Рабочая программа по Биологии 10 класс
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Клеповская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании ШМО _____________________ Протокол № от «___»___2013г Руководитель ШМО ________/_______________ ( подпись) (ФИО)
|
Согласовано Зам.директора по УВР ________/О.А.Подлесных «___»_____________2013г |
Утверждаю. Директор школы ________/Н.А.Илларионова «___»_____________2013г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По биологии
Учитель Боровлева Нина Дмитриевна 1категория.
Год составления: 2013 -2014 учебный год
Класс 10
Количество часов в неделю 1
Общее количество часов: 35
Из них: федеральный компонент 35
Региональный компонент 0
Часы школьной компетенции 0
Резерв 0
Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование), примерной программы по биологии, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. М., 2004г
2. Регионального Базисного учебного плана, утвержденного приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012г № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
3. Учебника, входящего в федеральный перечень Биология-10 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2012г, . Учебник для учащихся общеобразовательных школ
«___»_____________2012г _____________________
( подпись учителя)
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе:.
1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование), примерной программы по биологии ,рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. М., 2004г
2. Регионального Базисного учебного плана, утвержденного приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012г № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
3. Учебника, входящего в федеральный перечень Биология-10 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2012г, . Учебник для учащихся общеобразовательных школ Место предмета в учебном плане.
По школьному учебному плану на изучение биологии в 10-м классе выделено 35 часов, 1 час в неделю.
Цели и задачи.
- освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии);о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
- овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
- воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
При организации лабораторных работ проводится инструктаж по технике безопасности, при организации экскурсий учащиеся знакомятся с правилами поведения в природе.
Проверяются и оцениваются наряду со знаниями умения пользоваться микроскопом, ставить опыты, работать с учебником, готовить сообщения. Измерители уровня учебных достижений школьников построены с учетом материалов предлагаемых при сдаче экзамена в форме ЕГЭ.
Новые информационные технологии и программные средства способны помочь более эффективно решать следующие задачи:
- стимуляция самостоятельности и работоспособности учащихся, содействие развитию их личности;
- организация индивидуального обучения школьников;
- наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей как наиболее способных и мотивированных учащихся, так и недостаточно подготовленных.
Учебно-тематический план по биологии в 10 классе
№ |
Раздел программы |
Общее количество часов |
1. |
Введение. |
3 |
2. |
Клетка. |
15 |
3. |
Размножение и развитие организмов). |
5 |
4. |
Основы генетики и селекции. |
12 |
Итого: |
35 ч |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение.
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Клетка.
Химический состав клетки Биологически важные химические элементы. Неорганические (минеральные) соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.
Структура и функции клетки
Развитие знаний о клетке. Клеточная теория.
Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы.
Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. Строение и функции хромосом.
Прокариоты и эукариоты.
Обмен веществ и превращение энергии — свойство живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода.
Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков.
Вирусы. Профилактика СПИДа.
Размножение и развитие организмов.
Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.
Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Организм как единое целое.
Основы генетики и селекции.
Основные понятия генетики. Признаки и свойства; гены, аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип организма; генофонд. Молекулярная структура гена. Гены структурные и регуляторные. Подвижные генетические элементы. Регуляция экспрессии генов на уровне транскрипции, процессинга и-РНК и трансляции. Хромосомная (ядерная) и нехромосомная (цитоплазматическая) наследственность. Связь между генами и признаками.
Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования.
Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генотип как целостная система.
Характер наследования признаков у человека. Генные и хромосомные аномалии человека и вызываемые ими заболевания. Генетическое консультирование.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Свойства модификаций: определенность условиями среды, направленность, групповой характер, ненаследуемость.
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный и массовый). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия. Трансгенные растения; генная и клеточная инженерия в животноводстве.
Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса.
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать /понимать:
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Расписание учебного времени
№ |
Распределение учебного времени |
Общее кол-во часов |
В том числе |
|||
Лаборатор. работы |
Практические работы |
контрольные работы зачеты. |
экскурсии |
|||
1 |
Всего по учебному плану |
35 |
3 |
5 |
3 |
|
2 |
Количество часов в неделю |
1 |
|
|
|
|
3 |
Запланировано на 1 полугодие |
16 |
2 |
1 |
1 |
|
4 |
Запланировано на 2 полугодие |
19 |
1 |
4 |
2 |
|
Тематическое планирование
Биология 10 класс
(1 час в неделю, всего 35.)
|
Раздел. Тема |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Примечание |
||
№ урока |
федеральное |
рег |
по плану |
факт |
||
|
Введение.Биология как наука.Методы научного познания.(3 часа) |
|
|
|
|
|
1 |
Краткая история развития биологии.Методы биологии |
1 |
|
|
|
|
2 |
Сущность жизни и свойства живого.Уровни организации жизни. |
1 |
|
|
|
|
3 |
Зачёт № 1"Биология как наука.Методы научного познания" |
1 |
|
|
|
|
|
Клетка(15 часов) |
|
|
|
|
|
4 |
История изучения клетки. Лабораторная работа №1. "Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание". Лаборатораная работа №2 "Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений" |
1 |
|
|
|
|
5 |
Химический состав клетки. Неорганические вещества. |
1 |
|
|
|
|
6 |
Органические вещества.Липиды и углеводы. |
1 |
|
|
|
|
7 |
Органические вещества. Белки.Функция белков. |
1 |
|
|
|
|
8 |
Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения |
1 |
|
|
|
|
9 |
" Клеточная теория. |
1 |
|
|
|
|
10 |
Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. |
1 |
|
|
|
|
11 |
Цитоплазма. Митохондрии. Пластиды Органоиды движения. Включения. Практическая работа № 1 “Сравнение клеток растений и животных” |
1 |
|
|
|
|
12 |
Ядро. Прокариоты и эукариоты. |
1 |
|
|
|
|
13 |
Фотосинтез, преобразование энергии в энергию химической связи. |
1 |
|
|
|
|
14 |
Обеспечение клеток энергией без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода. |
1 |
|
|
|
|
15 |
Генетическая информация Удвоение ДНК. Образование Р,Н,К,по матрице Д,Н,К,Генетический код. |
1 |
|
|
|
|
16 |
Биосинтез белков. Регуляция траскрипции и трансляции |
1 |
|
|
|
|
17 |
Вирусы. Генная и клеточная инженерия. |
1 |
|
|
|
|
18 |
Зачет № 2 «Клетка» |
1 |
|
|
|
|
19 |
Деление клетки.Митоз. |
1 |
|
|
|
|
20 |
Бесполое и половое размножение. |
1 |
|
|
|
|
21 |
Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. |
1 |
|
|
|
|
22 |
Зародышевое и постэмбриональное развитие организма. Лабораторная работа № 3 “Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства”. |
1 |
|
|
|
|
23 |
Организм как единое целое. |
1 |
|
|
|
|
24 |
Генетика-наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Моногибридное скрещивание. Закон Менделя. Генотип. Фенотип.Аллельные гены. Практическая работа № 2 “Составление простейших схем скрещивания” |
1 |
|
|
|
|
25 |
Дигибридное скрещивание. Закон Менделя. Практическая работа № 3. Решение генетических задач. |
1 |
|
|
|
|
26 |
Сцепленное наследование. Генетика пола. |
1 |
|
|
|
|
27 |
Взаимодействие генов и внеядерная наследственность. Комбинированный урок. |
1 |
|
|
|
|
28 |
Взаимосвязь генов и среды при формировании признаков. |
1 |
|
|
|
|
29 |
Модификационная, наследственная и комбинативная изменчивость человека. |
1 |
|
|
|
|
30 |
Мутационная изменчивость. |
1 |
|
|
|
|
31 |
Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждениенаследственных болезней человека. Практическая работа № 4 “Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка и их влияния на организм” |
1 |
|
|
|
|
32 |
Одомашнивание-начальный этап селекции. Успехи селекций. Селекция:основные методы и достижения. |
1 |
|
|
|
|
33 |
Полиплоидия. Отдалённая гибритизация. Искусственный мутагенез. Успехи селекции. |
1 |
|
|
|
|
34 |
Биотехнология: достижения и перспективы развития. Практическая работа № 5 “Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии” |
1 |
|
|
|
|
35 |
Зачет №3 «Организм. Основы генетики и селекции» |
1 |
|
|
|
|
Практических-5 Лабораторных-3 Зачетов-3
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Учебник: Общая биология: Учебн. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение,
- Дополнительная литература:
Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. «Эволюция органического мира», Москва, «Наука», 1996 г. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся. М., Просвещение, 2006 г. Общая биология: 10-11 классы/ А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника – М.: Дрофа, 2007
Дополнительная литература для учеников:
- Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитериентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс
- Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004
- Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010
Интернет-ресурсы:
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
http://www.minobraz.ru Сайт Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.
http://www.irro.ru Сайт Института развития регионального образования Свердловской области.
http://www.urorao.ru/ugnc Сайт Уральского государственного научно-образовательного центра Российской академии образования (УГНОЦ РАО).
http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии (10 класс)
№ |
Тема урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки |
Элем. доп-ного сод-ия. |
|
ГЛАВА 1. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (3 часа) |
|
|
|
1
|
Краткая история развития биологии. Методы биологии.
Вводный урок, урок повторения и обобщения знаний.
|
Ключевые понятия Система биологических наук Факты Объект изучения биологии — живая природа. Методы познания живой природы: описательный, исторический, метод моделирования. Этапы познания: сбор фактов, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, доказательства теории. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании естественнонаучной картины мира. |
Называть:
Объяснять:
|
Проблемы человечества, зависящие от уровня биологических знаний. |
2
|
Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации жизни.
Урок повторения и обобщения знаний. |
Ключевые понятия Жизнь Факты Отличительные признаки живой природы: уровневая организация, эволюция. Основные уровни организации живой природы. Явления Свойства живого. Дискретность и целостность. Наследственность и изменчивость. Открытость. Ритмичность. Адаптация. Процессы Метаболизм. Саморегуляция. Размножение. Раздражимость и движение. |
Давать определение понятию жизнь. Перечислять:
Характеризовать проявление свойств живого на различных уровнях организации. Выделять основные признаки понятия «биологическая система». Аргументировать свою точку зрения, на существование множества определений понятия «жизнь».
|
Биологические системы. |
3. |
Зачет №1 по теме «Биология как наука. Методы научного познания»
Урок контроля и оценки знаний (вводный контроль). |
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.
Задания со свободными краткими и развернутыми ответами. Задания на соответствие. Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте. Задания: закончить (дополнить) предложение. |
||
|
РАЗДЕЛ 2. КЛЕТКА (15 часов ) |
|
|
|
4. |
История изучения клетки. . Лабораторная работа № 1 “Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом их изучение и описание” Лабораторная работа № 2 “Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений”.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Ключевые понятия Теория Цитология Объекты Клетки эукариот и прокариот. Вирусы. Факты Развитие знаний о клетке. Клеточная теория Этапы создания клеточной теории: сбор фактов, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, доказательства теории. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Явления Паразитизм на генетическом уровне. Закономерности, теории Основные положения клеточной теории Шлейдена и Шванна. Дополнение Р.Вирхова. Основные положения современной клеточной теории. |
Давать определение ключевым понятиям. Называть и описывать этапы создания клеточной теории. Называть:
Объяснять роль клеточной теории в формировании естественнонаучной картины мира. *Приводить доказательства к положениям клеточной теории. |
Работы Р.Гука, Антонии Левенгука, К.Э Бера. |
|
|
|
|
|
5. |
Химический состав клетки. Неорганические вещества.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
Ключевые понятия Гидрофильные соединения Гидрофобные соединения Органогены Микроэлементы Макроэлементы Ультрамикроэлементы Факты Химический состав клетки. Вода, особенности строения и свойства: растворимость, высокая теплоемкость, теплопроводность, высокая интенсивность испарения. Роль неорганических организма человека. Закономерности, теории Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство происхождения живой природы. |
Давать определение ключевым понятиям. Перечислять биоэлементы, микроэлементы, Ультрамикроэлементы. Приводить примеры биохимических эндемий. Сравнивать химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сравнения. Объяснять единство живой и неживой природы. Характеризовать биологическое значение химических элементов; минеральных веществ и воды в жизни клетки и организма человека. *Прогнозировать последствия для организма недостатка этих элементов: минеральных веществ и воды. |
Рис. 6,7,8, CD-RUM к учебнику «Биология. Общие закономерности». |
6. |
Органические вещества. Липиды и углеводы.
Комбинированный урок. |
Ключевые понятия Органические вещества Биополимеры Низкомолекулярные вещества Объекты Липиды, липоиды, углеводы. Факты Химический состав клетки. Жиры. Классификация жиров: нейтральные жиры, воски, жироподобные вещества. Углеводы. Классификация углеводов: моносахариды, дисахариды, полисахариды. Роль липидов, липоидов в клетке: источник энергии, источник метаболической воды, защитная функция. Роль углеводов в клетке: источник энергии, резерв питательных веществ и энергии, структурная и защитная функции. |
Давать определение ключевым понятиям Описывать элементарный состав углеводов и липидов Приводить примеры углеводов и липидов различных групп. Характеризовать биологическую роль липидов и углеводов в обеспечении жизнедеятельности клетки и организмов. Находить информацию о липидах и углеводах в различных источниках и критически оценивать ее *Прогнозировать последствия для организма недостатка углеводов и липидов |
Классификация полимеров: гомополимеры, гетерополимеры. |
7. |
Органические вещества. Белки.Функция белков.
Комбинированный урок |
Ключевые понятия Биополимеры Полипептиды Объекты Белки. Пространственная структура: первичная, вторичная, третичная, четвертичная. Факты Химический состав клетки. Белки. Роль белков в клетке: структурная, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая, белки-ферменты, белки-гормоны. Специфичность белковых молекул. Практическое использование денатурации. Процессы Денатурация и денатурация. Причины денатурации.
|
Давать определение ключевым понятиям. Называть:
Описывать проявление функций белков. Перечислять причины денатурации белков. Объяснять механизм образования белков. Характеризовать биологическую роль белков в обеспечении жизнедеятельности клетки и организмов. Находить информацию о белках в различных источниках и критически оценивать ее. *Объяснять, опираясь на знания специфичности белковых молекул, трудности при пересадке органов и тканей. |
Проблемы пересадки органов и тканей. |
8. |
Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения Комбинированный урок.
|
Ключевые понятия Биополимеры Объекты Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Факты Химический состав клетки. Открытие Иоганном Фридрихом Мишером нуклеиновых кислот. Описание структуры ДНК Уотсоном и Криком, Чаргаффом. ДНК - носитель наследственной информации (хранение наследственной информации, передача информации следующему поколению; передача генетической информации из ядра в цитоплазму). Виды РНК; транспортная, рибосомальная, информационная (матричная). Процесс Удвоение молекулы ДНК. Закономерности, теории Принцип комплементарности. Правило Чаргаффа.
|
Давать определение ключевым понятиям. Называть:
Выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК. Находить информацию о нуклеиновых кислотах в различных источниках и критически оценивать ее. *Прогнозировать последствия для организма недостатка или изменения структуры нуклеиновых кислот |
Удвоение ДНК в клетке. |
9 |
Клеточная теория. |
Ключевые понятия. История развития теории работы учёных Т.Шванна. М.Шлейдена. Р.Верхова. Успехи цитологии и её достижения. |
Давать понятия структурно-функциональным частям клетки. Знать: *основные положения клеточной теории. Называть:
Объяснять роль клеточной теории в формировании естественнонаучной картины мира. *Приводить доказательства к положениям клеточной теории. |
|
10 |
Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. |
Мембранные органоиды: Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. |
Основные понятия: *мембранные компоненты клетки. Давать определения: |
|
11 |
Цитоплазма. Митохондрии. Пластиды Органоиды движения. Включения. Практическая работа № 1 “Сравнение клеток растений и животных”
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Ключевые понятия Эукариоты Экзоцитоз Эндоцитоз Объекты Органоиды клетки эукариот: ЭПС (шероховатая или гранулярная; гладкая или агранулярная), клеточная мембрана, аппарат Гольджи, лизо-сомы; митохондрии, пластиды лейкопласты хлоропласты, хромопласты), рибосомы. Факты Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. Процесс Пиноцитоз и фагоцитоз. Механизм и особенности. Закономерности, теории Жидкостно-мозаичная модель строения мембраны. |
Давать определение ключевым понятиям. Называть мембранные и немембранные органоиды клетки. Выделять особенности строения эукариотической клетки. * Сравнивать строение растительной и животной клеток. Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в жизнедеятельности клетки. Раскрывать взаимосвязь строения и функций мембраны клетки. Различать механизм пиноцитоза и фагоцитоза. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки. *Прогнозировать последствия для жизнедеятельности клетки нарушения функций ее органоидов. |
Основные отличия в строении животной и растительной клеток. |
12 |
Ядро. Прокариоты и эукариоты.
Комбинированный урок.
|
Ключевые понятия Гаплоидный набор хромосом. Гомологичные хромосомы. Диплоидный набор хромосом. Кариотип. Ключевые понятия Прокариоты Эукариоты Объекты Органоиды прокариотиче-ской клетки: клеточная стенка, мембрана, нуклеотид, кольцевая ДНК (плазмида), рибосома.
Объекты Клеточное ядро: ядерная оболочка, ядерный сок, ядрышко, хроматин. Хромосомы. Факты Строение клетки. Четко сформированное ядро - обязательный компонент клеток эукариот. Строение и функции хромосом. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. |
Давать определение ключевым понятиям Описывать строение ядра эукариотической клетки. Перечислять функции структурных компонентов ядра. Характеризовать строение и состав хроматина Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать ее. *Прогнозировать последствия для жизнедеятельности клетки утраты яд Выделятьр различия в строении клеток эукариот и прокариот Раскрывать сущность процесса спорообразования у бактерий. Использовать приобретенные знания о вирусах в повседневной жизни для профилактики |
|
|
||||
13
|
Фотосинтез.Преобразование энергии света в энергию химических связей.
|
Ключевые понятия Метаболизм Ассимиляция Объекты Автотрофные и гетеротрофные организмы. Факты Организм - открытая энергетическая система. Источники энергии реакций световой и темновой фаз. Типы питания: автотрофное, гетеротрофное, мик-сотрофное. Особенности обмена веществ у животных, растений, бактерий. Процесс Фотосинтез: световая и темновая фазы.
|
Объекты Автотрофные и гетеротрофные организмы . Факты Организм - открытая энергетическая система. Источники энергии реакций световой и темновой фаз.
Типы питания: автотрофное, гетеротрофное, мик-сотрофное.
Особенности обмена веществ у животных, растений, бактерий.
Процесс Фотосинтез: световая и темновая фазы.
|
Фотосинтез .Преобразование энергии света в энергию химических связей |
14 |
Обеспечение клеток энергией без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода.
Комбинированный урок.
|
Эффективность энергетического процесса аэробов. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий. Процесс Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен: подготовительный этап, бескислородный этап, кислородный этап.
|
Давать определение ключевым понятиям . Давать определение ключевым понятиям. Называть этапы энергетического обмена. Характеризовать:
этапы энергетического обмена в клетке на примере расщепления глюкозы. |
Роль генов в биосинтезе белка. Вирусы-переносчики генетической информации. |
15 |
Генетическая информация. Удвоение ДНК. Образование РНК по матрице ДНК. Генетический код. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
. Ключевые понятия Ген Генетическая информация Матричный синтез Транскрипция Трансляция Триплет Объекты Молекулы ДНК. Факты ДНК - носитель наследственной информации. Ген. Генетический код. Свойства генетического кода: однозначность, избыточность, полярность, универсальность, неперекрываемость. Процесс Биосинтез белка. Закономерности, теории Принцип комплементарности |
Выделять особенности строения клетки, обеспечивающие функции, свойственные целостному организму. Давать определение ключевым понятиям Называть основные свойства генетического кода. Описывать процесс биосинтеза белка. Характеризовать сущность процесса передачи наследственной информации. Давать определение ключевым понятиям.
|
|
16 |
Биосинтез белков. Регуляция траскрипции и трансляции.
Урок изучения и первичного за- крепления новых знаний.
|
Ключевые понятия Метаболизм Ген Генетическая информация Ключевые понятия Ген Генетическая информация Матричный синтез Транскрипция Трансляция Триплет Объекты Молекулы ДНК. Факты ДНК - носитель наследственной информации. Процесс Биосинтез белка. Закономерности, теории Принцип комплементарности Матричный синтез
|
Давать определение ключевым понятиям. Объяснять роль АТФ в обмене веществ в клетке. Называть этапы энергетического обмена. Характеризовать:
|
|
17 |
Вирусы. Генная и клеточная инженерия. |
Ключевые понятия Вирус Генетическая информация Объекты Вирусы, бактериофаг. Факты Строение вируса: генетический материал, капсид и размножение. Значение в природе и жизни человека: вирусы как возбудители болезней; вирусы, инфицирующие бактерии. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Явление Паразитизм на генетическом уровне.
|
Объяснять сущность воздействия вирусов на клетку Использовать приобретенные знания о вирусах в повседневной жизни для профилактики вирусных заболеваний. Знать: Знать механизм клеточной инженерии. Понимать виды функций и механизм внедрений вируса. Описывать процесс проникновения вируса в клетку.
Методику процесса генной инженерии и её перспективы. экологическуя роль бактерий. Описывать влияние болезнетворных микроорганизмов на состояние макроорганизма.
|
Открытие бактерий А.Левенгуком. |
18 |
Зачет № 2 «Клетка» |
Задания со свободными краткими и развернутыми ответами. Задания на соответствие. Задание на установление взаимосвязи. Заполнение сравнительных таблиц. Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте. Задания: закончить (дополнить) предложение. |
||
|
Размножение и развитие организмов. (5 часов.)
|
|
|
|
19 |
Деление клетки.
Митоз.
Комбинирова урок.
|
Ключевые понятия Жизненный цикл Факты Размножение - свойство организмов. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Митоз, сущность и значение. Процесс Деление клетки - Митоз.
|
Давать определение ключевым понятиям. Описывать:
Объяснять:
|
|
20 |
Бесполое и половое размножение.
Комбинированный урок |
Ключевые понятия Гаметогенез Овогенез Сперматогенез Размножение. Половое размножение. Бесполое размножение. Размножение. Половое размножение. Факты Типы бесполого размножения.
Объекты Строение половых клеток. Факты Значение гаметогенеза. Процесс
|
Давать определение ключевым понятиям. Называть стадии гаметогенеза. Описывать:
Выделять отличия мейоза от митоза. Объяснять биологический смысл и значение мейоза Доказывать, что размножение - одно из важнейших свойств живой природы. Сравнивать бесполое и половое размножение и делать выводы на основе сравнения. Аргументировать свою точку зрения о значении для эволюции жизни на Земле появления полового размножения. |
|
21 |
Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.
Комбинированный урок.
|
Ключевые понятия Оплодотворение Внутреннее оплодотворение Двойное оплодотворение Наружное оплодотворение Факты Биологическое значение оплодотворения. Процесс Оплодотворение: наружное и внутреннее. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. |
Давать определение ключевым понятиям. Называть типы оплодотворения. Характеризовать сущность и значение оплодотворения. Выделять отличия между типами оплодо Образование половых клеток. Стадии размножения, роста, созревания. Мейоз. Фазы первого и второго мейотического деления. |
|
22 |
Зародышевое и постэмбриональное развитие организма. Лабораторная работа № 3 “Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства”. Урок изучения и первичного закрепления знаний.
|
Ключевые понятия Онтогенез Эмбриогенез Факты Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Прямое и непрямое развитие. Причины нарушения развития организмов. Процесс Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Этапы эмбриогенеза. |
Давать определение ключевым понятиям. Называть:
Описывать процесс эмбриогенеза. Давать определение ключевым понятиям. Называть:
Сравнивать зародыши человека и других млекопитающих животных и делать выводы на основе сравнения.
|
|
23 |
Организм как единое целое.
Урок комплексного применения ЗУН. |
Ключевые понятия Онтогенез Репродуктивный период Факты Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека Процесс Индивидуальное развит и е ( онтоген ез ) человека. |
Давать определение ключевым понятиям. Называть:
Объяснять:
алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;
Выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно). Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек (курения,алкоголизма, наркомании). |
|
|
Основы Генети и селекци. (12 часов) |
|
|
|
24 |
Генетика-наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Моногибридное скрещивание. Закон Менделя. Генотип. Фенотип.Аллельные гены. Практическая работа № 2 “Составление простейших схем скрещивания”
Урок изучения и первичного закрепления знаний. |
Ключевые понятия Генетика Ген Генотип Изменчивость Наследственность Фенотип Факты Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Мендель -основоположник генетики. Явления Наследственность, изменчивость. Ключевые понятия Аллельные гены Гомозигота Гетерозигота Доминантный признак Моногибридное скрещивание Рецессивный признак Факты Статистический характер законов Г.Менделя. Анализиру-ющее скрещивание. Цитологические основы генетических законов. |
Давать определение ключевым Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости. Объяснять:
Объяснять значение гибридологическим понятиям метода Г.Менделя. Давать определение ключевым понятиям. Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления. Составлять: схему моногибридного скрещивания; схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования. Определять:
|
|
25 |
Дигибридное скрещивание. Закон Менделя. Практическая работа № 3. Решение генетических задач.
Урок , решение задач
Комбинированный урок.
|
Ключевые понятия Аллельные гены Гомозигота Гетерозигота Доминантный признак Дигибридное скрещивание Рецессивный признак Факты Условия проявления за- кона независимого наследования. Соотношение генотипов и фенотипов при проявлении закона независимого наследования: 9:3:3:1 Процессы Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании. |
Давать определение ключевым понятиям. Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. зависимого наследования. Называть условия закона независимого наследования. Составлять схему дигибридного скрещивания. Анализировать: содержание определений основных понятий; схему дигибридного скрещивания. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. Уметь решать генетические задачи на моногибридные скрещивание, дигибридное скрещивание. |
Взаимодействие генов. Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие. Качественные и количественные признаки. |
26 |
Сцепленное наследование. Генетика пола. Комбинированный урок. |
Ключевые понятия Группа сцепления Генетические карты Факты Сцепленное наследование генов. Нарушения сцепления. Генетические карты. Явления Сцепленное наследование. Процесс Перекрест хромосом. Закономерности, теории Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. |
Давать определение ключевым понятиям. Формулировать закон сцепленного наследования Т.Моргана. Объяснять:
Называть основные положения хромосомной теории. |
История составления хромосомной теории. |
27 |
Взаимодействие генов и внеядерная наследственность. Комбинированный урок. |
Ключевые понятия Аутосомы Гомогаметный пол Гетерогаметный пол Объект Половые хромосомы. Факты Наследование заболеваний, сцепленных с полом. Процесс Генетическое определение пола у человека. Факторы и механизмы. Сцепленное с полом наследование. Закономерности, теории Закон сцепленного наследования. |
Давать определение ключевым понятиям. Называть:
Приводить примеры механизмов определения пола. Объяснять:
Решать простейшие задачи на сцепленное с полом наследование. |
Влияние количества генов на проявление признаков. |
28 |
Взаимосвязь генов и среды при формировании признаков. |
Комплексное взаимодействие генов. |
Знать влияние среды на формирование признаков. |
Взаимодействие генов. Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие. Качественные и количественные признаки |
29 |
Модификационная, наследственная и комбинативная изменчивость человека. |
Виды изменчивости |
Характеризовать:
Объяснять механизм возникновения различных видов изменчивости. ов изменчивости |
|
30 |
Мутационная изменчивость. Комбинированный урок. |
Ключевые понятия Изменчивость Норма реакции Факты Наследственная (генотипиче-ская) и ненаследственная (мо-дификационная). Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций по месту возникновения: сомати-ческие и генеративные. Типы мутаций по уровню изменения генетического материала: генные, хромосомные, геномные. Явления Групповой характер модифика-ционной изменчивости у генетически близких организмов. |
Давать определение ключевым понятиям. Называть:
Приводить примеры различных групп мутагенов. виды мутаций. Объяснять механизм возникновения различных видов изменчивости.
|
Мутационные факторы: физические, химические, биологические. Закон биологических рядов наследственна изменчивости. |
31 |
Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение Наследственных болезней человека.
Практическая работа № 4 “Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка и их влияния на организм” Комбинированный урок |
Ключевые понятия Генеративные мутации Наследственные заболевания. Факты Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины. Генные болезни: фенил-кетонурия, серповиднок-леточная анемия, гемофилия. Хромосомные болезни: болезнь Дауна, синдром Патау, синдром Клайн-фельтера, синдром Ше-решевского-Тернера. Профилактика наследственных заболеваний: медико-генетическое консультиро-вание, здоровый образ жизни; дородовая диагностика. |
Давать определение ключевым понятиям. Называть:
Объяснять влияние соматических мутаций на здоровье человека. Выделять задачи медико-генетического консультирования. Выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно). *Предлагать постановку эксперимента, доказывающего генетическую обусловленность поведенческих реакций. |
|
32 |
Одомашнивание-начальный этап селекции. Успехи селекций. Селекция:основные методы и достижения.
Комбинированный урок.
|
Ключевые понятия Селекция Сорт Порода Штамм Факты Генетика - теоретическая основа селекции. Основные методы селекции: гибридизация (внутривидовая и отдаленная); искусственный отбор (массовый и индивидуальный). Достижения и направления современной селекции. Явления Гетерозис (жизненная сила). Закономерности, теории Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. |
Давать определение ключевым понятиям. Называть основные методы селекции растений и животных. Характеризовать:
Выделять различия массового и индивидуального отборов. Объяснять:
|
|
33 |
Полиплоидия. Отдалённая гибритизация. Искусственный мутагенез. Успехи селекции. |
Основные понятия селекции |
Практическая значимость селекции. |
|
34 |
Биотехнология: достижения и перспективы развития. Практическая работа № 5 “Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии” Комбинированный урок |
Ключевые понятия Биотехнология Биоэтика Генная инженерия Клонирование Трансгенные (генетически модифицированные) организмы Объекты Генетически модифицированные организмы (ГМО). Факты Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Проблемы генной инженерии. Использование трансгенных (ГМ) организмов. Эксперименты по клонированию животных и растений. Этические аспекты развития исследований в биотехнологии (клонирование человека). Процессы Клонирование, Этапы. Значение. |
Давать определение ключевым понятиям. Приводить примеры промышленного получения и использования продуктов жизнедеятельности микроорганизмов. Выделять проблемы и трудности генной инженерии. Выявлять преимущество клонирования по сравнению с традиционными методами селекции. Анализировать и оценивать значение биотехнологии для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Использовать приобретенные знания для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии. |
|
35
|
Зачет №3 «Организм. Основы генетики и селекции»
Урок контроля, оценки и коррекции знаний. |
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки выпускников
Задания с выбором ответов. Задания со свободными краткими и развернутыми ответами. Задания на соответствие. Задания на установление взаимосвязей Заполнение сравнительных таблиц. Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте. Задания с использованием рисунков и схем. Простейшие генетические задачи. |
||
|
Лабораторных работ - 3
Практических работ – 5
Зачётов – 3