Рабочая программа по биологии 6 класс

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Клеповская средняя общеобразовательная школа

 

Рассмотрено

 на заседании ШМО

_____________________

Протокол № от «___»___2012г

Руководитель ШМО  ________/_______________

( подпись)                              (ФИО)                                                                                                               

 

Согласовано

Зам.директора по УВР

________/О.А.Подлесных

«___»_____________2012г

Утверждаю.

Директор школы

________/Н.А.Илларионова

«___»_____________2012г

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

По                биологии

 

Учитель     Боровлева Нин Дмитриевна

Год составления:           2012 -2013 учебный год

 

Класс         _6 класс_

Количество часов в неделю                   1

Общее количество часов:                      35

Из них: федеральный компонент          35

              Региональный компонент          0

              Часы школьной компетенции  

              Резерв                                         0

 

Рабочая программа по биологии в 6 классе  составлена на основе:

1. «Примерной программы основного общего образования по биологии», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. М., 2004г

2. Регионального  Базисного учебного плана, утвержденного приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012г № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

3. Учебника, входящего в федеральный перечень учебников:  И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс.- М.: Вентана-Граф, 2010

.

 

«___»_____________2012г                                                                                       _____________________

                ( подпись учителя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по биологии в 6 классе  составлена на основе:

:1. «Примерной программы основного общего образования по биологии», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. М., 2004г

2. Регионального  Базисного учебного плана, утвержденного приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012г № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

3. Учебника, входящего в федеральный перечень учебников:  И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс.- М.: Вентана-Граф, 2010.

 

Место предмета в учебном плане:

В 6 классе биология изучается как самостоятельный предмет. Курс. «Бактерии. Грибы. Растения» рассчитан на 35 часов в год, 1 час в неделю.

 

Цели и задачи.

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

  • Формирование целостной научной картины мира,
  • Освоение знаний о строении, жизнедеятельности, роли растений, грибов, бактерий; методах познания живой природы.
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
  • Овладеть умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, проводить наблюдения за растениями и эксперименты.
  • Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

  •  Работать с учебником: использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.
  •  Анализировать и сравнивать.
  •  Обобщать и делать выводы.
  •  Объяснять явления и процессы.

Специальные умения, навыки и способы деятельности, которые помогают в повседневной жизни.

  • Выращивание и размножение культурных растений, и уход за ними.
  • Соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и бактериями.
  • Оказание первой медицинской помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями

Соблюдение правил поведения в окружающей среде.

     Основные задачи данного курса заключается в формировании основных биологических понятий, привитие школьникам практических умений по изучению и выращиванию растений.        При усвоении знаний об особенностях строения и функций органов растительного организма, многообразия растений, решаются важнейшие задачи воспитания. В системе комплексного воспитания особая роль принадлежит формированию научного мировоззрения, эстетическому и экологическому воспитанию.

 

Учебно-тематический план по биологии в 6 классе

Раздел программы

Общее количество часов

1.

Введение

2

2.

Клеточное строение организмов

2

3.

Органы цветковых растений

9

4.

Основные процессы жизнедеятельности растений

7

5.

Основные отделы царства растений

7

6.

Историческое развитие и многообразие растительного мира

2

7.

Бактерии

2

8

Грибы. Лишайники

3

9

Природные сообщества

1

 

Итого:

35ч

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

 

Введение-2ч  

  Система живой природы. Многообразие живых организмов. Царства органического мира. Место растений среди царств живой природы и их разнообразие. Биология и ботаника как науки. Значение биологических знаний и знаний о растениях в жизни человека

 

. Клеточное строение рганизмов-2ч  

  Увеличительные приборы: лупа и микроскоп, правила работы с ними. Приготовление микропрепаратов. Правила работы с биологическими объектами. Техника безопасности при выполнении лабораторных работ.

 Клетка как структурно-функциональная единица живого. Строение растительной клетки.    Состав клетки. Роль органических и неорганических веществ в ней. Процессы жизнедеятельности клетки и их зависимость от условий окружающей среды. Движение цитоплазмы. Рост и деление клеток.   Понятие о тканях. Ткани растений: особенности строения в связи с выполняемыми функциями. Одноклеточные и многоклеточные растения.

 

Органы цветковых растений -9ч

 Семя и его функции. Внешнее и внутреннее строение семян. Разнообразие семян. Строение семени двудольных и однодольных растений.

 Зародыш и запасающие ткани семени.   Условия прорастания семян. Агротехнические приемы посева семян. Значение всхожести, глубины посева для прорастания семени. Значение семени в природе. Хозяйственное значение семян.

  Функции корня. Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми функциями. Зоны корня.          Роль корневых волосков в жизнедеятельности растения.

   Рост корня. Ветвление корней. Пикировка как агротехнический прием и ее значение.

   Многообразие корней. Видоизменения корней и их значение.

   Строение и значение побегов у растений. Почка как зачаточный побег. Строение вегетативных и генеративных почек. Развитие побега из почки. Рост побегов. Управление ветвлением побегов.

   Лист и его функции. Особенности внешнего строения листа. Листорасположение. Листовая мозаика. Многообразие листьев.

   Внутреннее строение листа в связи с выполняемыми функциями. Строение покровной ткани и мякоти листа. Приспособления листа к фотосинтезу, испарению воды, дыханию. Строение и работа устьиц. Световые и теневые листья. Видоизменения листьев. Листопад.

   Особенности строения стебля в связи с выполняемыми функциями. Рост стебля в длину и толщину. Камбий и его роль в жизни растения. Причины образования годичных колец.

   Многообразие побегов. Видоизмененные побеги: клубень, луковица, корневище. Удлиненные и укороченные, вегетативные и генеративные побеги. Побеги растений в зимнее время.

   Цветок: строение в связи с выполняемыми функциями. Околоцветник и главные части цветка. Особенности однополых и обоеполых цветков. Однодомные и двудомные растения. Многообразие цветков.

   Соцветия и их биологическая роль. Виды соцветий. Простые и сложные соцветия.

   Цветение и опыление растений. Естественное и искусственное опыление. Приспособления растений к опылению насекомыми, ветром, самоопылению. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.

   Плод и его функции. Строение плода. Многообразие плодов: плоды сухие и сочные, односемянные и многосемянные. Способы распространения плодов и семян.

   Растение как целостный организм. Взаимосвязь органов растения. Зависимость жизнедеятельности растения от условий окружающей среды.

 

Основные процессы жизнедеятельности растений-7ч

   Минеральное питание растений. Роль корня  в поглощении воды и веществ из почвы. Корневое давление. Удобрения: их виды и значение для роста и развития растений.

   Фотосинтез как основной способ получения органических веществ растением. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Роль листьев и хлорофилла в процессе фотосинтеза. Приспособления растений к фотосинтезу. Значение фотосинтеза в природе. Космическая роль зеленых растений.

   Дыхание растений и его значение. Приспособления растений к осуществлению дыхания. Влияние окружающей среды на дыхание растений.

   Роль воды в жизнедеятельности растений. Водный обмен у растений. Испарение и его значение. Зависимость интенсивности испарения от внешних условий.

   Размножение растений и его биологическая роль. Способы размножения растений и их биологическое значение. Споры и семена как приспособления к размножению и расселению растений. Оплодотворение и его значение. Особенности оплодотворения у цветковых растений.

   Вегетативное размножение растений, его формы и биологическое значение. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Агротехнические приемы вегетативного размножения культурных растений. Прививка. Размножение тканями.

   Рост и развитие растений. Этапы индивидуального развития растений и продолжительность их жизни. Влияние условий окружающей среды на рост и развитие растений.

Отделы отделы царства растений -7ч

   Понятие о систематике растений. Классификация растений. Систематические категории в царстве Растения. Вид как основная систематическая категория. Бинарные названия видов.

   Водоросли: условия обитания, строение, жизнедеятельность. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Зеленые, бурые, красные водоросли и их особенности. Значение водорослей в природе и жизни человека.

   Отдел Мхи: особенности строения и жизнедеятельности как высших споровых растений. Печеночные и листостебельные мхи. Сфагновые мхи. Размножение и развитие мхов. Значение мхов в природе и жизни человека. Охрана мохообразных растений.

   Отдел Папоротникообразные. Особенности папоротников. Плаунов, хвощей как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Роль папоротников в формировании биосферы. Значение современных папоротникообразных растений и их охрана.

   Отдел Голосеменные: общая характеристика и  многообразие. Семенное размножение хвойных растений. Значение голосеменных растений в природе и жизни человека. Охрана хвойных лесов.

   Отдел Покрытосеменные: общая характеристика и многообразие. Значение цветковых растений в природе и жизни человека. Особенности классов однодольных и двудольных растений

   Семейства двудольных растений: Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные.

   Семейства однодольных растений: Злаковые и Лилейные.

 

Историческое развитие растительного мира-2

  Понятие об эволюции как процессе усложнения растений и растительного мира. Многообразие растений как результат их эволюционного развития. Приспособительный характер эволюционных изменений.

   Основные этапы эволюции растительного мира на Земле.   Происхождение и многообразие культурных растений. Центры происхождения культурных растений.

 

Бактерии-2ч

  Бактерии как древнейшая группа организмов. Распространение бактерий. Особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Отличие бактериальной клетки от клетки растений. Прокариоты и эукариоты. Многообразие бактерий.   Значение бактерий в природе и жизни человека. Использование бактерий в различных отраслях промышленности.

 

Грибы. Лишайники.-3ч

  Общая характеристика грибов.  Значение грибов в природе и жизни человека.   Многообразие грибов: дрожжевые, плесневые, шляпочные грибы. Одноклеточные и многоклеточные грибы. Сапрофиты, паразиты, хищники, симбионты в царстве Грибы.  Микориза и ее роль в жизни растений. Съедобные и несъедобные шляпочные грибы. Правила сбора грибов. Профилактика отравлений грибами.

Особенности строения, жизнедеятельности, размножения лишайников. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники как биоиндикаторы.

Природные сообщества-1ч

  Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме. Характеристика природного сообщества.Структура природного сообщества. Многообразие природных сообществ. Особенности луга, болота, леса как естественных природных сообществ. Искусственные природные сообщества и их отличие от  естественных.

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса.

 

В результате изучения биологии учащиеся должны

Знать/ понимать:

-        особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений, строение  и функции клетки,

-        строение и функции клетки,

-        сведения о таксономических единицах,

-        способы  размножения бактерий, грибов, растений,

-        основные этапы развития растительного мира,

-        взаимосвязь растений с факторами среды,

-        роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека,

-        охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране.

-        признаки биологических объектов: особенности природных сообществ своего региона   

распознавать и описывать: наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, опасные для человека растения;

выявлять приспособления организмов к среде обитания;

сравнивать природные сообщества, естественные и искусственные сообщества

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

объяснять: приспособление строения органа к выполняемым функциям, значение видоизменений органов;

изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;

распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, структурные элементы органов растений;

сравнивать биологические объекты (органы растений)

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на строение органов растений

признаки биологических объектов: особенности природных сообществ своего региона

 распознавать и описывать: наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, опасные для человека растения;

выявлять приспособления организмов к среде обитания

сравнивать природные сообщества, естественные и искусственные сообщества

анализировать и оценивать:

-        воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

-        основных биологических и экологических понятий;

-        о биологии как науке;

-        о клетке как единице живого;

-        о способах питания и дыхания животных и растений;

-        о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания;

называть (приводить примеры):

-        общие признаки живого организма;

-        примеры природных и искусственных сообществ, приспособленности растений к среде обитания;

характеризовать (описывать):

-        строение и функции клеток растений и животных;

-        деление клетки;

-        строение и жизнедеятельность растительного и животного организмов;

-        обмен веществ и превращение энергии;

-        особенности питания растительных и животных организмов;

-        размножение, рост и развитие растений и животных;

-        среды обитания организмов, экологические факторы среды;

-        природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений и животных в пищевой цепи, приспособленность растений и животных к жизни в сообществе;

обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

-        взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов  и организма и среды как основу их целостности;

-        роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, меры по ее охране;

-        необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

-        ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.

определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

-        организмы растений и животных;

-        клетки, органы и системы органов растений и животных;

-        наиболее распространенные и исчезающие виды растений и животных региона;

Уметь:

-        пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними,

-        вести наблюдения и ставить опыты с растениями,

-        проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями,

-        ухаживать за растениями, выращивать их,

-        проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии при их выращивании,   

объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды,   необходимость защиты окружающей среды.

объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды,   необходимость защиты окружающей среды.

 распознавать и описывать: наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, опасные для человека растения;

выявлять приспособления организмов к среде обитания;

сравнивать природные сообщества, естественные и искусственные сообщества

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

-        основных биологических и экологических понятий;

-        о биологии как науке;

-        о клетке как единице живого;

-        о способах питания и дыхания животных и растений;

-        о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания;

соблюдать правила:

-        приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

-        наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;

-        проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;

-        бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

-        поведения в природе;

-        здорового образа жизни человека;

-        выращивания культурных растений.

-        владеть умениями: излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;

-        использовать рисунки;

-        самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебнику.

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии (6 класс)

 

 

Тема уроков

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Дополнитель­ные элементы содержания

 

ВВЕДЕНИЕ (2 часа)

 

 

 

1.

Наука о расте­ниях - ботани­ка.  Мир  расте­ний.

 

Урок обобщения и   систематиза­ции знаний.

Основные царства жи­вых организмов: бакте­рии,   грибы,   растения, животные.

Наука   о   растениях   -ботаника.  Роль в при­роде и жизни человека. Жизненные         формы растений: деревья, кус­тарники, травы.

Приводить примеры значения ботанических знаний.

Культурные и

дикорастущие

растения.

Называть    основные    царства живых организмов.

Давать   определение   термину ботаника.

Распознавать  и  описывать жизненные формы растений.

Объяснять роль растений в при­роде и жизни человека.

2.

Разнообразие растений.

Лабораторная работа №1

“Знакомство с цветковым растением”

Урок изучения и первичного    за­крепления     но­вых знаний.

Признаки растений. Высшие и низшие рас­тения. Основные орга­ны растений. Семенные и споровые растения.   Растение   - живой   организм   (био­система).

 

Распознавать    и    описывать

основные органы растения.

Условия    жизни растений. Абиотические   и биотические факторы.

Сравнивать  высшие  и  низшие растения на примере папоротни­ков и водорослей.

Доказывать, что растение - жи­вой организм (биосистема).

 

ТЕМА 1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ

 ОРГАНИЗМОВ (2 часа)

 

 

 

3.

 

Строение    рас­тительной клетки.   Жизнедеятельность.

Лабораторная работа №2

“Клеточное строение кожицы лука”.

Урок изучения и первичного    за­крепления      новых знаний.

Правила работы с мик­роскопом.

Строение клетки кожи­цы лука: оболочка, по­ры,     вакуоль,     цито­плазма, ядро. Особенности   строения мякоти   листа.   Хлоропласты Хлорофилл Поступление веществ в клетку, движение цито­плазмы. Деление и рост.

Распознавать и описывать:

•       клеточное    строение    кожицы лука, мякоти листа;

•       деление клетки, рост.

Изменения ядра и цитоплазмы при делении.

Называть клеточные структуры и их значение.

Сравнивать по заданным крите­риям строение клетки кожицы лу­ка и клетки мякоти листа.

Объяснять  возможность  опре­деления по внешнему виду рас­тения  состояние  процессов  его жизнедеятельности.

4.

Ткани.

 

 

Комбинирован­ный урок.

 

Ткань

Виды   тканей:   покров­ные,        механические, проводящие, основные. Функции  основных ви­дов тканей.

 

Распознавать   и   описывать

строение и функции тканей рас­тений.

Ксилема. Флоэма.

Давать   определение   термину ткань.

Объяснять    последствия    для растения   нарушения   человеком покровной ткани.

 

ТЕМА 2. ОРГАНЫ

ЦВЕТКОВЫХ

РАСТЕНИЙ (9 часов)

 

 

 

5.

Строение      се­мени.

Лабораторная работа №3

“Изучение семени цветкового растения”.

 

Урок изучения и первичного за­крепления но­вых знаний.

 

Двудольные Однодольные Строение    семян:    се­менная   кожура,   семя­доли, зародыш, эндос­перм.

Особенности   строения семян   однодольных  и двудольных растений. Значение    семян    для растений как органа его размножения и распро­странения.

 

 

Называть значение семян.

Прорастание семян:   надзем­ное   и   подзем­ное.

Условия       про­растания семян: вода,   кислород воздуха,  темпе­ратура.

Давать   определение   терми­нам двудольные и однодольные растения.

Распознавать и описывать по

рисунку   строение   семян   одно­дольных и двудольных растений.

Устанавливать     соответствие между частями семени и органа­ми проростка.

Сравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений.

6.

Корень.    Внеш­нее и внутрен­нее строение.

Лабораторная работа №4

“Изучение корня цветкового растения”

 

Комбинирован­ный урок.

 

Виды корней: главный, боковые, придаточные. Функции корня. Корневые системы. Ткани, образующие корень: покровная, образовательная,  механи­ческая,    всасывающая, основная, проводящая. Зоны   корня:   корневой чехлик,   зона  деления, зона   роста   (растяже­ния), зона всасывания; зона проведения.

Распознавать и описывать:

•           виды корней;

•           зоны корня.

Способы увели­чения       массы корней у расте­ния:   пикировка, окучивание.

Хемотропизм     и геотропизм.

Устанавливать      соответствие между видоизменениями корня и его функциями.

Сравнивать по заданным кри­териям типы корневых систем.

Различать   корневые   системы

однодольных и двудольных рас­тений.

7

Побег.     Строе­ние и значение побега.

Лабораторная работа №5

“Изучение побега цветкового растения”

 

 

Комбинирован­ный урок.

 

Побег - сложный орган. Строение  побега:   сте­бель, листья, почки. Строение почки. Виды почек: пазушные,

верхушечные;   генера­тивные и вегетатив-

ные.

Распознавать и описывать на

живых объектах строение:

•           побега;

•           почки.

Придаточные   и спящие почки. Листорасполо­жение.

Ветвление. Кро­на.       Кущение. Прищипка.    Па­сынкование. Определение названий       де­ревьев    и    кус­тарников         по строению почек.

Доказывать, что почка - видо­измененный побег.

Отличать вегетативную почку от генеративной почки.

8.

 

 

 

Лист   -    часть побега.    Значе­ние листа для растения.

Лабораторная работа № 6

“Изучение листа цветкового растения”

Комбинирован­ный урок.

Функции листа. Простые    и    сложные. Жилкование. Клеточное       строение листа: покровная ткань (кожица,    строение    и расположение   устьиц), столбчатая и губчатая основные ткани, прово­дящая ткань жилок (си­товидные трубки и со­суды),       механическая ткань (волокна). Видоизменения   листь­ев - приспособление к условиям жизни.

Распознавать и описывать по

рисунку или на живых объектах строение листа.

Разнообразие листьев:  с при­листниками      и без, жилкование (перистое,     па­раллельное, дуговое),      спо­соб   прикрепле­ния     (черешко­вые, сидячие). Световые и те­невые     листья. Приспособления листьев  к  фак­торам освещен­ности и влажно­сти.

Рассматривать     на     готовых микропрепаратах  и  описывать клеточное строение листа.

Выделять условия жизни, влияющие на видоизменения ли­стьев.

9.

 

 

Стебель. Внешнее  и  внутреннее строение.

Лабораторная работа № 7

“Изучение стебля цветкового растения”.

Комбинированный урок.

 

 

Функции   стебля.   Рост

стебля в толщину.

Внешнее          строение стебля.

Участки   стебля: 

  • кора,
  • камбий,
  •  древесина,
  • сердцевина.

 Клеточное       строение стебля: покровные тка­ни     стебля     (кожица, пробка);   механическая ткань  (лубяные  волок­на, волокна древесины)

и    проводящая    ткань

(ситовидные    трубки, сосуды); образовательная ткань.

Называть функции стебля.

Стебли по дли-

не междоузлия:

удлиненные и

укороченные

(розеточные);

по положению в пространстве

(лежачие,     прямостоячие,  пол­зучие,   вьющие­ся,      приподни­мающиеся,    лазающие,       цепляющиеся).

Видоизменения: суккуленты, листообразные флагообразная крона, колючки. Годичные   коль­ца; значение их для       подсчета возраста. Чечевички.

Распознавать и описывать на

живых объектах внешнее строение стебля

Устанавливать    соответствие между функциями стебля и типами   тканей,   выполняющими данную функцию.

Объяснять взаимосвязь стебля

с другими органами растения.

10.

Видоизменения подземных  побегов.

Лабораторная работа № 8

“Изучение видоизменённых побегов”

Комбинированный урок.

 

Видоизменения     побегов:   корневище,   луковица, клубень.

 

Приводить примеры растений,

имеющих видоизмененные побеги.

Эфемероиды,

клубнелуковицы.

 

 

 

Распознавать и описывать на

живых  объектах  видоизменения

побегов.

Доказывать,    что    корневище,

клубень,   луковица   -   видоизмененные побеги.

11.

Цветок.   Строение и значение.

Лабораторная работа № 9

“Изучение цветка и соцветий”.

Лабораторная работа № 10

“Выявление приспособления растений к среде обитания”

Комбинирован­ный урок.

Строение  цветка:   око-

лоцветник      (простой,

двойной),          чашечка,

венчик, пестик (рыльце,

столбик,   завязь),   ты-

чинка         (тычиночная

нить,  пыльник),  цвето­ложе, цветоножка. Соцветия.

Виды соцветий: кисть, метелка,  колос,  поча­ток, зонтик, корзинка. Биологическое     значе­ние соцветий. Функции   цветка.   Опы­ление.

 

 

Распознавать и описывать по рисункам:

•     строение   цветка   ветроопыляемых  растении  и  насекоопыляемых растении;

•     типы соцветий.

Обоеполые      и

раздельнопо-лые

цветки.

Однодомные и

двудомные  растения.

Обозначения различных   час­тей цветка.

Объяснять   взаимосвязь   строе­ния цветка и его опылителей.

Выявлять приспособления рас­тений   к  опылению   на   примере строения цветка и соцветий.

Сравнивать по заданным кри­териям строение  цветков  раз­личных растений.

12.

 

Плод.

Разнообразие и значение.

Лабораторная работа № 11

“Изучение плодов цветкового растения”

Лабораторная работа № 12

“Выявление приспособление к среде обитания

Комбинирован­ный урок.

Функции плода. Виды    плодов:    ягода, костянка, яблоко, орех,, коробочка,       стручок, боб.

Сухие и сочные плоды. Односемянные  и  многосемянные плоды. Способы     распростра­нения плодов: с помо­щью ветра, с помощью животных.

Давать определение термину

покрытосеменные.

 

Распознавать и описывать по

рисункам,   коллекциям   строение плодов.

Приводить примеры растений с различными типами плодов.

Выделять приспособления для распространения плодов.

13.

Взаимосвязь

органов   расте­ния   как   орга­низма.

Контрольная работа № 1

“Органы цветковых растений”

Урок обобщения и    систематиза­ции знаний.

Растение - биосистема.

Признаки   взаимосвязи органов.

 

Называть признаки взаимосвязи органов.

 

Доказывать,    что    растение    - биосистема.

Объяснять   влияние   окружаю­щей среды на растения.

 

ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 РАСТЕНИЙ (7 часов)

 

 

 

14.

Корневое пита­ние растений.

 

Комбинирован­ный урок.

Корневое питание рас­тений. Поглощение во­ды и минеральных ве­ществ из почвы. Нитраты: рост листьев и стеблей.

Фосфор:       ускоренное созревание        плодов, холодостойкость. Калий: рост подземных побегов,      холодостой­кость.

Описывать механизм почвенно­го питания.

Подкормка: норма,       сроки внесения.    Правила    внесения удобрений. Удобрения:  органические   и минеральные.

Объяснять   роль   и   механизм почвенного питания в жизни рас­тения.

Объяснять влияние удобрений на растения.

15.

Воздушное  пи­тание растений.

 

Комбинирован­ный урок.

 

 

Воздушное питание растений.

Космическая роль зе­леных растений. Фотосинтез.   Локализа­ция процессов. Условия и  необходимые   веще­ства и продукты.

 

Описывать механизм фотосин­теза, передвижения органических веществ.

Автотрофы       и гетеротрофы.

Определять роль органов рас­тений в образовании и перерас­пределении     органических     ве­ществ.

Объяснять   космическую   роль зеленых растений.

16.

Дыхание  рас­тений и обмен веществ.

 

Комбинирован­ный урок.

Значение дыхания. Опыты,    подтверждаю­щие дыхание растений. Приспособления расте­ний  для  дыхания.   Ис­пользование      энергии растениями. Взаимосвязь процессов дыхания  и  фотосинте­за.

Описывать    опыты,     подтвер­ждающие дыхание растений.

Биологическое значение     рых­ления.

Выделять приспособления рас­тений для дыхания.

Сравнивать по заданным кри­териям процессы фотосинтеза и дыхания.

17.

Значение воды

в жизни расте­ний.

Лабораторная работа № 13

“Выявление у растений приспособлений к среде обитания”.

Комбинирован­ный урок.

Значение воды в жизни

растений.      Экологиче­ские   группы   растений по отношению к воде. Этапы     и     механизмы водообмена.

Называть этапы водообмена.      

Экологические

группы    расте­ний:    гидатофиты,   гидрофиты, гигрофиты,    мезофиты,      ксеро­фиты,         (сукку­ленты,     склерофиты).

Распознавать    и    описывать растения   различных   экологических групп.                                                        

18.

Размножение и оплодотворе­ние у растений.

 

Комбинирован­ный урок.

 

Размножение растений: половое и бесполое.

Опыление    и    оплодо­творение   у   растений. Биологическое    значе­ние полового и беспо­лого размножения.

Описывать процессы опыления и оплодотворения цветковых рас­тений.

 

Выделять отличительные  осо­бенности  полового  и  бесполого размножений.

Отличать   оплодотворение   от опыления.

19.

Бесполое,  раз­множение   рас­тений.

Лабораторная работа № 14

“Размножение комнатных растений”.

Комбинирован­ный урок.

 

Вегетативное    размно­жение.

Его виды и биологиче­ская роль в природе. Использование   вегета­тивного размножения.

 

Приводить примеры растений, размножающихся вегетативно.

Прививка  че­ренком,

глазком. Метод культуры

тканей.

Называть способы вегетативно­го размножения.

Распознавать    и    описывать

способы   вегетативного   размно­жения.

Наблюдать за развитием расте­ния при вегетативном размноже­нии.

20.

Рост   и   разви­тие растения.

Контрольная работа № 2.

“Основные процессы жизнедеятельности растений

Комбинирован­ный урок.

 

Рост и индивидуальное развитие.

Взаимосвязь  роста   и развития   в   жизнедея­тельности       растения. Зависимость   от   усло­вий среды.

 

 

 

Распознавать и описывать по рисунку стадии  развития  расте­ния и их последовательность.

Суточные     рит­мы. Сезонная       периодичность. Возможность

управления рос­том растения.

Выделять     различия     между процессами роста и развития.

Приводить    примеры    гибели растений от влияния условий сре­ды.

 

ТЕМА 4. ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ ЦАРСТВА РАСТЕНИЙ (7 часов)

 

 

 

21.

Водоросли.

Лабораторная работа № 15.

“Распознавание водорослей разных отделов”

Лабораторная работа № 16.

“Изучение внешнего строения водорослей”

Урок изучения и первичного    за­крепления      но­вых знаний.

 

 

Основные признаки во­дорослей.     Слоевище, ризоиды.

Зеленые,  бурые,  крас­ные водоросли. Места обитания и рас­пространение.

Значение водорослей в природе и в жизни че­ловека.

 

 

 

Давать определение термину

низшие растения.

«Цветение    во­ды».    Хламидо­монада. Представители водорослей. Зеленые    водо­росли: улотрикс,

спирогира. Бурые  водорос­ли: ламинария. Красные    водоросли: порфира.

Распознавать   водоросли   раз­личных отделов.

Распознавать    и    описывать

внешнее строение водорослей.

Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека.

Сравнивать по заданным кри­териям одноклеточные и много­клеточные водоросли.

22.

 

 

 

 

 

Высшие      спо­ровые     расте­ния. Мхи.

Лабораторная работа № 17

“Изучение внешнего строение мхов”

Лабораторная работа № 18

“Распознавание растений отдела моховидные”

Лабораторная работа № 19

“Выявление приспособлений у растений к среде обитания”

 

Урок изучения и первичного    за­крепления      но­вых знаний.

Основные        признаки мхов.   Споровые,   выс­шие растения. Изменения в строении растений в связи с вы­ходом на сушу. Листостебельные   мхи: кукушкин лен и сфагнум (на выбор).

 

 

Давать определение термину

высшие растения.

Гаметофит. Печеночни-ки

 

Распознавать и описывать:

• строение мхов;

•  растения   отдела   Мохообраз­ные.

Выявлять приспособления рас­тений в связи с выходом на сушу.

Объяснять  происхождение  на­земных растений на примере со­поставления мхов и зеленых во­дорослей.

23.

 

 

 

Папоротники.

Лабораторная работа № 20

“Изучение внешнего строения папоротника”

Лабораторная работа № 21

“Распознавание растений отдела папоротникообразные”

Комбинирован­ный урок.

 

Основные признаки па­поротников.

Многообразие папорот­ников.

 

 

 

Давать определение термину

высшие растения.

Плауновидные, хвощи.

 

 

Распознавать и описывать:

•  строение папоротников;

•    растения отдела Папоротни­кообразные.

24.

Голосеменные.

Лабораторная работа № 22

“Распознавание растений отдела голосемянные”

Лабораторная работа № 23

“Изучение внешнего строения и многообразия голосемянных растений

Урок изучения и первичного     за­крепления      но­вых знаний.

Голосеменные       растения.

Особенности    строения голосеменных       расте­ний:  появление  семян, развитие корневой системы.

Значение      голосемен­ных растений. Разнообразие    голосе­менных:   хвойные   рас­тения (сосна, ель).

 

 

 

Давать   определение  термину голосеменные растения.

Хвойные   расте­ния:   лиственница,   можжевельник. Жизненные  формы: дере­вья, кустарники, лианы.

Распознавать растения отдела Голосеменные растения.

Описывать процесс размноже­ния сосны.

Распознавать и описывать строение хвои и шишек наибо­лее представителей голосемен­ных.

Выделять приспособления го­лосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги.

25.

Отдел    Покрытосеменные.  Общая     харак­теристика        и значение.

Лабораторная работа № 24

“Распознавание растений отдела покрытосемянные”

Лабораторная работа № 25

“Изучение строения и многообразия покрытосемянных

растений”

Урок изучения и первичного    за­крепления      но­вых знаний.

Особенности   строения покрытосеменных   рас­тений.

Органы цветкового рас­тения. Жизненные формы.

 

 

Давать определение термину

покрытосеменные растения.

Однолетние     и

многолетние

растения.

 

Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения.

Распознавать    и    описывать

строение цветковых растений.

Сравнивать по заданным кри­териям,  используя данные  ин­формационной таблицы: • покрытосеменные    и    голосе­менные растения;

• однодольные    и    двудольные растения.

26.

 

 

 

Класс         Дву­дольные. Сравнительная характеристика семейств.

Лабораторная работа № 26

“Распознавание наиболее распространённых растений в Воронежской области”.

Лабораторная работа № 27

“Определение принадлежности к классу двудольные”

Комбинирован­ный урок.

Признаки   класса   Дву­дольные.

Значение растений ос­новных семейств клас­са Двудольные. Сельскохозяйственные растения:        овощные, плодово-ягодные,   мас­личные, кормовые куль­туры. Лекарственные растения.

 

 

Распознавать    и    описывать

наиболее    распространенные    в данной   местности   растения  се­мейств класса Двудольные.

 

Определять      принадлежность растений к классу Двудольные.

Признаки       се­мейств:    строе­ние цветка, тип соцветия,      тип плодов.

 

 

 

27.

 

 

 

 

Класс       Одно­дольные. Сравнительная характеристика семейств  клас­са     Однодоль­ные.

Лабораторная работа № 28

“Распознавание наиболее распространённых растений Воронежской области”

Лабораторная работа № 29

“Определение принадлежности к классу однодольные”

Комбинирован­ный урок.

Признаки строения рас­тений семейств Злаки и Лилейные.

Редкие   и   охраняемые растения       семейства Лилейные.

Сельскохозяйственные растения:       зерновые, кормовые культуры. Лекарственные и деко­ративные растения.

Распознавать     растения     се­мейств: Лилейные, Злаки.

Семейство Луковые.

 

 

 

Определять      принадлежность растений к классу Однодольные.

Объяснять причины сокращения численности   редких   и  охраняе­мых растений.

Доказывать      принадлежность лилейных   растений   и  злаков  к классу однодольных.

 

ТЕМА 5. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МНОГООБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА

 (2 часа)

 

 

 

28.

 

 

Понятие об эволюции      расти­тельного мира.

 

 

Урок обобщения и    систематиза­ции знаний.

Понятие   об  эволюции

растительного мира как процессе     усложнения растений  и  раститель­ного мира. Приспособления   к   условиям существования.

Называть основные этапы эволюции растительного мира.

Палеоботаника.

Риниофиты. Ре­ликтовые расте­ния.

 

 

 

Выявлять   основные   признаки, необходимые для существования растений на суше.

Объяснять процессы жизнедея­тельности основных отделов рас­тений.

29.

Многообразие и    происхождение культурных растений.

 

Урок обобщения и    систематиза­ции знаний.  

 

 

Дикорастущие   и   культурные растения.  Многообразие и происхождение культурных растений. Центры происхождения культурных растений.      

Приводить   примеры   дикорастущих и культурных растений.         

Сельское хозяй­ство.      Условия выращивания важнёйших          сельскохозяйственных растений, связанные с их происхождением

Распознавать важнейшие сельскохозяйственные растения

Называть   центры   происхожде­ния культурных растений.

Описывать    происхождение    и значение растения на выбор.

Объяснять способы расселения культурных растений.

 

ТЕМА 6. БАКТЕРИИ

(2 часа)

 

 

 

30.

 

 

 

Общая характери­стика бактерий.

 

Урок изучения и первичного    за­крепления      но­вых знаний.

Строение    бактериаль­ной   клетки:   оболочка, цитоплазма,      ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор.

 

Распознавать    и    описывать

строение бактериальной клетки.

Паразиты и Са-протрофы.

Аэробы и ана­эробы.

 

 

Объяснять особенности жизне­деятельности бактерий.

Сравнивать  строение  бактериальной и растительной клетки.

31.

 

 

 

Многообразие и значение бак­терий.

Контрольная работа № 3

“Основные отделы растений”

Урок    комплекс­ного применения ЗУН учащимися.

Значение   бактерий   в природе и жизни чело­века.              Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочно-кислые,       бо­лезнетворные      бакте­рии.

Выделять   особенности   строе­ния бактерий различных групп.

 

 

 

Объяснять роль бактерий.

 

ТЕМА 8. ГРИБЫ.

ЛИШАЙНИКИ (3 часа)

 

 

 

32.

 

 

Общая     харак­теристика   гри­бов.

Лабораторная работа        № 30

“Строение плесневых грибов”

Урок изучения и первичного     закрепления      но­вых знаний.

Признаки царства Гри­бы.

Строение грибов: гриб­ница, плодовое тело. Разнообразие     грибов по способу питания. Особенности     строения плесневых грибов. Плес­невые   грибы:   мукор   и пеницилл, дрожжи.

Называть значение  плесневых грибов в природе и жизни челове­ка.

Микология. Открытие   анти­биотиков   и   их использование.

 

 

Распознавать    и    описывать

строение плесневых грибов.

Сравнивать грибы с растениями и животными.

33.

 

 

Многообразие и значение гри­бов.

Лабораторная работа № 31

“Распознавание несъедобных и ядовитых грибов

Комбинирован­ный урок.

 

 

 

Особенности   строения шляпочных грибов. Ми­целий. Микориза. Шляпочные    грибы (съедобные   и   ядови­тые),   наиболее   часто встречающиеся в Вол­гоградской области.

 

 

 

 

 

Приводить   примеры   шляпоч­ных   грибов,   произрастающих   в Волгоградской области.

 

Распознавать    и    описывать

съедобные и ядовитые шляпоч­ные грибы.

Называть способы питания мно­гоклеточных грибов.

Выделять     различия     между трубчатыми     и    пластинчатыми шляпочными грибами.

Объяснять   роль   многоклеточ­ных грибов в природе.

34.

Лишайники.

 

Урок изучения и первичного    за­крепления      но­вых знаний.

Лишайники  -  симбиоз

гриба и водорослей.

Условия жизни.

Значение.

Питание, размножение.

Распознавать    и    описыватьстроение лишайника.

Формы    лишай­ников:      кусти­стые,     листо­вые накипные.

Объяснять  возможность  роста лишайников  в бесплодных мес­тах.

 

ТЕМА 8. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (1 час)

 

 

 

35.

Жизнь      расте­ний в природе. Многообразие природных  со­обществ.

 

Урок обобщения и    систематиза­ции знаний.

Фитоценоз.

Естественные   природ­ные   сообщества."   лес, степь.

Роль растений в круго­вороте веществ.

 

 

 

 

Называть основные типы при­родных сообществ.

Приспособлен­ность растений к совместной жизни в природ­ном    сообщест­ве.

Приводить    примеры   естест­венных сообществ.

Описывать видовой состав при­родных сообществ.

Объяснять,    почему    растения считаются   основой   круговорота веществ.

 

Лабораторных работа-31

Контрольных работ-3

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

Биология 6 класс

(1 час в неделю, всего 35 часов)

 

 

№ урока

Раздел. Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

Федер.

рег

по плану

факт

 

Введение 2 часа

 

 

 

 

 

1.

Наука о растениях - ботаника.Мир растений

1

 

 

 

 

2.

Разнообразие растений

Лабораторная работа № 1 "Знакомство с цветковым растением

1

 

 

 

 

 

Тема 1. Клеточное строение организмов. (2 часа)

 

 

 

 

 

3.

Строение растительной клетки. Жизнедеятельность.

Лабораторная работа №2 "Клеточное строение кожицы лука".

1

 

 

 

 

4.

Ткани.

1

 

 

 

 

 

Тема 2. Органы цветковых растений. (9 часов)

 

 

 

 

 

5.

Строение семени.

 Лабораторная работа №3 "Изучение семени цветкового растения"

1

 

 

 

 

6.

Корень.Внешнее и внутреннее строение.

Лабораторная работа 4

"Изучение корня цветкового растения."

1

 

 

 

 

7.

Побег. Строение и значение побега

 Лабораторная работа №5 "Изучение побега цветкового растения"

1

 

 

 

 

8.

Лист-часть побега.Значение листа для растения. Лабораторная работа 6

"Изучение листа цветкового растения"

1

 

 

 

 

9.

Стебель. Внешнее и внутреннее строение.

Лабораторная работа №7 "Изучение стебля цветкового растения"

1

 

 

 

 

10.

Видоизменения подземных побегов.

Лабораторная работа №8

"Изучение видоизменённых побегов"

1

 

 

 

 

11.

Цветок.Строение и значение. Лабораторная работа №9

"Изучение цветка и соцветий".

Лабораторная работа №10

"Выявление приспособлений у растений к среде обитания"

1

 

 

 

 

12

Плод.Разнообразие и значение.

Лабораторная работа №11

"Изучение плодов цветкового растения".

Лабораторная работа №12.

"Выявление приспособлений к среде обитания"

1

 

 

 

 

13.

Взаимосвязь органов растений как организмов.

Контрольная работа №1

"Органы цветковых растений."

1

 

 

 

 

 

 Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений(7 часов)

 

 

 

 

 

14.

Корневое питание растений.

1

 

 

 

 

15.

Воздушное питание растений.

1

 

 

 

 

16.

Дыхание растений и обмен веществ.

1

 

 

 

 

17.

Значение воды в жизни растений. Лабораторная работа №13 "Выявление у растений приспособлений к среде обитания"

1

 

 

 

 

18.

Размножение и оплодотворение у растений.

1

 

 

 

 

19.

Бесполое размножение растений.

Лабораторная работа №14

"Размножение комнатных растений."

1

 

 

 

 

20.

Рост и развитие растения.

Контрольная работа №2. "Основные процессы жизнедеятельности растений."

1

 

 

 

 

 

Тема 4.Основные отделы царства растений.                    (7 часов)

1

 

 

 

 

21.

Водросли.

Лабораторная работа №15

"Распознование водрослей разных отделов".

Лабораторная работа №16

"Изучение внешнего строения водорослей"

1

 

 

 

 

22.

Высшие споровые растения.Мхи.

Лабораторная работа №17

"Изучение внешнего строения мхов."

Лабораторная работа №18

"Распознование растений отдела моховидные".

Лабораторная работа №19

"Выявление приспособлений у растений к среде обитания"

1

 

 

 

 

23.

Папоротники.

Лабораторная работа №20

"Изучение внешнего строения папаротника".

Лабораторная работа №21

"Распознование растений отдела Папоротникообразные"

1

 

 

 

 

24.

Голосеменные.

Лабораторная работа №22

"Распознование растений отдела Голосеменные"

Лабораторная работа №23

"Изучение внешнего строения и многообразия голосеменных растений"

1

 

 

 

 

25.

Отдел покрытосемянные.Общая характеристика и значение.

Лабораторная работа №24

"Распознование растений отдела Покрытосеменные"

Лабораторная работа №25

"Изучение строения и многообразия покрытосемянных растений."

1

 

 

 

 

26.

Класс Двудольные. Сравнительная характеристика семейств.

Лабораторная работа №26

"Распознование наиболее распространённых растений Воронежской области". Лабораторная работа №27

"Определение принадлежности к классу двудольные"

1

 

 

 

 

27.

Класс Однодольные. Сравнительная характеристика семейств класса Однодольные.

Лабораторная работа №28

"Распознование наиболее распространённых растений Воронежской области."

Лабораторная работа №29

"Определение принадлежностей растений к класу Однодольные."

1

 

 

 

 

 

Тема 5.Историческое развитие и многообразие растительного мира(2 часа)

 

 

 

 

 

28.

Понятие об эволюции растительного мира.

1

 

 

 

 

29.

Многообразие и происхождение культурных растений.

1

 

 

 

 

 

Тема 6.Бактерии(2 часа)

 

 

 

 

 

30.

Общая характеристика бактерий.

1

 

 

 

 

31.

Многообразие и значение растений.

Контрольная работа №3 "Основные отделы растений"

1

 

 

 

 

 

Тема 7.Грибы. Лишайники    (3 часа)

 

 

 

 

 

32.

Общая характеристика грибов. Лабораторная работа №30 "Строение плесневых грибов."

1

 

 

 

 

33.

Многообразие и значение грибов. Лабораторная работа №31 "Распознование съедобных и ядовитых грибов".

1

 

 

 

 

34.

Лишайники.

1

 

 

 

 

 

Тема 8.Природные сообщества(1 час)

 

 

 

 

 

35.

Жизнь растений в природе.Многообразие природных сообществ.

1

 

 

 

 

Лабораторных работ – 31

Контрольных работ - 3

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. И,Н,Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Ли-учебник   для   учащихся   6   класса   общеобразовательных   учреждений  /   - М.: Вентана-Граф, 2010;И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2010
  2. 2.              Дмитриева Т.А., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, жи­вотные. 6кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2008. 6 ил. - (Дидактические мате­риалы);
  3. 3.              Акимушкин И. И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972.- 304с. 6 ил.;
  4. 4.              Биология. Энциклопедия для детей. - М.:Аванта+, 2007

 

Материально-технической базой  для реализации программы курса  служит оборудование  для проведения лабораторных работ, таблицы, компьютеры.

М М диски  « Биология.» изд. «Учитель »

Интернет-ресурсы  по профилю.

 

Открытие сайта!
Сегодня наш сайт создан и постепенно будет пополняться полезной информацией.

Яндекс.Метрика