
|
|
|
|
52. |
Внутреннее строение птиц. |
|
|
|
|
|
53. |
Размножение и развитие птиц. |
|
|
|
|
|
54. |
Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. |
|
|
|
|
|
55. |
Многообразие птиц. Лабораторная работа №21 «Выявление приспособлений птиц к среде обитания». |
|
|
|
|
|
56. |
Значение и охрана птиц. Происхождение птиц. Лабораторная работа №22 «Распознавание домашних птиц». |
|
|
|
|
|
57. |
Зачёт №5 «Класс Пресмыкающиеся и класс Птицы». |
|
|
|
|
|
|
Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери. |
10 |
|
|
|
|
58. |
Внешнее строение. Среды жизни и места обитания. Лабораторная работа №23 «Изучение внешнего строения млекопитающего». |
|
|
|
|
|
59. |
Внутреннее строение млекопитающих. Лабораторная работа №24 «Изучение внутреннего строения млекопитающего». |
|
|
|
|
|
60. |
Размножение и развитие млекопитающего. |
|
|
|
|
|
61. |
Происхождение и многообразие млекопитающих. |
|
|
|
|
|
62. |
Плацентарные звери: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные. Хищные. |
|
|
|
|
|
63. |
Ластоногие Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные. |
|
|
|
|
|
64. |
Отряд Приматы. |
|
|
|
|
|
65. |
Экологические группы Млекопитающих. Лабораторная работа №25 «Выявление приспособлений млекопитающих к среде обитания». |
|
|
|
|
|
66. |
Значение млекопитающих для человека. Лабораторная работа №26 «Распознавание домашних животных». |
|
|
|
|
|
67. |
Зачёт №6 «Млекопитающие». |
|
|
|
|
|
|
Тема 13. Развитие животного мира на Земле. |
2 |
|
|
|
|
68. |
Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции. |
|
|
|
|
|
69. |
Основные этапы развития животного мира на Земле. |
|
|
|
|
|
70. |
Резерв. |
|
|
|
|
|
Лабораторных работ – 26
Зачёт – 6
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. М.: Вентана-Граф,
В.М.Константинов. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. -М.: Вентана-Граф, 2008
- Пименов А.В. Уроки биологии. –Ярославль «Академия развития» 2007
- Биология 6-11 классы. Тесты – М; «Дрофа» 2007
- Контрольныеи проверочные работы по биологии классы 6-8- М; «Дрофа» 2007
- 4. Задания для подготовки к олимпиадам. Биология 8-11.- Волгоград «Учитель»2007
Материально-технической базой для реализации программы курса служит оборудование для проведения лабораторных работ, таблицы, компьютеры.
М М диски « Биология.» изд. «Учитель »
Интернет-ресурсы по профилю.