Рабочая программа по биологии 6 класс
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Клеповская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании ШМО _____________________ Протокол № от «___»___2012г Руководитель ШМО ________/_______________ ( подпись) (ФИО)
|
Согласовано Зам.директора по УВР ________/О.А.Подлесных «___»_____________2012г |
Утверждаю. Директор школы ________/Н.А.Илларионова «___»_____________2012г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По биологии
Учитель Боровлева Нин Дмитриевна
Год составления: 2012 -2013 учебный год
Класс _6 класс_
Количество часов в неделю 1
Общее количество часов: 35
Из них: федеральный компонент 35
Региональный компонент 0
Часы школьной компетенции
Резерв 0
Рабочая программа по биологии в 6 классе составлена на основе:
1. «Примерной программы основного общего образования по биологии», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. М., 2004г
2. Регионального Базисного учебного плана, утвержденного приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012г № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
3. Учебника, входящего в федеральный перечень учебников: И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс.- М.: Вентана-Граф, 2010
.
«___»_____________2012г _____________________
( подпись учителя)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии в 6 классе составлена на основе:
:1. «Примерной программы основного общего образования по биологии», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. М., 2004г
2. Регионального Базисного учебного плана, утвержденного приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012г № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
3. Учебника, входящего в федеральный перечень учебников: И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс.- М.: Вентана-Граф, 2010.
Место предмета в учебном плане:
В 6 классе биология изучается как самостоятельный предмет. Курс. «Бактерии. Грибы. Растения» рассчитан на 35 часов в год, 1 час в неделю.
Цели и задачи.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
- Формирование целостной научной картины мира,
- Освоение знаний о строении, жизнедеятельности, роли растений, грибов, бактерий; методах познания живой природы.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
- Овладеть умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, проводить наблюдения за растениями и эксперименты.
- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
- Работать с учебником: использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.
- Анализировать и сравнивать.
- Обобщать и делать выводы.
- Объяснять явления и процессы.
Специальные умения, навыки и способы деятельности, которые помогают в повседневной жизни.
- Выращивание и размножение культурных растений, и уход за ними.
- Соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и бактериями.
- Оказание первой медицинской помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями
Соблюдение правил поведения в окружающей среде.
Основные задачи данного курса заключается в формировании основных биологических понятий, привитие школьникам практических умений по изучению и выращиванию растений. При усвоении знаний об особенностях строения и функций органов растительного организма, многообразия растений, решаются важнейшие задачи воспитания. В системе комплексного воспитания особая роль принадлежит формированию научного мировоззрения, эстетическому и экологическому воспитанию.
Учебно-тематический план по биологии в 6 классе
№ |
Раздел программы |
Общее количество часов |
1. |
Введение |
2 |
2. |
Клеточное строение организмов |
2 |
3. |
Органы цветковых растений |
9 |
4. |
Основные процессы жизнедеятельности растений |
7 |
5. |
Основные отделы царства растений |
7 |
6. |
Историческое развитие и многообразие растительного мира |
2 |
7. |
Бактерии |
2 |
8 |
Грибы. Лишайники |
3 |
9 |
Природные сообщества |
1 |
|
Итого: |
35ч |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение-2ч
Система живой природы. Многообразие живых организмов. Царства органического мира. Место растений среди царств живой природы и их разнообразие. Биология и ботаника как науки. Значение биологических знаний и знаний о растениях в жизни человека
. Клеточное строение рганизмов-2ч
Увеличительные приборы: лупа и микроскоп, правила работы с ними. Приготовление микропрепаратов. Правила работы с биологическими объектами. Техника безопасности при выполнении лабораторных работ.
Клетка как структурно-функциональная единица живого. Строение растительной клетки. Состав клетки. Роль органических и неорганических веществ в ней. Процессы жизнедеятельности клетки и их зависимость от условий окружающей среды. Движение цитоплазмы. Рост и деление клеток. Понятие о тканях. Ткани растений: особенности строения в связи с выполняемыми функциями. Одноклеточные и многоклеточные растения.
Органы цветковых растений -9ч
Семя и его функции. Внешнее и внутреннее строение семян. Разнообразие семян. Строение семени двудольных и однодольных растений.
Зародыш и запасающие ткани семени. Условия прорастания семян. Агротехнические приемы посева семян. Значение всхожести, глубины посева для прорастания семени. Значение семени в природе. Хозяйственное значение семян.
Функции корня. Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми функциями. Зоны корня. Роль корневых волосков в жизнедеятельности растения.
Рост корня. Ветвление корней. Пикировка как агротехнический прием и ее значение.
Многообразие корней. Видоизменения корней и их значение.
Строение и значение побегов у растений. Почка как зачаточный побег. Строение вегетативных и генеративных почек. Развитие побега из почки. Рост побегов. Управление ветвлением побегов.
Лист и его функции. Особенности внешнего строения листа. Листорасположение. Листовая мозаика. Многообразие листьев.
Внутреннее строение листа в связи с выполняемыми функциями. Строение покровной ткани и мякоти листа. Приспособления листа к фотосинтезу, испарению воды, дыханию. Строение и работа устьиц. Световые и теневые листья. Видоизменения листьев. Листопад.
Особенности строения стебля в связи с выполняемыми функциями. Рост стебля в длину и толщину. Камбий и его роль в жизни растения. Причины образования годичных колец.
Многообразие побегов. Видоизмененные побеги: клубень, луковица, корневище. Удлиненные и укороченные, вегетативные и генеративные побеги. Побеги растений в зимнее время.
Цветок: строение в связи с выполняемыми функциями. Околоцветник и главные части цветка. Особенности однополых и обоеполых цветков. Однодомные и двудомные растения. Многообразие цветков.
Соцветия и их биологическая роль. Виды соцветий. Простые и сложные соцветия.
Цветение и опыление растений. Естественное и искусственное опыление. Приспособления растений к опылению насекомыми, ветром, самоопылению. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.
Плод и его функции. Строение плода. Многообразие плодов: плоды сухие и сочные, односемянные и многосемянные. Способы распространения плодов и семян.
Растение как целостный организм. Взаимосвязь органов растения. Зависимость жизнедеятельности растения от условий окружающей среды.
Основные процессы жизнедеятельности растений-7ч
Минеральное питание растений. Роль корня в поглощении воды и веществ из почвы. Корневое давление. Удобрения: их виды и значение для роста и развития растений.
Фотосинтез как основной способ получения органических веществ растением. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Роль листьев и хлорофилла в процессе фотосинтеза. Приспособления растений к фотосинтезу. Значение фотосинтеза в природе. Космическая роль зеленых растений.
Дыхание растений и его значение. Приспособления растений к осуществлению дыхания. Влияние окружающей среды на дыхание растений.
Роль воды в жизнедеятельности растений. Водный обмен у растений. Испарение и его значение. Зависимость интенсивности испарения от внешних условий.
Размножение растений и его биологическая роль. Способы размножения растений и их биологическое значение. Споры и семена как приспособления к размножению и расселению растений. Оплодотворение и его значение. Особенности оплодотворения у цветковых растений.
Вегетативное размножение растений, его формы и биологическое значение. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Агротехнические приемы вегетативного размножения культурных растений. Прививка. Размножение тканями.
Рост и развитие растений. Этапы индивидуального развития растений и продолжительность их жизни. Влияние условий окружающей среды на рост и развитие растений.
Отделы отделы царства растений -7ч
Понятие о систематике растений. Классификация растений. Систематические категории в царстве Растения. Вид как основная систематическая категория. Бинарные названия видов.
Водоросли: условия обитания, строение, жизнедеятельность. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Зеленые, бурые, красные водоросли и их особенности. Значение водорослей в природе и жизни человека.
Отдел Мхи: особенности строения и жизнедеятельности как высших споровых растений. Печеночные и листостебельные мхи. Сфагновые мхи. Размножение и развитие мхов. Значение мхов в природе и жизни человека. Охрана мохообразных растений.
Отдел Папоротникообразные. Особенности папоротников. Плаунов, хвощей как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Роль папоротников в формировании биосферы. Значение современных папоротникообразных растений и их охрана.
Отдел Голосеменные: общая характеристика и многообразие. Семенное размножение хвойных растений. Значение голосеменных растений в природе и жизни человека. Охрана хвойных лесов.
Отдел Покрытосеменные: общая характеристика и многообразие. Значение цветковых растений в природе и жизни человека. Особенности классов однодольных и двудольных растений
Семейства двудольных растений: Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные.
Семейства однодольных растений: Злаковые и Лилейные.
Историческое развитие растительного мира-2
Понятие об эволюции как процессе усложнения растений и растительного мира. Многообразие растений как результат их эволюционного развития. Приспособительный характер эволюционных изменений.
Основные этапы эволюции растительного мира на Земле. Происхождение и многообразие культурных растений. Центры происхождения культурных растений.
Бактерии-2ч
Бактерии как древнейшая группа организмов. Распространение бактерий. Особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Отличие бактериальной клетки от клетки растений. Прокариоты и эукариоты. Многообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека. Использование бактерий в различных отраслях промышленности.
Грибы. Лишайники.-3ч
Общая характеристика грибов. Значение грибов в природе и жизни человека. Многообразие грибов: дрожжевые, плесневые, шляпочные грибы. Одноклеточные и многоклеточные грибы. Сапрофиты, паразиты, хищники, симбионты в царстве Грибы. Микориза и ее роль в жизни растений. Съедобные и несъедобные шляпочные грибы. Правила сбора грибов. Профилактика отравлений грибами.
Особенности строения, жизнедеятельности, размножения лишайников. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники как биоиндикаторы.
Природные сообщества-1ч
Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме. Характеристика природного сообщества.Структура природного сообщества. Многообразие природных сообществ. Особенности луга, болота, леса как естественных природных сообществ. Искусственные природные сообщества и их отличие от естественных.
Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса.
В результате изучения биологии учащиеся должны
Знать/ понимать:
- особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений, строение и функции клетки,
- строение и функции клетки,
- сведения о таксономических единицах,
- способы размножения бактерий, грибов, растений,
- основные этапы развития растительного мира,
- взаимосвязь растений с факторами среды,
- роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека,
- охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране.
- признаки биологических объектов: особенности природных сообществ своего региона
распознавать и описывать: наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, опасные для человека растения;
выявлять приспособления организмов к среде обитания;
сравнивать природные сообщества, естественные и искусственные сообщества
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
объяснять: приспособление строения органа к выполняемым функциям, значение видоизменений органов;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, структурные элементы органов растений;
сравнивать биологические объекты (органы растений)
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на строение органов растений
признаки биологических объектов: особенности природных сообществ своего региона
распознавать и описывать: наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, опасные для человека растения;
выявлять приспособления организмов к среде обитания
сравнивать природные сообщества, естественные и искусственные сообщества
анализировать и оценивать:
- воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- основных биологических и экологических понятий;
- о биологии как науке;
- о клетке как единице живого;
- о способах питания и дыхания животных и растений;
- о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания;
называть (приводить примеры):
- общие признаки живого организма;
- примеры природных и искусственных сообществ, приспособленности растений к среде обитания;
характеризовать (описывать):
- строение и функции клеток растений и животных;
- деление клетки;
- строение и жизнедеятельность растительного и животного организмов;
- обмен веществ и превращение энергии;
- особенности питания растительных и животных организмов;
- размножение, рост и развитие растений и животных;
- среды обитания организмов, экологические факторы среды;
- природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений и животных в пищевой цепи, приспособленность растений и животных к жизни в сообществе;
обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):
- взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов и организма и среды как основу их целостности;
- роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, меры по ее охране;
- необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
- ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.
определять (распознавать, узнавать, сравнивать):
- организмы растений и животных;
- клетки, органы и системы органов растений и животных;
- наиболее распространенные и исчезающие виды растений и животных региона;
Уметь:
- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними,
- вести наблюдения и ставить опыты с растениями,
- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями,
- ухаживать за растениями, выращивать их,
- проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии при их выращивании,
объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды, необходимость защиты окружающей среды.
объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды, необходимость защиты окружающей среды.
распознавать и описывать: наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, опасные для человека растения;
выявлять приспособления организмов к среде обитания;
сравнивать природные сообщества, естественные и искусственные сообщества
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- основных биологических и экологических понятий;
- о биологии как науке;
- о клетке как единице живого;
- о способах питания и дыхания животных и растений;
- о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания;
соблюдать правила:
- приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
- наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;
- проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;
- бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
- поведения в природе;
- здорового образа жизни человека;
- выращивания культурных растений.
- владеть умениями: излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;
- использовать рисунки;
- самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебнику.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии (6 класс)
№ |
Тема уроков |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки |
Дополнительные элементы содержания |
|
ВВЕДЕНИЕ (2 часа) |
|
|
|
1. |
Наука о растениях - ботаника. Мир растений.
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные. Наука о растениях -ботаника. Роль в природе и жизни человека. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. |
Приводить примеры значения ботанических знаний. |
Культурные и дикорастущие растения. |
Называть основные царства живых организмов. |
||||
Давать определение термину ботаника. |
||||
Распознавать и описывать жизненные формы растений. |
||||
Объяснять роль растений в природе и жизни человека. |
||||
2. |
Разнообразие растений. Лабораторная работа №1 “Знакомство с цветковым растением” Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Признаки растений. Высшие и низшие растения. Основные органы растений. Семенные и споровые растения. Растение - живой организм (биосистема).
|
Распознавать и описывать основные органы растения. |
Условия жизни растений. Абиотические и биотические факторы. |
Сравнивать высшие и низшие растения на примере папоротников и водорослей. |
||||
Доказывать, что растение - живой организм (биосистема). |
||||
|
ТЕМА 1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (2 часа) |
|
|
|
3.
|
Строение растительной клетки. Жизнедеятельность. Лабораторная работа №2 “Клеточное строение кожицы лука”. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Правила работы с микроскопом. Строение клетки кожицы лука: оболочка, поры, вакуоль, цитоплазма, ядро. Особенности строения мякоти листа. Хлоропласты Хлорофилл Поступление веществ в клетку, движение цитоплазмы. Деление и рост. |
Распознавать и описывать: • клеточное строение кожицы лука, мякоти листа; • деление клетки, рост. |
Изменения ядра и цитоплазмы при делении. |
Называть клеточные структуры и их значение. |
||||
Сравнивать по заданным критериям строение клетки кожицы лука и клетки мякоти листа. |
||||
Объяснять возможность определения по внешнему виду растения состояние процессов его жизнедеятельности. |
||||
4. |
Ткани.
Комбинированный урок.
|
Ткань Виды тканей: покровные, механические, проводящие, основные. Функции основных видов тканей.
|
Распознавать и описывать строение и функции тканей растений. |
Ксилема. Флоэма. |
Давать определение термину ткань. |
||||
Объяснять последствия для растения нарушения человеком покровной ткани. |
||||
|
ТЕМА 2. ОРГАНЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ (9 часов) |
|
|
|
5. |
Строение семени. Лабораторная работа №3 “Изучение семени цветкового растения”.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
Двудольные Однодольные Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм. Особенности строения семян однодольных и двудольных растений. Значение семян для растений как органа его размножения и распространения.
|
Называть значение семян. |
Прорастание семян: надземное и подземное. Условия прорастания семян: вода, кислород воздуха, температура. |
Давать определение терминам двудольные и однодольные растения. |
||||
Распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений. |
||||
Устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка. |
||||
Сравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений. |
||||
6. |
Корень. Внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа №4 “Изучение корня цветкового растения”
Комбинированный урок.
|
Виды корней: главный, боковые, придаточные. Функции корня. Корневые системы. Ткани, образующие корень: покровная, образовательная, механическая, всасывающая, основная, проводящая. Зоны корня: корневой чехлик, зона деления, зона роста (растяжения), зона всасывания; зона проведения. |
Распознавать и описывать: • виды корней; • зоны корня. |
Способы увеличения массы корней у растения: пикировка, окучивание. Хемотропизм и геотропизм. |
Устанавливать соответствие между видоизменениями корня и его функциями. |
||||
Сравнивать по заданным критериям типы корневых систем. |
||||
Различать корневые системы однодольных и двудольных растений. |
||||
7 |
Побег. Строение и значение побега. Лабораторная работа №5 “Изучение побега цветкового растения”
Комбинированный урок.
|
Побег - сложный орган. Строение побега: стебель, листья, почки. Строение почки. Виды почек: пазушные, верхушечные; генеративные и вегетатив- ные. |
Распознавать и описывать на живых объектах строение: • побега; • почки. |
Придаточные и спящие почки. Листорасположение. Ветвление. Крона. Кущение. Прищипка. Пасынкование. Определение названий деревьев и кустарников по строению почек. |
Доказывать, что почка - видоизмененный побег. |
||||
Отличать вегетативную почку от генеративной почки. |
||||
8.
|
Лист - часть побега. Значение листа для растения. Лабораторная работа № 6 “Изучение листа цветкового растения” Комбинированный урок. |
Функции листа. Простые и сложные. Жилкование. Клеточное строение листа: покровная ткань (кожица, строение и расположение устьиц), столбчатая и губчатая основные ткани, проводящая ткань жилок (ситовидные трубки и сосуды), механическая ткань (волокна). Видоизменения листьев - приспособление к условиям жизни. |
Распознавать и описывать по рисунку или на живых объектах строение листа. |
Разнообразие листьев: с прилистниками и без, жилкование (перистое, параллельное, дуговое), способ прикрепления (черешковые, сидячие). Световые и теневые листья. Приспособления листьев к факторам освещенности и влажности. |
Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клеточное строение листа. |
||||
Выделять условия жизни, влияющие на видоизменения листьев. |
||||
9.
|
Стебель. Внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа № 7 “Изучение стебля цветкового растения”. Комбинированный урок.
|
Функции стебля. Рост стебля в толщину. Внешнее строение стебля. Участки стебля:
Клеточное строение стебля: покровные ткани стебля (кожица, пробка); механическая ткань (лубяные волокна, волокна древесины) и проводящая ткань (ситовидные трубки, сосуды); образовательная ткань. |
Называть функции стебля. |
Стебли по дли- не междоузлия: удлиненные и укороченные (розеточные); по положению в пространстве (лежачие, прямостоячие, ползучие, вьющиеся, приподнимающиеся, лазающие, цепляющиеся). Видоизменения: суккуленты, листообразные флагообразная крона, колючки. Годичные кольца; значение их для подсчета возраста. Чечевички. |
Распознавать и описывать на живых объектах внешнее строение стебля |
||||
Устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию. |
||||
Объяснять взаимосвязь стебля с другими органами растения. |
||||
10. |
Видоизменения подземных побегов. Лабораторная работа № 8 “Изучение видоизменённых побегов” Комбинированный урок.
|
Видоизменения побегов: корневище, луковица, клубень.
|
Приводить примеры растений, имеющих видоизмененные побеги. |
Эфемероиды, клубнелуковицы.
|
Распознавать и описывать на живых объектах видоизменения побегов. |
||||
Доказывать, что корневище, клубень, луковица - видоизмененные побеги. |
||||
11. |
Цветок. Строение и значение. Лабораторная работа № 9 “Изучение цветка и соцветий”. Лабораторная работа № 10 “Выявление приспособления растений к среде обитания” Комбинированный урок. |
Строение цветка: око- лоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), ты- чинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка. Соцветия. Виды соцветий: кисть, метелка, колос, початок, зонтик, корзинка. Биологическое значение соцветий. Функции цветка. Опыление.
|
Распознавать и описывать по рисункам: • строение цветка ветроопыляемых растении и насекоопыляемых растении; • типы соцветий. |
Обоеполые и раздельнопо-лые цветки. Однодомные и двудомные растения. Обозначения различных частей цветка. |
Объяснять взаимосвязь строения цветка и его опылителей. |
||||
Выявлять приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий. |
||||
Сравнивать по заданным критериям строение цветков различных растений. |
||||
12.
|
Плод. Разнообразие и значение. Лабораторная работа № 11 “Изучение плодов цветкового растения” Лабораторная работа № 12 “Выявление приспособление к среде обитания” Комбинированный урок. |
Функции плода. Виды плодов: ягода, костянка, яблоко, орех,, коробочка, стручок, боб. Сухие и сочные плоды. Односемянные и многосемянные плоды. Способы распространения плодов: с помощью ветра, с помощью животных. |
Давать определение термину покрытосеменные. |
|
Распознавать и описывать по рисункам, коллекциям строение плодов. |
||||
Приводить примеры растений с различными типами плодов. |
||||
Выделять приспособления для распространения плодов. |
||||
13. |
Взаимосвязь органов растения как организма. Контрольная работа № 1 “Органы цветковых растений” Урок обобщения и систематизации знаний. |
Растение - биосистема. Признаки взаимосвязи органов.
|
Называть признаки взаимосвязи органов. |
|
Доказывать, что растение - биосистема. |
||||
Объяснять влияние окружающей среды на растения. |
||||
|
ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ (7 часов) |
|
|
|
14. |
Корневое питание растений.
Комбинированный урок. |
Корневое питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ из почвы. Нитраты: рост листьев и стеблей. Фосфор: ускоренное созревание плодов, холодостойкость. Калий: рост подземных побегов, холодостойкость. |
Описывать механизм почвенного питания. |
Подкормка: норма, сроки внесения. Правила внесения удобрений. Удобрения: органические и минеральные. |
Объяснять роль и механизм почвенного питания в жизни растения. |
||||
Объяснять влияние удобрений на растения. |
||||
15. |
Воздушное питание растений.
Комбинированный урок.
|
Воздушное питание растений. Космическая роль зеленых растений. Фотосинтез. Локализация процессов. Условия и необходимые вещества и продукты.
|
Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ. |
Автотрофы и гетеротрофы. |
Определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ. |
||||
Объяснять космическую роль зеленых растений. |
||||
16. |
Дыхание растений и обмен веществ.
Комбинированный урок. |
Значение дыхания. Опыты, подтверждающие дыхание растений. Приспособления растений для дыхания. Использование энергии растениями. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. |
Описывать опыты, подтверждающие дыхание растений. |
Биологическое значение рыхления. |
Выделять приспособления растений для дыхания. |
||||
Сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания. |
||||
17. |
Значение воды в жизни растений. Лабораторная работа № 13 “Выявление у растений приспособлений к среде обитания”. Комбинированный урок. |
Значение воды в жизни растений. Экологические группы растений по отношению к воде. Этапы и механизмы водообмена. |
Называть этапы водообмена. |
Экологические группы растений: гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты, (суккуленты, склерофиты). |
Распознавать и описывать растения различных экологических групп. |
||||
18. |
Размножение и оплодотворение у растений.
Комбинированный урок.
|
Размножение растений: половое и бесполое. Опыление и оплодотворение у растений. Биологическое значение полового и бесполого размножения. |
Описывать процессы опыления и оплодотворения цветковых растений. |
|
Выделять отличительные особенности полового и бесполого размножений. |
||||
Отличать оплодотворение от опыления. |
||||
19. |
Бесполое, размножение растений. Лабораторная работа № 14 “Размножение комнатных растений”. Комбинированный урок.
|
Вегетативное размножение. Его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения.
|
Приводить примеры растений, размножающихся вегетативно. |
Прививка черенком, глазком. Метод культуры тканей. |
Называть способы вегетативного размножения. |
||||
Распознавать и описывать способы вегетативного размножения. |
||||
Наблюдать за развитием растения при вегетативном размножении. |
||||
20. |
Рост и развитие растения. Контрольная работа № 2. “Основные процессы жизнедеятельности растений” Комбинированный урок.
|
Рост и индивидуальное развитие. Взаимосвязь роста и развития в жизнедеятельности растения. Зависимость от условий среды.
|
Распознавать и описывать по рисунку стадии развития растения и их последовательность. |
Суточные ритмы. Сезонная периодичность. Возможность управления ростом растения. |
Выделять различия между процессами роста и развития. |
||||
Приводить примеры гибели растений от влияния условий среды. |
||||
|
ТЕМА 4. ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ ЦАРСТВА РАСТЕНИЙ (7 часов) |
|
|
|
21. |
Водоросли. Лабораторная работа № 15. “Распознавание водорослей разных отделов” Лабораторная работа № 16. “Изучение внешнего строения водорослей” Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
Основные признаки водорослей. Слоевище, ризоиды. Зеленые, бурые, красные водоросли. Места обитания и распространение. Значение водорослей в природе и в жизни человека.
|
Давать определение термину низшие растения. |
«Цветение воды». Хламидомонада. Представители водорослей. Зеленые водоросли: улотрикс, спирогира. Бурые водоросли: ламинария. Красные водоросли: порфира. |
Распознавать водоросли различных отделов. |
||||
Распознавать и описывать внешнее строение водорослей. |
||||
Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека. |
||||
Сравнивать по заданным критериям одноклеточные и многоклеточные водоросли. |
||||
22.
|
Высшие споровые растения. Мхи. Лабораторная работа № 17 “Изучение внешнего строение мхов” Лабораторная работа № 18 “Распознавание растений отдела моховидные” Лабораторная работа № 19 “Выявление приспособлений у растений к среде обитания”
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Основные признаки мхов. Споровые, высшие растения. Изменения в строении растений в связи с выходом на сушу. Листостебельные мхи: кукушкин лен и сфагнум (на выбор).
|
Давать определение термину высшие растения. |
Гаметофит. Печеночни-ки
|
Распознавать и описывать: • строение мхов; • растения отдела Мохообразные. |
||||
Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу. |
||||
Объяснять происхождение наземных растений на примере сопоставления мхов и зеленых водорослей. |
||||
23.
|
Папоротники. Лабораторная работа № 20 “Изучение внешнего строения папоротника” Лабораторная работа № 21 “Распознавание растений отдела папоротникообразные” Комбинированный урок.
|
Основные признаки папоротников. Многообразие папоротников.
|
Давать определение термину высшие растения. |
Плауновидные, хвощи.
|
Распознавать и описывать: • строение папоротников; |
||||
• растения отдела Папоротникообразные. |
||||
24. |
Голосеменные. Лабораторная работа № 22 “Распознавание растений отдела голосемянные” Лабораторная работа № 23 “Изучение внешнего строения и многообразия голосемянных растений” Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Голосеменные растения. Особенности строения голосеменных растений: появление семян, развитие корневой системы. Значение голосеменных растений. Разнообразие голосеменных: хвойные растения (сосна, ель).
|
Давать определение термину голосеменные растения. |
Хвойные растения: лиственница, можжевельник. Жизненные формы: деревья, кустарники, лианы. |
Распознавать растения отдела Голосеменные растения. |
||||
Описывать процесс размножения сосны. |
||||
Распознавать и описывать строение хвои и шишек наиболее представителей голосеменных. |
||||
Выделять приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги. |
||||
25. |
Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 24 “Распознавание растений отдела покрытосемянные” Лабораторная работа № 25 “Изучение строения и многообразия покрытосемянных растений” Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Особенности строения покрытосеменных растений. Органы цветкового растения. Жизненные формы.
|
Давать определение термину покрытосеменные растения. |
Однолетние и многолетние растения.
|
Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения. |
||||
Распознавать и описывать строение цветковых растений. |
||||
Сравнивать по заданным критериям, используя данные информационной таблицы: • покрытосеменные и голосеменные растения; |
||||
• однодольные и двудольные растения. |
||||
26.
|
Класс Двудольные. Сравнительная характеристика семейств. Лабораторная работа № 26 “Распознавание наиболее распространённых растений в Воронежской области”. Лабораторная работа № 27 “Определение принадлежности к классу двудольные” Комбинированный урок. |
Признаки класса Двудольные. Значение растений основных семейств класса Двудольные. Сельскохозяйственные растения: овощные, плодово-ягодные, масличные, кормовые культуры. Лекарственные растения.
|
Распознавать и описывать наиболее распространенные в данной местности растения семейств класса Двудольные.
Определять принадлежность растений к классу Двудольные. |
Признаки семейств: строение цветка, тип соцветия, тип плодов.
|
27.
|
Класс Однодольные. Сравнительная характеристика семейств класса Однодольные. Лабораторная работа № 28 “Распознавание наиболее распространённых растений Воронежской области” Лабораторная работа № 29 “Определение принадлежности к классу однодольные” Комбинированный урок. |
Признаки строения растений семейств Злаки и Лилейные. Редкие и охраняемые растения семейства Лилейные. Сельскохозяйственные растения: зерновые, кормовые культуры. Лекарственные и декоративные растения. |
Распознавать растения семейств: Лилейные, Злаки. |
Семейство Луковые.
|
Определять принадлежность растений к классу Однодольные. |
||||
Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений. |
||||
Доказывать принадлежность лилейных растений и злаков к классу однодольных. |
||||
|
ТЕМА 5. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МНОГООБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА (2 часа) |
|
|
|
28.
|
Понятие об эволюции растительного мира.
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Понятие об эволюции растительного мира как процессе усложнения растений и растительного мира. Приспособления к условиям существования. |
Называть основные этапы эволюции растительного мира. |
Палеоботаника. Риниофиты. Реликтовые растения.
|
Выявлять основные признаки, необходимые для существования растений на суше. |
||||
Объяснять процессы жизнедеятельности основных отделов растений. |
||||
29. |
Многообразие и происхождение культурных растений.
Урок обобщения и систематизации знаний.
|
Дикорастущие и культурные растения. Многообразие и происхождение культурных растений. Центры происхождения культурных растений. |
Приводить примеры дикорастущих и культурных растений. |
Сельское хозяйство. Условия выращивания важнёйших сельскохозяйственных растений, связанные с их происхождением |
Распознавать важнейшие сельскохозяйственные растения |
||||
Называть центры происхождения культурных растений. |
||||
Описывать происхождение и значение растения на выбор. |
||||
Объяснять способы расселения культурных растений. |
||||
|
ТЕМА 6. БАКТЕРИИ (2 часа) |
|
|
|
30.
|
Общая характеристика бактерий.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор.
|
Распознавать и описывать строение бактериальной клетки. |
Паразиты и Са-протрофы. Аэробы и анаэробы.
|
Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий. |
||||
Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки. |
||||
31.
|
Многообразие и значение бактерий. Контрольная работа № 3 “Основные отделы растений” Урок комплексного применения ЗУН учащимися. |
Значение бактерий в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочно-кислые, болезнетворные бактерии. |
Выделять особенности строения бактерий различных групп. |
|
Объяснять роль бактерий. |
||||
|
ТЕМА 8. ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ (3 часа) |
|
|
|
32.
|
Общая характеристика грибов. Лабораторная работа № 30 “Строение плесневых грибов” Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Признаки царства Грибы. Строение грибов: грибница, плодовое тело. Разнообразие грибов по способу питания. Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор и пеницилл, дрожжи. |
Называть значение плесневых грибов в природе и жизни человека. |
Микология. Открытие антибиотиков и их использование.
|
Распознавать и описывать строение плесневых грибов. |
||||
Сравнивать грибы с растениями и животными. |
||||
33.
|
Многообразие и значение грибов. Лабораторная работа № 31 “Распознавание несъедобных и ядовитых грибов” Комбинированный урок.
|
Особенности строения шляпочных грибов. Мицелий. Микориза. Шляпочные грибы (съедобные и ядовитые), наиболее часто встречающиеся в Волгоградской области.
|
Приводить примеры шляпочных грибов, произрастающих в Волгоградской области. |
|
Распознавать и описывать съедобные и ядовитые шляпочные грибы. |
||||
Называть способы питания многоклеточных грибов. |
||||
Выделять различия между трубчатыми и пластинчатыми шляпочными грибами. |
||||
Объяснять роль многоклеточных грибов в природе. |
||||
34. |
Лишайники.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Лишайники - симбиоз гриба и водорослей. Условия жизни. Значение. Питание, размножение. |
Распознавать и описыватьстроение лишайника. |
Формы лишайников: кустистые, листовые накипные. |
Объяснять возможность роста лишайников в бесплодных местах. |
||||
|
ТЕМА 8. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (1 час) |
|
|
|
35. |
Жизнь растений в природе. Многообразие природных сообществ.
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Фитоценоз. Естественные природные сообщества." лес, степь. Роль растений в круговороте веществ.
|
Называть основные типы природных сообществ. |
Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. |
Приводить примеры естественных сообществ. |
||||
Описывать видовой состав природных сообществ. |
||||
Объяснять, почему растения считаются основой круговорота веществ. |
Лабораторных работа-31
Контрольных работ-3
Тематическое планирование
Биология 6 класс
(1 час в неделю, всего 35 часов)
№ урока |
Раздел. Тема |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Примечание |
||
Федер. |
рег |
по плану |
факт |
|||
|
Введение 2 часа |
|
|
|
|
|
1. |
Наука о растениях - ботаника.Мир растений |
1 |
|
|
|
|
2. |
Разнообразие растений Лабораторная работа № 1 "Знакомство с цветковым растением |
1 |
|
|
|
|
|
Тема 1. Клеточное строение организмов. (2 часа) |
|
|
|
|
|
3. |
Строение растительной клетки. Жизнедеятельность. Лабораторная работа №2 "Клеточное строение кожицы лука". |
1 |
|
|
|
|
4. |
Ткани. |
1 |
|
|
|
|
|
Тема 2. Органы цветковых растений. (9 часов) |
|
|
|
|
|
5. |
Строение семени. Лабораторная работа №3 "Изучение семени цветкового растения" |
1 |
|
|
|
|
6. |
Корень.Внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа 4 "Изучение корня цветкового растения." |
1 |
|
|
|
|
7. |
Побег. Строение и значение побега Лабораторная работа №5 "Изучение побега цветкового растения" |
1 |
|
|
|
|
8. |
Лист-часть побега.Значение листа для растения. Лабораторная работа 6 "Изучение листа цветкового растения" |
1 |
|
|
|
|
9. |
Стебель. Внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа №7 "Изучение стебля цветкового растения" |
1 |
|
|
|
|
10. |
Видоизменения подземных побегов. Лабораторная работа №8 "Изучение видоизменённых побегов" |
1 |
|
|
|
|
11. |
Цветок.Строение и значение. Лабораторная работа №9 "Изучение цветка и соцветий". Лабораторная работа №10 "Выявление приспособлений у растений к среде обитания" |
1 |
|
|
|
|
12 |
Плод.Разнообразие и значение. Лабораторная работа №11 "Изучение плодов цветкового растения". Лабораторная работа №12. "Выявление приспособлений к среде обитания" |
1 |
|
|
|
|
13. |
Взаимосвязь органов растений как организмов. Контрольная работа №1 "Органы цветковых растений." |
1 |
|
|
|
|
|
Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений(7 часов) |
|
|
|
|
|
14. |
Корневое питание растений. |
1 |
|
|
|
|
15. |
Воздушное питание растений. |
1 |
|
|
|
|
16. |
Дыхание растений и обмен веществ. |
1 |
|
|
|
|
17. |
Значение воды в жизни растений. Лабораторная работа №13 "Выявление у растений приспособлений к среде обитания" |
1 |
|
|
|
|
18. |
Размножение и оплодотворение у растений. |
1 |
|
|
|
|
19. |
Бесполое размножение растений. Лабораторная работа №14 "Размножение комнатных растений." |
1 |
|
|
|
|
20. |
Рост и развитие растения. Контрольная работа №2. "Основные процессы жизнедеятельности растений." |
1 |
|
|
|
|
|
Тема 4.Основные отделы царства растений. (7 часов) |
1 |
|
|
|
|
21. |
Водросли. Лабораторная работа №15 "Распознование водрослей разных отделов". Лабораторная работа №16 "Изучение внешнего строения водорослей" |
1 |
|
|
|
|
22. |
Высшие споровые растения.Мхи. Лабораторная работа №17 "Изучение внешнего строения мхов." Лабораторная работа №18 "Распознование растений отдела моховидные". Лабораторная работа №19 "Выявление приспособлений у растений к среде обитания" |
1 |
|
|
|
|
23. |
Папоротники. Лабораторная работа №20 "Изучение внешнего строения папаротника". Лабораторная работа №21 "Распознование растений отдела Папоротникообразные" |
1 |
|
|
|
|
24. |
Голосеменные. Лабораторная работа №22 "Распознование растений отдела Голосеменные" Лабораторная работа №23 "Изучение внешнего строения и многообразия голосеменных растений" |
1 |
|
|
|
|
25. |
Отдел покрытосемянные.Общая характеристика и значение. Лабораторная работа №24 "Распознование растений отдела Покрытосеменные" Лабораторная работа №25 "Изучение строения и многообразия покрытосемянных растений." |
1 |
|
|
|
|
26. |
Класс Двудольные. Сравнительная характеристика семейств. Лабораторная работа №26 "Распознование наиболее распространённых растений Воронежской области". Лабораторная работа №27 "Определение принадлежности к классу двудольные" |
1 |
|
|
|
|
27. |
Класс Однодольные. Сравнительная характеристика семейств класса Однодольные. Лабораторная работа №28 "Распознование наиболее распространённых растений Воронежской области." Лабораторная работа №29 "Определение принадлежностей растений к класу Однодольные." |
1 |
|
|
|
|
|
Тема 5.Историческое развитие и многообразие растительного мира(2 часа) |
|
|
|
|
|
28. |
Понятие об эволюции растительного мира. |
1 |
|
|
|
|
29. |
Многообразие и происхождение культурных растений. |
1 |
|
|
|
|
|
Тема 6.Бактерии(2 часа) |
|
|
|
|
|
30. |
Общая характеристика бактерий. |
1 |
|
|
|
|
31. |
Многообразие и значение растений. Контрольная работа №3 "Основные отделы растений" |
1 |
|
|
|
|
|
Тема 7.Грибы. Лишайники (3 часа) |
|
|
|
|
|
32. |
Общая характеристика грибов. Лабораторная работа №30 "Строение плесневых грибов." |
1 |
|
|
|
|
33. |
Многообразие и значение грибов. Лабораторная работа №31 "Распознование съедобных и ядовитых грибов". |
1 |
|
|
|
|
34. |
Лишайники. |
1 |
|
|
|
|
|
Тема 8.Природные сообщества(1 час) |
|
|
|
|
|
35. |
Жизнь растений в природе.Многообразие природных сообществ. |
1 |
|
|
|
|
Лабораторных работ – 31
Контрольных работ - 3
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- И,Н,Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Ли-учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / - М.: Вентана-Граф, 2010;И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2010
- 2. Дмитриева Т.А., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2008. 6 ил. - (Дидактические материалы);
- 3. Акимушкин И. И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972.- 304с. 6 ил.;
- 4. Биология. Энциклопедия для детей. - М.:Аванта+, 2007
Материально-технической базой для реализации программы курса служит оборудование для проведения лабораторных работ, таблицы, компьютеры.
М М диски « Биология.» изд. «Учитель »
Интернет-ресурсы по профилю.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - купить лайки