Рабочая программа по биологии 11 класс
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Клеповская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании ШМО _____________________ Протокол № от «___»___2013г Руководитель ШМО ________/_______________ ( подпись) (ФИО)
|
Согласовано Зам.директора по УВР ________/О.А.Подлесных «___»_____________2013г |
Утверждаю. Директор школы ________/Н.А.Илларионова «___»_____________2013г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По биологии
Учитель Боровлева Нина Дмитриевна 1 категория.
Год составления: 2013 -2014 учебный год
Класс 11
Количество часов в неделю 1
Общее количество часов: 34
Из них: федеральный компонент 34
Региональный компонент 0
Часы школьной компетенции 0
Резерв 0
Рабочая программа по биологии для 11класса составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование), примерной программы по биологии, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. М., 2004г
2. Регионального Базисного учебного плана, утвержденного приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012г № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
3. Учебника, входящего в федеральный перечень Биология-10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2012г, . Учебник для учащихся общеобразовательных школ
«___»_____________2013г _____________________
( подпись учителя)
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе:.
1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование), примерной программы по биологии ,рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. М., 2004г
2. Регионального Базисного учебного плана, утвержденного приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012г № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
3. Учебника, входящего в федеральный перечень Биология-10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2012г, . Учебник для учащихся общеобразовательных школ
Место предмета в учебном плане:
По школьному учебному плану на изучение биологии в 11-м классе выделено 34 часа, 1 час в неделю.
Цели курса.
- освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии);о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
- овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
- воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Задачи курса:
- стимуляция самостоятельности и работоспособности учащихся, содействие развитию их личности;
- организация индивидуального обучения школьников;
- наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей как наиболее способных и мотивированных учащихся, так и недостаточно подготовленных.
-
По школьному учебному плану на изучение биологии в 11-м классе выделено 34 часа, 1 час в неделю.
Учебно-тематический план .
№ |
Раздел программы |
Общее количество часов |
1. |
Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции. |
4 |
2. |
Механизм эволюционного процесса. |
8 |
3 |
Возникновение жизни на Земле. |
2 |
4 |
Развитие жизни на Земле. |
4 |
5 |
Происхождение человека |
5 |
6 |
Экосистемы (5 часов) |
5 |
7 |
Биосфера .Охрана биосферы. |
2 |
8 |
Влияние деятельности человека на биосферу. |
4 |
Итого: |
34 ч |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
. Развитие эволюционных идей.
Доказательства эволюции .
Возникновение и развитие эволюционных представлений. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка. Чарлз Дарвин и его теория происхождения видов. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция — структурная единица вида, элементарная единица эволюции.
Механизм эволюционного процесса. Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Изоляция — эволюционный фактор. Приспособленность — результат действия факторов эволюции. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.
Возникновение жизни на Земле .
Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.
. Развитие жизни на Земле .
Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие органического мира. Значение работ Карла Линнея. Принципы систематики. Классификация организмов.
Происхождение человека .
Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Homo. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека. Человеческие расы.
Демонстрации
Схемы, таблицы, рисунки и фотографии, иллюстрирующие: критерии вида (на примере разных пород одного вида животных); движущие силы эволюции; возникновение и многообразие приспособлений у растений (на примере кактусов, орхидей, лиан и т. п.) и животных (на примере дарвиновых вьюрков); образование новых видов в природе; эволюцию растительного мира; эволюцию животного мира; редкие и исчезающие виды; движущие силы антропогенеза; происхождение человека. Коллекции окаменелостей (ископаемых растений и животных).
Лабораторные и практические работы
1. Описание особей вида по морфологическому критерию (на примере гербарных образцов).
2. Выявление изменчивости у особей одного вида (на примере гербарных образцов, наборов семян, коллекции насекомых и т. п.).
3. Выявление приспособлений организмов к среде обитания.
.Экосистемы .
Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. Сообщества. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса. Свойства экосистем. Смена экосистем. Агроценозы.
Биосфера. Охрана биосферы .
Состав и функции биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере.
Влияние деятельности человека на биосферу
Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.
Лабораторные и практические работы
1. Описание особей вида по морфологическому критерию (на примере гербарных образцов).
2. Выявление изменчивости у особей одного вида (на примере гербарных образцов, наборов семян, коллекции насекомых и т. п.).
3. Выявление приспособлений организмов к среде обитания.
Демонстрации
Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: экологические факторы и их влияние на организмы; межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренцию, симбиоз; ярусность растительного сообщества; пищевые цепи и сети; экологическую пирамиду; круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме; строение экосистемы; агроэкосистемы; строение биосферы; круговорот углерода в биосфере; глобальные экологические проблемы; последствия деятельности человека в окружающей среде. Карта «Заповедники и заказники России». Динамическое пособие «Типичные биоценозы».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на базовом уровне учащиеся должны
понимать:
? основные положения биологических теорий (клеточная теория, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
? строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; структуру вида и экосистем;
? сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах и биосфере;
? вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
знать:
биологическую терминологию и символику, основные структуры и функции клетки, роль основных органических и неорганических соединений, сущность обмена веществ, закономерности индивидуального развития и размножения организмов, основные законы наследственности и изменчивости, основы эволюционного учения, основы экологии и учения о биосфере;
уметь:
решать генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах; применять полученные знания для охраны собственного здоровья, а также для оценки негативного влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней. В процессе работы с учебником учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые результаты и возможности современной биологии.
Расписание учебного времени
№ |
Распределение учебного времени |
Общее кол-во часов |
В том числе |
|||
Лабораторные работы |
Практические работы |
контрольные работы зачеты. |
экскурсии |
|||
1 |
Всего по учебному плану |
34 |
5 |
4 |
3 |
|
2 |
Количество часов в неделю |
1 |
|
|
|
|
3 |
Запланировано на 1 полугодие |
16 |
5 |
1 |
1 |
|
4 |
Запланировано на 2 полугодие |
18 |
- |
3 |
2 |
|
Тематическое планирование
Биология 11 класс
(1 час в неделю, всего 34.)
|
Раздел. Тема |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Примечание |
||
№ урока |
общее |
в т.ч. регион. и шк.к.
|
по плану |
факт |
||
|
Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции(4 часа) |
|
|
|
|
|
1 |
Возникновение и развитие эволюционных представлений. |
1 |
|
|
|
|
2 |
Ч.Дарвин и его теория происхождение видов. |
1 |
|
|
|
|
3 |
Доказательства эволюции. |
1 |
|
|
|
|
4 |
Вид. Критерии вида. Популяция. Лаб. раб.№1 «Морфологические особенности растений различных видов.» |
1
|
|
|
|
|
Механизм эволюционного процесса.(8 час) |
||||||
5 |
Роль изменчивости в эволюционном процессе. Лаб. раб.№2 «Изменчивость организмов» Лаб. раб.№3 «Изменчивость, построение вариационного ряда и кривой.» |
1
|
|
|
|
|
6 |
Естественный отбор –направляющий фактор эволюции. |
1 |
||||
7 |
Формы естественного отбора в популяциях. |
1 |
|
|
|
|
8 |
Дрейф генов - эволюционный фактор . Изоляция – эвалюционный фактор. |
1 |
|
|
|
|
9 |
Приспособленность- результат действия факторов эволюции. Лаб. раб.№4 «Приспособленность организмов к среде обитания.» |
1 |
|
|
|
|
10 |
Видообразование. |
1 |
|
|
|
|
11 |
Основные направления эволюционного процесса. Лаб. раб.№5 «Ароморфозы и идиоадаптации» |
1 |
|
|
|
|
12 |
Зачет№ 1 «Эволюция» |
1 |
|
|
|
|
Возникновение жизни на Земле.(2часа) |
||||||
13 |
Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни. |
1 |
||||
14 |
Практическая работа № 1 «Анализ и оценка гипотез происхождения жизни на Земле.» |
1
|
|
|
|
|
Развитие жизни на Земле. (4 часа) |
||||||
15 |
Развитие жизни в криптозое и раннем и позднем палеозое.
|
1 |
|
|
|
|
16 |
Развитие жизни в мезозое и кайнозое. |
1 |
|
|
|
|
17 |
Многообразие органического мира . Принципы систематики. |
1 |
||||
18 |
Классификация организмов. |
1 |
|
|
|
|
|
Происхождение человека ( 5часов) |
|
|
|
|
|
19 |
Ближайшие « родственники» человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов.. |
1 |
|
|
|
|
20 |
Первые представители рода Номо Появление человека разумного. |
1 |
|
|
|
|
21 |
Факторы эволюции человека. |
1 |
|
|
|
|
22 |
Практическая работа № 2 «Анализ и оценка гипотез происхождения человека» |
1 |
|
|
|
|
23 |
. Зачет № 2 «Возникновение и развитие жизни на Земле. Происхождение человека.» |
1 |
||||
Экосистемы (5 часов) |
|
|
|
|
|
|
24 |
Предмет экологии. Экологические факторы. Взаимодействие популяций разных видов. |
1 |
|
|
|
|
25 |
Сообщества. Экосистемы .Поток энергии и цепи питания. |
1 |
|
|
|
|
26 |
Практическая работа № 3 «Составление схем переноса энергии в экосистемах(цепи питания и сети.)» |
1 |
|
|
|
|
27 |
Свойства экосистем. Смена экосистем. |
1 |
|
|
|
|
28 |
Агроценозы. Применение экологических знаний в практической деятельности человека. |
1 |
|
|
|
|
Биосфера .Охрана биосферы. (2часа) |
|
|
|
|
|
|
29 |
Состав и функции биосферы. |
1 |
|
|
|
|
30 |
Круговорот химических элементов. Биохимические процессы в биосфере. . |
1 |
|
|
|
|
|
Влияние деятельности человека на биосферу.(4 часа) . |
|
|
|
|
|
31 |
Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда. |
1 |
|
|
|
|
32 |
Зачет №3 «Основы экологии.» |
1 |
|
|
|
|
33 |
Практическая работа № 4 «Анализ и оценка воздействия человека на окружающую среду» |
1 |
|
|
|
|
34 |
Заключительный урок. Биология и профессия |
1 |
|
|
|
|
Практических-4 Лабораторных-5 Зачетов-3
Учебно-методический комплект:
Учебник: Общая биология: Учебн. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006. – 303 с.: ил.
Дополнительная литература: 1. Грин Н. «Биология» в 3 т. (Н.Грин, У.Стаут, Д.Тэйлор), М., Мир, 1990 г. 2. Пименова И.Н., Пименов А.В. «Лекции по общей биологии», Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2003 г. 3. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. «Эволюция органического мира», Москва, «Наука», 1996 г. 4. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся. М., Просвещение, 2006 г. 5. Общая биология: 10-11 классы/ А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника – М.: Дрофа, 2007
Дополнительная литература для учеников:
Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитериентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 128 с.
- Шишкинская Н.А. генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.
- Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004
- Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002
Интернет-ресурсы:
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
http://www.minobraz.ru Сайт Министерства общего и профессионального образования
.
http://www.irro.ru Сайт Института развития регионального образования
.
научно-образовательного центра Российской академии образования (УГНОЦ РАО).
http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.