Рабочая программа по биологии 7 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Клеповская средняя общеобразовательная школа

 

Рассмотрено

 на заседании ШМО

_____________________

Протокол № от «___»___2012г

Руководитель ШМО  ________/_______________

( подпись)                              (ФИО)                                                                                                               

 

Согласовано

Зам.директора по УВР

________/О.А.Подлесных

«___»_____________2012г

Утверждаю.

Директор школы

________/Н.А.Илларионова

«___»_____________2012г

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

По                биологии

 

Учитель      Боровлева Нина Дмитриевна

Год составления:           2012 -2013 учебный год

 

Класс         7

Количество часов в неделю                   2

Общее количество часов:                      70

Из них: федеральный компонент          70

              Региональный компонент         0

              Часы школьной компетенции   0

              Резерв                                        1

 

 

Рабочая программа по биологии в 7 классе  составлена на основе:

1. «Примерной программы основного общего образования по химии», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. М., 2004г

2. Регионального  Базисного учебного плана, утвержденного приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012г № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

3. Учебника, входящего в федеральный перечень учебников В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений .- М.: Вентана-Граф, 2010;

 

 

 «___»_____________2012г                                                                                      

 

_____________________

                ( подпись учителя)

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии в 7 классе  составлена на основе:

1. «Примерной программы основного общего образования по биологии», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. М., 2004г

2. Регионального  Базисного учебного плана, утвержденного приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012г № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

3. Учебника, входящего в федеральный перечень учебников В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений .- М.: Вентана-Граф, 2010;

 

Место предмета в учебном плане:

 Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю.

 

Цели и задачи.

1. Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье,оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

  1. формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
  2. приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

Учебно-тематический план по биологии в 7 классе

 

Раздел программы

Общее количество часов

1.

Введение.

5

2.

Строение тела животных.

3

3.

Подцарство Простейшие.

4

4.

Подцарство многоклеточные: Тип кишечнополостные.

4

5.

Типы:плоские черви, круглые черви, кольчатые черви.

6

6.

Тип Моллюски.

4

7.

Тип членистоногие.

8

8

Подтип Бесчерепные.

1

9

Надкласс Рыбы.

5

10

Класс Земноводные.

5

11

Класс Пресмыкающиеся или Рептилии.

4

12

Класс Птицы.

8

13

Класс Млекопитающие.

10

14

Развитие животного мира на Земле.

2

15

Резерв.

1

 

Итого:

70

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение-5ч

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных. Животный организм как целостная система

 Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.

Строение тела животных-3ч

Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции.

 Подцарство Простейшие-4ч

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.

Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.

Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

Подцарство многоклеточные: Тип кишечнополостные-4ч.

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.

Типы:плоские черви, круглые черви, кольчатые черви-6ч.

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний. Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

Тип Моллюски-4ч.

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Тип членистоногие-8ч.

     Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды на­секомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

Подтип Бесчерепные-1ч.

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.

Надкласс Рыбы.5ч

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы.

Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

Класс Земноводные-5ч.

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

Класс Пресмыкающиеся или Рептилии-4ч.

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

Класс Птицы-8ч.

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.  Схема строения рептилий и птиц. Многообразие птиц.

Класс Млекопитающие-10ч.

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, Грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана цепных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).

 

Развитие животного мира на Земле-2ч.

 

Доказательства эволюции животного мира. Ученние Ч,Дарвина. Основные этапы эволюции.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса.


знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии (7 класс)

 

 

 

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Дополнительные элементы содержания

ВВЕДЕНИЕ (5 ЧАСОВ)

1.

Зоология - как наука о животных.

 

 

 

 Урок обобщения и систематизации знаний

Зоология - как наука о животных.

Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Черты сходства  и различия животных и растений.

Значение животных.

Называть предмет изучения зоологии.

Приводить примеры животных вредителей с\х растений.

Описывать признаки животных.

Отличать животных от растений.

Выделять значение животных в природе и жизни человека.

Современная зоология- система наук о животных.: морфология, физиология, эмбриология, систематика, экология, палеонтология, генетика , зоогеография

2.

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе.

Лаб.раб №1»Выявление приспособленности животных к среде обитания»

 

 

 Урок обобщения и систематизации знаний

Среды жизни и места обитания животных.

Взаимосвязи животных.

Давать определение понятию место обитания животного.

Называть основные среды жизни и приводить примеры животных, обитающих в них

Описывать и приводить примеры различных форм взаимоотношений м\у животными.

Объяснять приспособленность животных к условиям среды обитания

 

3.

Классификация животных. Основные систематические группы животных

 

 

Классификация животных. Значение классификации животных. Краткая история развития зоологии.

Методы изучения животных.

Называть систематические категории.

Отличать  классификацию растений от классификации животных.

Объяснять значение клас-ии

Основные систематические категории животных.

4.

Влияние человека на животных.

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Зависимость жизни животных от человека.

Охрана животного мира: заповедники, заказники, памятники природы, природный национальный парк.

Приводить примеры воздействия человека на численность и разнообразие животных.

Называть животных, исчезнувших в результате деятельности человека.

Описывать меры охраны редких животных.

Прогнозировать последствия исчезновения животных.

 

5.

Проверочная работа.

 Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

 

Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки.

Тема 1. «СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЖИВОТНЫХ» (3 ЧАСА)

6

Клетка

 

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток.

Перечислять основные органоиды клетки

Называть роль органоидов.

Отличать клетки животных от клеток растений.

Распознавать на рисунке основные органоиды животной клетки.

 

 

7

Ткани

Лаб.раб №2  «Строение клеток и тканей животных.»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ткань. Определение особенности строения Виды тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная.

Особенности строения основных видов тканей.

Давать определение термину ткани.

Называть основные виды тканей.

Объяснять, почему у животных есть нервная ткань

Характеризовать основные виды тканей

 

8

Органы и системы органов

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 

Орган-часть организма.

Системы органов: ОДС, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, эндокринная, половая. Организм как целостная система. Сиимметрия тела.

Давать определение терминам орган, система органов.

Называть системы органов.

Характеризовать строение и функци органов

 

 

Тема 2 «ПОДЦАРСТВО ПРОСТЕЙШИЕ»

(4 ЧАСА)

9

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы.

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Общая характеристика простейших, как одноклеточных организмов. Тип Саркодовые. Среда обитания. Особенности строения и жизнедеятельности: движение, питание, дыхание, выделение, размножение.

Образование цисты.

Раздражимость.

Называть среду обитания и способы передвижения.

Описывать условия образования цисты.

Распознавать на рисунках и описывать амебу и ее органоиды

Объяснять способ передвижения, питания, размножения.

Раковинные амебы, радиолярии, фораминиферы.

10

Класс  Жгутиконосцы

 

 

Комбинированный урок

Одноклеточные и колониальные жгутиконосцы.

Среда и условия обитания.

Особенности строения и жизнедеятельности. Наличие жгутиков.

Автотрофное и гетеротрофное питание.

Распознавать на рисунках и описывать эвглену и ее органоиды

Называть среду обитания и способы передвижения.

Сравнивать эвглену зеленую с растениями и животными.

 

11

Тип Инфузории

 

 

Комбинированный урок

Среда обитания. Особенности строения инфузорий: наличие ресничек, 2 ядра, 2 сократительные вакуоли, пищеварительные вакуоли.

Особенности жизнедеятельности: гетеротрофное питание, половой процесс.

Называть функции органоидов инфузории –туфельки.

Распознавать на рисунках и описывать инфузорию –туфельку

и ее органоиды

 

Многообразие инфузорий: донные виды, паразиты, малоподвижные виды.

12

Многообразие простейших. Паразитические простейшие.

Урок систематизации и закрепления знаний

Типы простейших: саркодовые, жгутиконосцы, инфузории. Роль простейших в природе и жизни человека. Паразитические простейшие – возбудители заболеваний.

Перечислять меры, предупреждающие заболевание амебной дизентерией и малярией.

Объяснять роль простейших в природе и жизни человека.

Жизненный цикл малярийного плазмодия.

Тема 3 «ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ» (4 ЧАСА)

13

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика.

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Признаки типа: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок

Одиночные и колониальные организмы.

Размножение: бесполое и половое.

Называть признаки типа кишечнополостные.

Объяснять значение термина кишечнополостные.

Жизненные формы кишечнополостных: полип и медуза

14

Пресноводная гидра.

 

Комбинированный урок

Среда обитания и образ жизни пресноводной гидры. Строение и жизнедеятельность. Регенерация. Механизм безусловного рефлекса.

Называть образ жизни, значение различных клеток гидры, строение гидры.

Объяснять процесс регенерации.

Характеризовать по плану размножение гидры

Внутриклеточное пищеварение.

15

Морские кишечнополостные. Лаб. раб№3  «Распознавание животных типа  кишечнополостных»

Урок систематизации и закрепления знаний

Роль кишечнополостных в природе и жизни человека

Называть значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Распознавать на рисунках и описывать представителей типа кишечнополостных.

Классы кишечнополостных: сцифоидные, гидроидные, коралловые полипы.

16

Зачет  №1 «Одноклеточные животные. Тип Кишечнополостные»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

 

Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки.

 

 

Тема 4.  Типы: плоские черви, круглые черви, кольчатые черви.

6 часов

17

Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. Лаб. раб№4  «Распознавание животных типа  Плоские черви.»

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Признаки типа Плоские черви: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов.

Размножение. Гермафродиты, внутреннее оплодотворение.

Называть функции систем внутренних органов.

Узнавать по таблицам и рисункам системы органов.

Сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии.

 

18

Разнообразие плоских червей

Лаб.раб №5 «Выявление приспособлений у плоских червей  к среде обитания.»

Комбинированный урок

Плоские черви – возбудители заболеваний человека и животных.

Циклы развития паразитических червей.

Меры защиты от заражения.

Называть меры защиты от паразитических червей.

Узнавать по таблицам и рисункам стадии развития печеночного сосальщика и бычьего цепня.

Выявлять приспособления к паразитизму.

Объяснять роль  плоских червей.

Класс Сосальщики и Ленточные черви.

19

Тип Круглые черви. Класс Нематоды

Лаб. раб№6  «Распознавание животных типа  Круглые черви.»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Образ жизни. Особенности строения. Наличие первичной полости.

Значение круглых червей в природе и жизни человека.

Распознавать на рисунках и описывать представителей типа Круглые черви

Объяснять меры профилактики заражения.

 

20

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви Лаб. раб№7  «Распознавание животных типа  Кольчатые черви.»

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Образ жизни. Особенности строения. Наличие вторичной полости.

Появление замкнутой кровеносной системы.

 

Распознавать на рисунках и описывать системы органов.

Распознавать на рисунках и описывать представителей типа Кольчатые черви

Сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей.

 

21

Класс малощетинковые черви.

 Лаб.рабо№8 «Определение принадлежности кольчатых червей к классу.»

 

Комбинированный урок

Образ жизни. Особенности строения дождевого червя.

 

Описывать приспособления для жизни в почве.

Объяснять роль дождевого червя почвообразовании.

пиявки

22

Зачет№2 « Типы: плоские черви, круглые черви, кольчатые черви.»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

 

Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки

Тема 5 «ТИП МОЛЛЮСКИ» (4 ЧАСА)

23

Общая характеристика типа Моллюски.            Лаб. раб№9  «Распознавание животных типа  Моллюски.»

 

 

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

тип Моллюски: среда обитания и образ жизни, особенности строения (мантия, отделы тела).

Системы внутренних органов. Появление дыхательной системы.

Распознавать на рисунках и описывать представителей типа моллюски.

Выявлять особенности строения типа.

Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей.

 

24

Класс Брюхоногие моллюски              Лаб. раб№10 «Определение принадлежности моллюсков к классам»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Многообразие и практическое значение брюхоногих моллюсков. Особенности строения.

Определять принадлежность моллюсков к классам.

Объяснять значение в природе и жизни человека.

 

25

Класс Двустворчатые Моллюски       Лаб.раб №11 «Выявление приспособлений у моллюсков  к среде обитания.»

 

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Многообразие и практическое значение двустворчатых моллюсков. Особенности строения. Строение раковины.

Определять принадлежность моллюсков к классам.

Выделять приспособления двустворчатых моллюсков к среде обитания.

Объяснять значение в природе и жизни человека

Сравнивать двустворчатых и брюхоногих моллюсков.

Механизм образования жемчуга.

26

Класс Головоногие Моллюски

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Многообразие и практическое значение головоногих моллюсков. Особенности строения.

Определять принадлежность моллюсков к классам.

Выявлять особенности строения головоногих моллюсков.

 

Тема 6. Тип Членистоногие.

8 часов

27

Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные.

Лаб. раб№12 «Распознавание животных типа  Членистоногие.»

 

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Тип Членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела.

Образ жизни и внешнее строение ракообразных.

Системы внутренних органов.

Распознавать на рисунках и описывать представителей типа Членистоногие.

Распознавать и описывать строение и многообразие членистоногих.

Выявлять особенности строения и приспособления к среде обитания ракообразных.

Многообразие ракообразных: десятиногие, листоногие, веслоногие,равноногие,  разноногие, усоногие.

28

Класс Паукообразные

 

 

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Образ жизни и особенности строения паукообразных.

Системы внутренних органов.

Поведение и особенности жизнедеятельности.

Клещи. Значение паукообразных.

Распознавать на рисунках и описывать представителей паукообразных.

Описывать внешнее строение паука крестовика и жизнедеятельность пауков.

Характеризовать практическое значение паукообразных.

Ловчие сети различных видов пауков.

Многообразие паукообразных.

29

Класс Насекомые. Внешнее строение.

Лаб.раб №13 «Выявление приспособлений у насекомых  к среде обитания.»

 

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Образ жизни и особенности внешнего строения насекомых: три отдела тела, 3 пары ног, крылья, органы дыхания наземного типа.

Типы ротового аппарата.

Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата.

Выявлять особенности строения и приспособления к среде обитания

Типы ног у насекомых

30

Внутреннее строение насекомых

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Системы внутренних органов.

Смешанная полость тела.

Жизнедеятельность и поведение на раздражение светом и химическими веществами.

Раздельнополые организмы. Внутреннее оплодотворение.

Узнавать  системы внутренних органов.

Описывать поведение насекомых.

Выделять особенности внутреннего  строения

Характеризовать размножение насекомых.

 

31

Типы развития насекомых

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Развитие насекомых: с неполным превращением и с полным превращением. Признаки отрядов насекомых.

Стадии развития с неполным превращением и с полным превращением.

Приводить примеры насекомых с неполным превращением и с полным превращением.

Описывать стадии развития насекомых.

Перечислять признаки отрядов.

Отряды насекомых с неполным превращением. Отряды насекомых с полным превращением

32

Полезные насекомые. Охрана насекомых

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Значение насекомых в природе и жизни человека. Одомашненные насекомые: пчела медоносная, тутовый шелкопряд.

Продукты пчеловодства.

Приводить примеры продуктов пчеловодства и их использования человеком.

Описывать значение насекомых в природе и жизни человека.

Характеризовать меры по охране насекомых.

Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Структура особей пчелиной и муравьиной семьи

33

Насекомые -  вредители сада и огорода и переносчики заболеваний.

 

Комбинированный урок

Отрицательное значение насекомых: вредители культурных растений, переносчики заболеваний.

Методы борьбы человека с насекомыми: физические, химические, агротехнические, биологические.

Перечислять Методы борьбы человека с вредителями культурных растений, переносчиками заболеваний.

Называть вредители культурных растений, переносчики заболеваний.

 

34

ЗАЧЕТ №3 «Моллюски. Членистоногие»

 

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

 

Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки

Тема 7. Тип хордовые. 32 часа.

 

 

Подтип Бесчерепные  1 час

35

Общие признаки типа Хордовые. Подтип Бесчерепные

Лаб. раб№14  «Распознавание животных типа  Хордовые.»

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 

Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость тела.

Местообитание и внешнее строение. Системы внутренних органов.

Распознавать животных типа Хордовые.

Узнавать по рисункам системы внутренних органов.

Выделять особенности строения ланцетника для жизни в воде.

Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению  с кольчатыми червями.

Вторичноротые животные. Описание ланцетника.

Развитие ланцетника

Тема 8.  Подтип Черепные. Рыбы.

5 часов.

36

Подтип Черепные. Надкласса Рыбы

Лаб раб№15 «Внешнее строение и особенности строения рыб.»

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Общие признаки подтипа Черепные: наличие позвоночника и разделение нервной трубки на головной и спинной мозг, развитие черепа, формирование парных конечностей.

Особенности внешнего и внутреннего строения на примере костистой рыбы. Роль плавников в движении рыб.

Расположение и значение органов чувств.

Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде.

Описывать внешнее строение.

Характеризовать функции плавников

Выделять особенности строения рыб и функции органов чувств.

 

37

Внутреннее строение рыб.

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Системы внутренних органов: ОДС, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная.

Называть отделы, органы и их функции.

Перечислять характерные черты внутреннего строения.

Узнавать по рисункам системы внутренних органов

Выделять особенности строения рыб

 

38

Особенности размножения рыб

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Органы размножения. Размножение и развитие рыб. Места нагула и нереста у проходных рыб.

Особенности поведения: миграция, забота о потомстве.

Называть тип оплодотворения у большинства рыб.

Приводить примеры проходных рыб.

Выделять особенности строения и функции органов размножения рыб.

Объяснять значение миграций в жизни рыб.

 

39

Основные систематические группы рыб.         Лаб. раб№16 «Определение принадлежности рыб к систематической группе»           Лаб.раб №17 «Выявление приспособлений  рыб  к среде обитания.»

 

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Хрящевые рыбы: акулы и скаты.

Многообразие костистых рыб.

Осетровые, двоякодышащие и кистеперые рыбы.

Значение их в происхождении наземных позвоночных животных.

Приспособления рыб к разным условиям обитания.

Называть представителей класса хрящевых и костных рыб.

Распознавать и описывать наиболее распространенные виды рыб, обитающие в водах Мурманской области.

Перечислять особенности строения двоякодышащих и двоякодышащих рыб.

Сравнивать различные отряды костистых рыб.

 

Классификация надкласса Рыбы.

Двоякодышащие рыбы (нерацератод, лепидосирен)

40

Промысловые рыбы. Их использование.

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Практическое значение рыб. Рыболовство.

Промысловое значение рыб. Основные группы промысловых рыб : сельдеообразные, трескообразные, карпообразные.

Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов. Прудовое хозяйство.

Называть представителей промысловых рыб.

Называть рыб, разводимых в прудах, и описывать их практическое значение.

Характеризовать роль промысловых рыб в жизни человека.

Доказывать практическую значимость прудоводства.

 

География рыболовного промысла.

Схема прудового хозяйства.

Рыборазводные заводы, их значение.

                                   Тема 9 КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ (5 ЧАСОВ)

41

Общая характеристика. Внешнее строение лягушки.

Лаб раб№18 «Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 

Признаки класса. Места обитания и образ жизни. Внешнее строение лягушки. Признаки наземных животных. Скелет и мускулатура.

Узнавать отделы скелета.

Описывать внешнее строение.

Описывать приспособления к жизни на суше и в воде.

Выделять особенности строения земноводных.

Сравнивать костный скелет земноводных и рыб

 

Зависимость процессов жизнедеятельности от температуры окружающей среды. Оцепенение.

42

Строение и деятельность систем внутренних органов.

 

 

Комбинированный урок

Системы внутренних органов:  пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная.

Обмен веществ и энергии.

Узнавать по рисунку системы внутренних органов

Описывать строение и функции систем внутренних органов.

 

43

Годовой цикл жизни земноводных.

 

 

 

 

 

Размножение. Внешнее оплодотворение. Развитие лягушки с метаморфозом. Сходство личинок земноводных с рыбами.

 

 

Находить сходство в размножении и развитии рыб и земноводных.

Сравнивать головастика и взрослую особь.

Сравнивать развитие рыбы и лягушки.

Влияние сезонных изменений в природе на жизнь земноводных.

44

 

 

Многообразие земноводных.

                        Лаб.раб №19«Выявление приспособлений  земноводных  к среде обитания.»

изучения и Урок первичного закрепления новых знаний.

 

 

Вымершие земноводные.

 

 

 

 

 

 

Называть места обитания земноводных и основные отряды, роль земноводных.

 

 

45

Зачет№ 4 «Рыбы. Земноводные»

 

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

 

 

Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки

Тема 10. Класс Пресмыкающиеся или Рептилии.

4 часа.

46

Общая характеристика. Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Особенности внешнего строения (на примере ящерицы).Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез.

Строение скелета.

Называть приспособления в строении и жизнедеятельности для наземного образа жизни.

Сравнивать внешнее строение прыткой ящерицы и гребенчатого тритона, скелет ящерицы и ужа.

 

47

 Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся.

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Особенности внутреннего строения: появление дыхательных путей, увеличение отделов головного мозга.

Обмен веществ: питание, дыхание и выделение.

Поведение. Размножение и развитие.

Перечислять  усложнения в строении систем органов.

Узнавать по рисунку системы внутренних органов

Объяснять причины более сложного поведения пресмыкающихся

 

48

Многообразие пресмыкающихся. .

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

отряды класса пресмыкающиеся: чешуйчатые, черепахи.

Ядовитые змеи. Меры первой помощи.

 

Называть  известные вам виды пресмыкающихся различных отрядов.

Приводить примеры ящеров и их среды обитания.

 

Отряд крокодилы

49

Значение пресмыкающихся .Древние пресмыкающиеся.

 

 

Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Разнообразие древних пресмыкающихся.

 

 

Называть причины вымирания.

Объяснять Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека

 

 

 

                                          Тема 11 КЛАСС ПТИЦЫ(8 ЧАСОВ)

50

Среда обитания и внешнее строение птиц. №20«Выявление особенностей внешнего строения в связи с образом жизни .»

 

Комбинированный урок

 

Общая характеристика класса.

Среда обитания. Особенности внешнего строения. Приспособленность к полету. Усложнение покровов по сравнению с пресмыкающимися.

Характеризовать типы перьев.

Описывать приспособления внешнего строения для полета.

 

 

51

Опорно-двигательная система птиц.

 

Комбинированный урок

Скелет птицы. Отделы. Приспособленность к полету : срастание и пневматичность костей.

Мышцы. Приспособленность к полету: большие грудные мышцы, длинные сухожилия.

Выделять особенности скелета птиц.

Объяснять причины расположения и строения мышц птиц.

Характеризовать изменения скелета птиц в связи с полетом.

 

52

Внутреннее строение птиц

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Системы внутренних органов птиц. Приспособленность к полету. Интенсивный обмен веществ.

Узнавать по рисунку системы внутренних органов

Назвать прогрессивные черты организации птиц по сравнению с пресмыкающимися.

Выделять  приспособленность систем внутренних органов птиц к полету.

Объяснять причины интенсивного обмена веществ.

 

 

53

Размножение и развитие птиц. »

Комбинированный урок

 

Органы размножения. Развитие яйца и зародыша.

Выводковые и гнездовые птицы.

Называть этапы развития яйца

Выделять  особенности строения органов размножения, связанные с полетом.

Находить отличия между гнездовыми и выводковыми птицами.

 

54

Сезонные явления в жизни птиц

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Поведение птиц на различных этапах годового цикла: ритуальное поведение в период размножения, гнездостроение, насиживание, послегнездовый период, сезонные миграции.

Называть причины появления у птиц инстинкт  перелета.

Описывать сезонные явления в жизни птиц.

 

Типы гнезд. Оседлые, кочующие, перелетные птицы.

55

Многообразие птиц

Лаб.раб №21 «Выявление приспособлений  птиц  к среде обитания.»

 

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Экологические группы птиц по местам обитания: птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

Экологические группы птиц по типу питания: растительноядные, хищные и всеядные.

Называть Экологические группы птиц и приводить примеры.

Определять особенности строения различных экологических групп.

Систематические группы птиц.

Надотряды: пингвины,страусы, типичные птицы.

56

Значение и охрана птиц.Происхождение птиц.                                 Лаб раб№ 22«Распознавание домашних птиц.»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека.

Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.

Домашние птицы. Важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.

Перечислять роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека.

Приводить примеры Домашних птиц

 

 

Происхождение птиц от древних пресмыкающихся.

Археоптерикс.

57

Зачет № 5                   Класс Пресмыкающиеся  и класс Птицы»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

 

 

Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки

 

                           Теме 12 КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ (10 ЧАСОВ)

58

 Внешнее строение.Среды  жизни и места обитания.

Лаб раб№23 «Изучение внешнего строения млекопитающего»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Признаки класса.

Среды жизни и места обитания.

Особенности внешнего строения

Строение кожи. Шерстяной покров.

Железы млекопитающих.

Называть общие признаки млекопитающих.

Перечислять функции желез.

Описывать строение кожи.

Выделять особенности внешнего строения.

 

59

Внутреннее строение млекопитающих    Лаб раб№24 «Изучение внутреннего строения млекопитающего»

 

 

 

Комбинированный урок

 

Особенности внутреннего строения. Усложнение ОДС, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися.

Перечислять особенности скелета.

Узнавать по рисунку системы внутренних органов

Пояснять отличия в строении коры больших полушарий у различных групп млекопитающих.

 

60

Размножение и развитие млекопитающих

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Размножение и развитие млекопитающих, забота о потомстве. Годовой и жизненный цикл и сезонные явления.

Приводить примеры заботы о потомстве.

Характеризовать размножение и развитие млекопитающих.

 

61

Происхождение и многообразие млекопитающих

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Предки млекопитающих – древние млекопитающие. Многообразие. Яйцекладущие и настоящие звери.

Называть группу рептилий,  от которых произошли млекопитающие.

Описывать строение и жизнедеятельность первозверей.

Утконос и ехидна. Сумчатые плацентарные. Особенности биологии. Районные распространения и разнообразие.

62

Плацентарные звери: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, Хищные

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Признаки отряда.

Приводить примеры различных млекопитающих.

Находить черты  сходства между отрядами грызуны и зайцеообразные.

Семейства отряда хищные.

63

Отряды Ластоногие и китообразные, Парнокопытные и

Непарнокопытные, Хоботные

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 

Признаки отряда

Приводить примеры различных млекопитающих

Сравнивать отряды млекопитающих.

Отряд Хоботные. Строение органов пищеварения у жвачных и нежвачных животных.

64

Отряд Приматы

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 

Признаки отряда

Сходство человекообразных обезьян с человеком.

Называть общие черты строения приматов.

Доказывать что обезьяны – наиболее высокоорганизованные животные.

Сравнивать человекообразных обезьян и человека.

Семейства отряда приматы

65

Экологические группы млекопитающих

Лаб.раб №25 «Выявление приспособлений  млекопитающих  к среде обитания.»

 

 

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Среда обитания. Экологические группы млекопитающих

Перечислять Экологические группы млекопитающих

 

66

Значение млекопитающих для человека                 Лаб раб №26 «Распознавание домашних животных.»

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 

Домашние звери: КРС, мелкий рогатый скот, домашние свиньи, домашние лошади.

Охрана млекопитающих: заповедники, зоопарки, акклиматизация.

Приводить примеры хоз.групп и пород млекопитающих.

Распознавать и описывать домашних зверей.

Северные олени. Кролиководство.

67

Зачет № 6 «Млекопитающие»

 

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

 

 

Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки

 

Тема 13. Развития животного мира на Земле.

2 часа.

68

Док- во эволюции животного мира. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Понятие об эволюции. Учение Ч.Дарвина. Доказательства эволюции. Многообразие животных – результат эволюции.

Называть факторы эволюции.

Приводить доказательства эволюции животного мира.

Естественный отбор и наследственная изменчивость.

69

Основные этапы развития животного мира на Земле

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Основные этапы развития животного мира на Земле: появление многоклеточности, систем органов.

Происхождение и эволюция хордовых. Выход позвоночных на сушу.

Называть Основные этапы развития животного мира на Земле

 

70

Резерв

 

 

 

 

Лабораторных работ-26

 

Зачетов-6

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

Биология 7 класс

(2 часа в неделю, всего 70 часов)

 

 

№ урока

Раздел. Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

Федер.

рег

по плану

факт

 

Введение.

5

 

 

 

 

1.

Зоология – наука о животных.

1

 

 

 

 

2.

Среды жизни и места обитания животных. Лабораторная работа №1 «Выявление приспособления животных к среде обитания».

 

 

 

 

 

3.

Классификация животных и основные систематические  группы.

 

 

 

 

 

4.

Влияние человека на животных.

 

 

 

 

 

5.

Вводный контроль.

 

 

 

 

 

 

Тема 1. Строение тела животных.

3

 

 

 

 

6.

Клетка.

 

 

 

 

 

7.

Ткани. Лабораторная работа №2 «Строение клетки и тканей животных».

 

 

 

 

 

8.

Органы и системы.

 

 

 

 

 

 

Тема 2. Подцарство Простейшие.

4

 

 

 

 

9.

Тип Саркодовые и класс Жгутиконосцы.

 

 

 

 

 

10.

Класс Жгутиконосцы.

 

 

 

 

 

11.

Тип инфузории.

 

 

 

 

 

12.

Многообразие простейших. Паразитические простейшие.

 

 

 

 

 

 

Тема 3. Подцарство многоклеточные животные

Тип Кишечнополостные.

4

 

 

 

 

13.

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика.

 

 

 

 

 

14.

Пресноводная гидра.

 

 

 

 

 

15.

Морские кишечнополостные. Лабораторная работа №3 «Распознавание животных типа Кишечнополостные».

 

 

 

 

 

16.

Зачёт №1 «Одноклеточные животные. Тип Кишечнополостные».

 

 

 

 

 

 

Тема 4. Типы: плоские черви, круглые черви, кольчатые черви.

6

 

 

 

 

17.

Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. Лабораторная работа №4 «Распознавание животных типа Плоские черви».

 

 

 

 

 

18.

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Лабораторная работа №5 «Выявление приспособлений у плоских червей к среде обитания».

 

 

 

 

 

19.

Тип Круглые черви. Лабораторная работа №6 «Распознавание животных типа Круглые черви».

 

 

 

 

 

20.

Тип Кольчатые черви. Лабораторная работа №7 «Распознавание животных типа Кольчатые  черви».

 

 

 

 

 

21.

Малощетинковые черви. Лабораторная работа №8 «Определение принадлежности кольчатых червей к классам».

 

 

 

 

 

22.

Зачёт №2 «Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви».

 

 

 

 

 

 

Тема 5. Тип Моллюски.

4

 

 

 

 

23.

Общая характеристика типа Моллюски. Лабораторная работа №9 «Распознавание животных типа Моллюски».

 

 

 

 

 

24.

Класс Брюхоногие Моллюски. Лабораторная работа №10 «Определение принадлежности моллюсков к классам».

 

 

 

 

 

25.

Класс Двустворчатые моллюски. Лабораторная работа №11 «Выявление приспособлений у моллюсков к среде обитания».

 

 

 

 

 

26.

Класс Головоногие моллюски.

 

 

 

 

 

 

Тема 6. Тип Членистоногие.

8

 

 

 

 

27.

Общая характеристика членистоногих. Класс ракообразные. Лабораторная работа №12 ««Распознавание животных типа Членистоногие».

 

 

 

 

 

28.

Класс Паукообразные.

 

 

 

 

 

29.

Класс Насекомые. Внешнее строение. Лабораторная работа №13 «Выявление приспособлений у насекомых к среде обитания».

 

 

 

 

 

30.

Внутреннее строение насекомых.

 

 

 

 

 

31.

Типы развития насекомых.

 

 

 

 

 

32.

Полезные насекомые. Охрана насекомых.

 

 

 

 

 

33.

Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний.

 

 

 

 

 

34.

Зачёт №3 «Тип Моллюски. Тип Членистоногие».

 

 

 

 

 

 

Тема 7. Тип Хордовые.

 

32

 

 

 

 

 

Подтип Бесчерепные.

1

 

 

 

 

35.

Общие признаки хордовых. Подтип Бесчерепные. Лабораторная работа №14 «Распознавание животных типа Хордовые».

 

 

 

 

 

 

Тема 8. Подтип Черепные.

Надкласс Рыбы.

5

 

 

 

 

36.

Подтип Черепные.

Надкласс Рыбы. Лабораторная работа №15 «Внешнее строение и особенности строения рыбы».

 

 

 

 

 

37.

Внутреннее строение рыбы.

 

 

 

 

 

38.

Особенности размножения рыб.

 

 

 

 

 

39.

Основные систематические группы рыб. Лабораторная работа №16 «Определение принадлежности рыб к определённой систематической группе». Лабораторная работа №17 «Выявление приспособлений у  рыб к среде обитания».

 

 

 

 

 

40.

Промысловые рыбы. Их использование.

 

 

 

 

 

 

Тема 9. Класс Земноводные.

5

 

 

 

 

41.

Общая характеристика. Внешнее строение лягушки. Лабораторная работа №18 «Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни».

 

 

 

 

 

42.

Строение и деятельность внутренних органов.

 

 

 

 

 

43.

Годовой цикл и происхождение земноводных.

 

 

 

 

 

44.

Многообразие и значение земноводных.  Лабораторная работа №19 «Выявление приспособлений земноводных к среде обитания».

 

 

 

 

 

45.

Зачёт №4 «Рыбы и Земноводные».

 

 

 

 

 

 

Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.

4

 

 

 

 

46.

Внешнее строение и скелет Пресмыкающихся.

 

 

 

 

 

47.

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся.

 

 

 

 

 

48.

Многообразие пресмыкающихся.

 

 

 

 

 

49.

Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся.

 

 

 

 

 

 

Тема 11. Класс Птицы.

8

 

 

 

 

50.

Среда обитание и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №20 «Выявление особенностей внешнего строения в связи с образом жизни».

 

 

 

 

 

51.

Опорно-двигательная система птиц.

 

 

 

 

 

52.

Внутреннее строение птиц.

 

 

 

 

 

53.

Размножение и развитие птиц.

 

 

 

 

 

54.

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.

 

 

 

 

 

55.

Многообразие птиц. Лабораторная работа №21 «Выявление приспособлений  птиц к среде обитания».

 

 

 

 

 

56.

Значение и охрана птиц. Происхождение птиц. Лабораторная работа №22 «Распознавание домашних птиц».

 

 

 

 

 

57.

Зачёт №5 «Класс Пресмыкающиеся и класс Птицы».

 

 

 

 

 

 

Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери.

10

 

 

 

 

58.

Внешнее строение. Среды жизни и места обитания. Лабораторная работа №23 «Изучение внешнего строения млекопитающего».

 

 

 

 

 

59.

Внутреннее строение млекопитающих. Лабораторная работа №24 «Изучение внутреннего строения млекопитающего».

 

 

 

 

 

60.

Размножение и развитие млекопитающего.

 

 

 

 

 

61.

Происхождение и многообразие млекопитающих.

 

 

 

 

 

62.

Плацентарные звери: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные. Хищные.

 

 

 

 

 

63.

Ластоногие  Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные.

 

 

 

 

 

64.

Отряд Приматы.

 

 

 

 

 

65.

Экологические группы Млекопитающих. Лабораторная работа №25 «Выявление приспособлений млекопитающих к среде обитания».

 

 

 

 

 

66.

Значение млекопитающих для человека. Лабораторная работа №26 «Распознавание домашних животных».

 

 

 

 

 

67.

Зачёт №6 «Млекопитающие».

 

 

 

 

 

 

Тема 13. Развитие животного мира на Земле.

2

 

 

 

 

68.

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции.

 

 

 

 

 

69.

Основные этапы развития животного мира на Земле.

 

 

 

 

 

70.

Резерв.

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторных работ – 26

Зачёт – 6

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. М.: Вентана-Граф,

 В.М.Константинов. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. -М.: Вентана-Граф, 2008

  1. Пименов А.В. Уроки биологии. –Ярославль «Академия развития» 2007
  2. Биология 6-11 классы. Тесты – М; «Дрофа» 2007
  3. Контрольныеи проверочные работы по биологии классы  6-8- М; «Дрофа» 2007
  4. 4.     Задания для подготовки к олимпиадам. Биология 8-11.- Волгоград «Учитель»2007

 

Материально-технической базой  для реализации программы курса  служит оборудование  для проведения лабораторных работ, таблицы, компьютеры.

М М диски  « Биология.» изд. «Учитель »

Интернет-ресурсы  по профилю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              

 

Открытие сайта!
Сегодня наш сайт создан и постепенно будет пополняться полезной информацией.

Яндекс.Метрика