Рабочая Программа Элективного предметно-ориентированного курса по биологии «Биохимия-химия жизни» 11 класс
Предметно-ориентированный элективный курс.
Рассмотрено на заседании ШМО _____________________ Протокол № от «___»___2014г Руководитель ШМО ________/_______________ ( подпись) (ФИО)
|
Согласовано Зам.директора по УВР ________/О.А.Подлесных «___»_____________2014г |
Утверждаю. Директор школы ________/Н.А.Илларионова «___»_____________2014г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного предметно-ориентированного курса по биологии
«Биохимия-химия жизни»
Учитель ________ __ Боровлева Н.Д.__1 категория._____
Год составления: 2014 -2015 учебный год
Класс ____11______
Количество часов в неделю ___1__
Общее количество часов: __34___
Из них: федеральный компонент _____
Региональный компонент _____
Часы школьной компетенции __34___
Резерв _____
При составлении данного курса были учтены требования официальных нормативных документов:
«Примерной программы основного общего образования по биологии», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. М., 2004г
Регионального Базисного учебного плана, утвержденного приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012г № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Методического письма «О преподавании учебного предмета «Биология» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования;
«___»_____________2014г _____________________
( подпись учителя)
Предметно-ориентированный элективный курс.
11 класс.
« Биохимия – химия жизни.»
34часа.
Пояснительная записка
При составлении данного курса были учтены требования официальных нормативных документов:
«Примерной программы основного общего образования по биологии», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. М., 2004г
Регионального Базисного учебного плана, утвержденного приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012г № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Методического письма «О преподавании учебного предмета «Химия» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования
В системе школьного образования и воспитания важная роль отводится химической науке. Её изучение способствует формированию мировоззрения, развивает у учащихся мышление, ориентирует школьников на выбор профессий, связанных с естественными науками.
В последнее время возрастает интерес к прикладному значению химии, поскольку сегодня гораздо чаще, чем раньше, в повседневной жизни используются разнообразные химические соединения: бытовая химия, пищевые добавки, красители и ткани, витамины и лекарственные препараты.
Место предмета в учебном плане.
Программа предназначена для учащихся 11 класса. Она дополняет содержание предмета. .Программа рассчитана на 34 часа. (1 час в неделю).
Цель курса:
Содержание программы предусматривает реализацию взаимосвязей биологии и химии, химии и медицины. Оно рассчитано на реализацию познавательного интереса учащихся, проявляющих склонность к дополнительным занятиям химией по углубленной и расширенной программе,
развитие их познавательных интересов, целенаправленная предпрофессиональная ориентация старшеклассников.
Задачи курса:
- развитие устойчивого интереса учащихся к прикладным областям биологии и химии;
- удовлетворение потребностей учащихся в практической деятельности на стыке биологии, химии и медицины;
- формирование экологической культуры научно обоснованного применения веществ, в том числе лекарственных препаратов.
-проводить информационную работу с учащимися и их родителями.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Наименование раздела |
Всего часов |
|
1 |
Введение. |
2 |
|
2 |
Среда, обеспечивающая протекание биохимических реакций. |
3 |
|
3 |
Биомолекулы. |
8 |
|
4 |
. Вещества в шкафах аптеки . |
12 |
|
5 |
. Свет и жизнь. |
5 |
|
6 |
. Подведение итогов. |
4 |
|
Итого: |
34 |
Содержание курса.
Тема 1. Введение (2 часа). Биохимия – наука и учебный предмет. Методы изучения в биохимии. Значение биохимических исследований. Функциональный анализ органических веществ.
Тема 2. Среда, обеспечивающая протекание биохимических реакций (3 часа). Роль воды в биохимических процессах. Осмос и осмотическое давление, осмотическое поступление веществ в клетку. Буферность как способность к поддержанию определенной концентрации ионов водорода (рН). Буферные системы клетки и организма. Гомеостаз.
Тема 3. Биомолекулы (8 часов). Жизненно важные молекулы: жиры, белки и углеводы. Природные жиры и липиды: строение и свойства. Превращение жиров пищи в организме. Гидролиз и гидрирование жиров в технике, продукты переработки жиров. Работы М. Бертло, П. Сабатье. Углеводы: классификация и структурные особенности. Моносахариды: глюкоза, фруктоза, рибоза, дезоксирибоза.
Тема 4. Вещества в шкафах аптеки (биохимия и медицина) 12 часов
Классификация вещества на аптечных полках (лекарственные формы, классы веществ). Воздействие лекарственных препаратов:
( ацетилсалициловой кислоты, стрептоцида, норсульфазола, пенициллина, тетрациклина и других). Роль и значение действия ферментов. Витамины в природе: история открытия, классификация, свойства. Роль и значение природных и искусственных витаминов . Условия, необходимые для сохранения витаминов в пищевых продуктах, овощах и фруктах. Гормоны. Фитотерапия и химиотерапия . Лекарства и физиологически активные вещества из природы. Влияние гипо- и гиперконцентрирации гормонов, витаминов, ферментов на состояние здоровья человека;
Тема 5. Свет и жизнь. 5 часов
Фотосинтез. Газообмен при фотосинтезе. Влияние силы света. Химизм фотосинтеза.. Роль фотосинтеза в природе и жизни человека. Условия, необходимые для фотосинтеза. Планетарно-космическая роль фотосинтеза.
Тема 6. Подведение итогов. 4 часа.
Решение типовых заданий ЕГЭ по пройденным темам (часть А ,В, С).
К знаниям и умениям учащихся по окончании изучения программы предъявляются следующие требования:
Знать:
- качественные реакции на важнейшие функциональные группы органических веществ;
- механизм поддержания гомеостаза в живой клетке и организме в целом;
- строение, свойства, биологическую роль и практическое значение жиров, углеводов (глюкоза, фруктоза, галактоза, крахмал, целлюлоза), аминокислот, белков, лекарственных препаратов
( ацетилсалициловой кислоты, стрептоцида, норсульфазола, пенициллина, тетрациклина), витамины (С, А, Д, Е, группы В); условия, необходимые для сохранения витаминов в пищевых продуктах, овощах и фруктах;
- влияние гипо- и гиперконцентрирации гормонов, витаминов, ферментов на состояние здоровья человека;
- безопасные способы применения некоторых лекарственных препаратов;
- планетарно-космическую роль фотосинтеза;
- правила работы с изученными органическими веществами и химическим оборудованием.
Уметь:
- проводить качественные реакции на функциональные группы органических веществ;
- составлять структурные формулы изученных веществ;
- определять наличие элементов – органогенов ( С, Н, N, Cl, S );
- соблюдать экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни;
- проводить самостоятельный поиск необходимой информации.
Расписание учебного времени
№ |
Распределение учебного времени |
Общее кол-во часов |
В том числе |
|||
Лаборатор. работы |
Практические работы |
контрольные работы зачеты. |
экскурсии |
|||
1 |
Всего по учебному плану |
34 |
2 |
|
||
2 |
Количество часов в неделю |
1 |
|
|
|
|
3 |
Запланировано на 1 полугодие |
16 |
1 |
|
||
4 |
Запланировано на 2 полугодие |
18 |
1 |
|
№ п/п |
Название темы |
Часов школьн компетенции. |
дата |
Примечан. |
|
|||||||||||||||
план |
Факт. |
|
||||||||||||||||||
Тема 1. Введение. 2часа |
|
|
|
|
||||||||||||||||
1. |
Биохимия – наука и учебный предмет. Методы изучения в биохимии. |
1 |
|
|
|
|
||||||||||||||
2 |
Значение биохимических исследований. Функциональный анализ органических веществ. |
1 |
|
|
|
|||||||||||||||
Тема 2. Среда, обеспечивающая протекание биохимических реакций. 3 часа |
|
|
|
|
||||||||||||||||
3 |
Роль воды в биохимических процессах. Осмос и осмотическое давление, осмотическое поступление веществ в клетку. |
1 |
|
|
|
|||||||||||||||
4 |
Буферность как способность к поддержанию определенной концентрации ионов водорода (рН). |
1 |
|
|
|
|||||||||||||||
5 |
Буферные системы клетки и организма. Гомеостаз. |
1 |
|
|
|
|||||||||||||||
Тема 3. Биомолекулы. 8 часов |
|
|
|
|
||||||||||||||||
6 |
Жизненно важные молекулы: жиры, белки, углеводы. |
1 |
|
|
|
|||||||||||||||
7 |
Липиды. Жиры – сложные эфиры.
|
1 |
|
|
|
|
||||||||||||||
8 |
Синтез и переработка жиров. |
1 |
|
|
|
|||||||||||||||
9 |
Превращение жиров пищи в организме. Гидролиз и гидрирование жиров в технике, продукты переработки жиров. Работы М. Бертло, П. Сабатье. |
1 |
|
|
|
|
||||||||||||||
10 |
Углеводы – важнейший источник энергии в живом организме. |
1 |
|
|
|
|||||||||||||||
11 |
Моносахариды: глюкоза, фруктоза, рибоза, дезоксирибоза. |
1 |
|
|
|
|||||||||||||||
12 |
Жизнь – это способ существования белковых тел. |
1 |
|
|
|
|||||||||||||||
13 |
Решение экспериментальных задач по теме « Биомолекулы». Практ работа. |
1 |
|
|
|
|||||||||||||||
Тема 4. Вещества в шкафах аптеки (биохимия и медицина) 12 часов.
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
14 |
Классификация вещества на аптечных полках (лекарственные формы, классы веществ). |
1 |
|
|
|
|
||||||||||||||
15 |
Воздействие лекарственных препаратов: ( ацетилсалициловой кислоты, стрептоцида, норсульфазола, пенициллина, тетрациклина и других).
|
1 |
|
|
|
|
||||||||||||||
16 |
Ферменты – биологические катализаторы. Состав ферментов и условия их действия. |
1 |
|
|
|
|
||||||||||||||
17 |
Роль и значение действия ферментов. |
1 |
|
|
|
|||||||||||||||
18 |
Витамины в природе: история открытия, классификация, свойства. витамины (С, А, Д, Е, группы В); |
1 |
|
|
|
|||||||||||||||
19 |
Условия, необходимые для сохранения витаминов в пищевых продуктах, овощах и фруктах. Практ работа. |
1 |
|
|
|
|
||||||||||||||
20 |
Гормоны. |
1 |
|
|
. |
|
||||||||||||||
21 |
Фитотерапия и химиотерапия . |
1 |
|
|
. |
|
||||||||||||||
22 |
Лекарства и физиологически активные вещества из природы. |
1 |
|
|
|
|
||||||||||||||
23 |
Влияние гипо- и гиперконцентрирации гормонов, витаминов, ферментов на состояние здоровья человека. |
1 |
|
|
|
|
||||||||||||||
24 |
Решение типовых заданий ЕГЭ по пройденным темам (часть А и В). |
1 |
|
|
|
|
||||||||||||||
25 |
Решение типовых заданий ЕГЭ по пройденным темам (часть А и В). |
1 |
|
|
|
|||||||||||||||
Тема 5. Свет и жизнь. 5 часов |
|
|
|
|||||||||||||||||
26 |
Роль фотосинтеза в природе и жизни человека. |
1 |
|
|
|
|||||||||||||||
27 |
Химия фотосинтеза. |
1 |
|
|
|
|||||||||||||||
28 |
Газообмен при фотосинтезе. Влияние силы света. |
1 |
|
|
|
|
||||||||||||||
29 |
Условия, необходимые для фотосинтеза. |
1 |
|
|
|
|
||||||||||||||
30 |
Планетарно-космическая роль фотосинтеза. |
1 |
|
|
|
|||||||||||||||
Тема 6. Подведение итогов. 4 часа. |
|
|
|
|
||||||||||||||||
31 |
Семинар : «Биохимия-химия жизни» |
1 |
|
|
|
|||||||||||||||
32 |
Решение типовых заданий ЕГЭ по пройденным темам (часть А и В). |
1 |
|
|
|
|||||||||||||||
33 |
Решение типовых заданий ЕГЭ по пройденным темам (часть А , В, С). |
1 |
|
|
||||||||||||||||
34 |
Решение типовых заданий ЕГЭ по пройденным темам (часть А ,В,С). |
1 |
|
|
||||||||||||||||
Литература для учителя:
Карташева Н.В. « 1С: Репетитор. Химия. Биология ». Книга для учителя. – М.ООО «1С – Паблишинг», 2010гВилли К.Биология. – М.:2008.Подготовка к экзамену по химии и биологии / Под ред. Б.М. Логивинненко. М.: Изд – во
Литература для ученика:
Маркосян А.А. Физиология. М.: Медицина, 2007.
Медведева В.К. Ботаника. – М.: Медицина,2000.
. Е.И. Ардашникова, Н.Б. Казеннова, М. Е. Гамм. Курс органической химии. Москва, 2008г.
Подготовка к экзамену по химии и биологии / Под ред. Б.М. Логивинненко. М.: Изд – во : «Просвещение»
Материально-технической базой для реализации программы курса служит оборудование для проведения лабораторных работ, таблицы, компьютеры.
М М диски «Органическая химия. Биология.» изд. «Учитель »
Интернет-ресурсы по профилю.