Рабочая Программа Элективного предметно-ориентированного курса по биологии «Биохимия-химия жизни» 11 класс

Загрузка ...

Предметно-ориентированный элективный курс.

 

 

Рассмотрено

 на заседании ШМО

_____________________

Протокол № от «___»___2014г

Руководитель ШМО  ________/_______________

( подпись)                              (ФИО)                                                                                                               

 

Согласовано

Зам.директора по УВР

________/О.А.Подлесных

«___»_____________2014г

Утверждаю.

Директор школы

________/Н.А.Илларионова

«___»_____________2014г

                                                                                                                                                             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

       Элективного предметно-ориентированного курса по биологии

«Биохимия-химия жизни» 

 

Учитель   ________ __ Боровлева Н.Д.__1 категория._____

Год составления:           2014 -2015 учебный год

 

Класс         ____11______

Количество часов в неделю                   ___1__

Общее количество часов:                       __34___

Из них: федеральный компонент           _____

              Региональный компонент         _____

              Часы школьной компетенции   __34___

              Резерв                                          _____

При составлении  данного курса были учтены требования официальных нормативных документов:

 «Примерной программы основного общего образования по биологии», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. М., 2004г

 Регионального  Базисного учебного плана, утвержденного приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012г № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»                                                                 

Методического  письма  «О преподавании учебного предмета «Биология» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования;

 

«___»_____________2014г                                                                                       _____________________

                ( подпись учителя)


 

Предметно-ориентированный элективный курс.

 

 

 11 класс.

 

«  Биохимия – химия жизни.»

34часа.

 

Пояснительная записка

 

При составлении  данного курса были учтены требования официальных нормативных документов:

 «Примерной программы основного общего образования по биологии», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. М., 2004г

 Регионального  Базисного учебного плана, утвержденного приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012г № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»                                                                       

Методического письма  «О преподавании учебного предмета «Химия» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования

 

В системе школьного образования и воспитания важная роль отводится химической науке. Её изучение способствует формированию мировоззрения, развивает у учащихся мышление, ориентирует школьников на выбор профессий, связанных с естественными науками.

                 В последнее время возрастает интерес к прикладному значению химии, поскольку сегодня гораздо чаще, чем раньше, в повседневной жизни используются разнообразные химические соединения: бытовая химия, пищевые добавки, красители и ткани, витамины и лекарственные препараты.

 Место предмета в учебном плане.

 Программа предназначена для  учащихся 11 класса. Она дополняет содержание предмета.  .Программа рассчитана на 34 часа. (1 час в неделю).      

 

Цель курса:

Содержание программы предусматривает реализацию взаимосвязей биологии и химии, химии и медицины. Оно рассчитано на реализацию познавательного интереса учащихся, проявляющих склонность к дополнительным занятиям химией по углубленной и расширенной программе,

 развитие их познавательных  интересов, целенаправленная  предпрофессиональная ориентация старшеклассников.

                  

Задачи курса:

- развитие устойчивого интереса учащихся к прикладным областям биологии и химии;

- удовлетворение потребностей учащихся в практической деятельности на стыке биологии, химии и медицины;

- формирование экологической культуры научно обоснованного применения веществ, в том числе  лекарственных препаратов.

-проводить информационную работу с учащимися и их родителями.

 

            УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование раздела

Всего часов

 
 

 1

 Введение.

           2 

 

2

 Среда, обеспечивающая  протекание биохимических реакций.

3

 

 3

 Биомолекулы.

8

 

 4

 . Вещества в шкафах аптеки .

12

 

 5

  . Свет и жизнь.

5

 

 6

 . Подведение итогов.

4

 
 

 Итого:

34

 

 

 

             Содержание курса.

 

          Тема 1. Введение (2 часа). Биохимия – наука и учебный предмет. Методы изучения  в биохимии. Значение биохимических исследований. Функциональный анализ органических веществ.

 

         Тема 2. Среда, обеспечивающая  протекание биохимических реакций (3 часа). Роль воды в биохимических процессах. Осмос и осмотическое давление, осмотическое поступление  веществ в клетку. Буферность как способность к поддержанию  определенной концентрации ионов водорода (рН). Буферные системы клетки и организма. Гомеостаз.

 

        Тема 3.  Биомолекулы (8 часов). Жизненно важные молекулы: жиры, белки и углеводы. Природные жиры и липиды: строение и свойства. Превращение жиров пищи в организме. Гидролиз и гидрирование жиров в технике, продукты переработки жиров. Работы М. Бертло, П. Сабатье. Углеводы: классификация и структурные особенности. Моносахариды: глюкоза, фруктоза, рибоза, дезоксирибоза.

 

 

Тема 4. Вещества в шкафах аптеки        (биохимия и медицина) 12 часов      

Классификация  вещества на аптечных полках (лекарственные формы, классы веществ).                   Воздействие лекарственных препаратов:

 ( ацетилсалициловой  кислоты, стрептоцида, норсульфазола, пенициллина, тетрациклина и других).    Роль и значение действия ферментов.     Витамины в природе: история открытия, классификация, свойства.      Роль и значение природных и искусственных  витаминов . Условия, необходимые для сохранения  витаминов в пищевых продуктах, овощах и фруктах. Гормоны. Фитотерапия и химиотерапия .  Лекарства и физиологически активные вещества из природы. Влияние гипо- и гиперконцентрирации гормонов, витаминов, ферментов на состояние здоровья человека;

Тема 5. Свет и жизнь.  5 часов

 Фотосинтез.  Газообмен при фотосинтезе. Влияние силы света. Химизм фотосинтеза.. Роль фотосинтеза в природе и жизни человека.           Условия, необходимые для фотосинтеза. Планетарно-космическая роль фотосинтеза.

Тема 6. Подведение итогов.   4 часа.

Решение типовых заданий ЕГЭ по пройденным темам (часть А ,В, С).

 

              К знаниям и умениям учащихся по окончании изучения программы предъявляются следующие требования:

 

Знать:

- качественные реакции на важнейшие функциональные группы органических веществ;

- механизм поддержания гомеостаза в живой клетке и организме в целом;

- строение, свойства, биологическую роль и практическое значение жиров, углеводов (глюкоза, фруктоза, галактоза, крахмал, целлюлоза), аминокислот, белков, лекарственных препаратов

 ( ацетилсалициловой  кислоты, стрептоцида, норсульфазола, пенициллина, тетрациклина), витамины (С, А, Д, Е, группы В); условия, необходимые для сохранения  витаминов в пищевых продуктах, овощах и фруктах;

- влияние гипо- и гиперконцентрирации гормонов, витаминов, ферментов на состояние здоровья человека;

-  безопасные способы применения некоторых лекарственных препаратов;

- планетарно-космическую роль фотосинтеза;

 

- правила работы с изученными органическими веществами и химическим оборудованием.

 

Уметь:

- проводить качественные реакции на функциональные группы органических веществ;

- составлять структурные формулы изученных веществ;

- определять наличие элементов – органогенов ( С, Н, N, Cl, S );

-  соблюдать экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни;

- проводить самостоятельный поиск необходимой информации.

 

Расписание  учебного времени

Распределение учебного времени

Общее кол-во часов

В том числе

Лаборатор. работы

Практические работы

контрольные работы зачеты.

экскурсии

1

Всего по учебному плану

34

 

2

 

 

2

Количество часов в неделю

1

 

 

 

 

3

Запланировано на 1 полугодие

16

 

1

 

 

4

Запланировано на 2 полугодие

18

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 Тематическое планирование .

 

№ п/п

Название темы

Часов

школьн

компетенции.

дата

Примечан.

 

план

Факт.

 

 

 Тема 1. Введение. 2часа   

 

 

 

 

 

1.

 

Биохимия – наука и учебный предмет. Методы изучения  в биохимии.

1

 

 

 

 

2

Значение биохимических исследований. Функциональный анализ органических веществ.

1

 

 

 

 

 

 Тема 2. Среда, обеспечивающая протекание биохимических реакций. 3 часа

 

 

 

 

 

3

 Роль воды в  биохимических процессах. Осмос и осмотическое давление, осмотическое поступление  веществ  в  клетку.

1

 

 

 

 

4

Буферность как способность к поддержанию  определенной концентрации  ионов водорода (рН).

1

 

 

 

 

 

5

Буферные системы клетки и организма. Гомеостаз.

1

 

 

 

 

 

Тема 3. Биомолекулы.         8 часов

 

 

 

 

 

6

Жизненно важные молекулы: жиры, белки, углеводы.

1

 

 

 

 

7
.

Липиды. Жиры – сложные эфиры.

 

1

 

 

 

 

8

Синтез и переработка жиров.       

1

 

 

 

 

9

Превращение жиров пищи в организме. Гидролиз и гидрирование жиров в технике, продукты переработки жиров. Работы М. Бертло, П. Сабатье.

1

 

 

 

 

10

Углеводы – важнейший источник энергии в живом организме.  

1

 

 

 

 

11

 Моносахариды: глюкоза, фруктоза, рибоза, дезоксирибоза.

1

 

 

 

 

12

Жизнь – это способ существования белковых тел.    

1

 

 

 

 

13

Решение экспериментальных задач по теме « Биомолекулы». Практ  работа.

1

 

 

 

 

 

Тема 4. Вещества в шкафах аптеки        (биохимия и медицина) 12 часов.           

 

 

 

 

 

 

14

 Классификация  вещества на аптечных полках (лекарственные формы, классы веществ).         

1

 

 

 

 

15

   Воздействие лекарственных препаратов:

 ( ацетилсалициловой  кислоты, стрептоцида, норсульфазола, пенициллина, тетрациклина и других).

 

1

 

 

 

 

16

 Ферменты – биологические катализаторы. Состав ферментов и условия их действия.         

1

 

 

 

 

17

Роль и значение действия ферментов.

1

 

 

 

 

18

Витамины в природе: история открытия, классификация, свойства. витамины (С, А, Д, Е, группы В);

1

 

 

 

 

 19

 Условия, необходимые для сохранения  витаминов в пищевых продуктах, овощах и фруктах. Практ  работа.

1

 

 

 

 

 20

Гормоны.

1

 

 

 

.

 

21

Фитотерапия и химиотерапия .

1

 

 

 

.

 

22

 Лекарства и физиологически активные вещества из природы.

1

 

 

 

 

23

Влияние гипо- и гиперконцентрирации гормонов, витаминов, ферментов на состояние здоровья человека.

1

 

 

 

 

24

Решение типовых заданий ЕГЭ по пройденным темам (часть А и В).

1

 

 

 

 

25

 

Решение типовых заданий ЕГЭ по пройденным темам (часть А и В).

1

 

 

 

 

 

Тема 5. Свет и жизнь.         5 часов

 

 

 

 

 

26

Роль фотосинтеза в природе и жизни человека.           

1

 

 

 

 

27

Химия фотосинтеза.

1

 

 

 

 

 28

 Газообмен при фотосинтезе. Влияние силы света.

1

 

 

 

 

 29

Условия, необходимые для фотосинтеза.

1

 

 

 

 

30

Планетарно-космическая роль фотосинтеза.

1

 

 

 

 

 

Тема 6. Подведение итогов.          4 часа.

 

 

 

 

 

31

 Семинар :  «Биохимия-химия жизни»

1

 

 

 

 

32

Решение типовых заданий ЕГЭ по пройденным темам (часть А и В).

1

 

 

 

 

33

Решение типовых заданий ЕГЭ по пройденным темам (часть А , В, С).

1

 

 

 

34

Решение типовых заданий ЕГЭ по пройденным темам (часть А ,В,С).

1

 

 

 
                                         

 

 

 

                             Литература для учителя:

Карташева Н.В. « 1С: Репетитор. Химия. Биология ». Книга для учителя. – М.ООО «1С – Паблишинг», 2010гВилли К.Биология. – М.:2008.Подготовка к экзамену по химии и  биологии  / Под ред. Б.М. Логивинненко. М.: Изд – во

Литература для ученика:

Маркосян А.А. Физиология. М.: Медицина, 2007.

Медведева В.К. Ботаника. – М.: Медицина,2000.

.   Е.И. Ардашникова, Н.Б. Казеннова, М. Е. Гамм. Курс органической химии.     Москва, 2008г.

Подготовка к экзамену по химии и  биологии  / Под ред. Б.М. Логивинненко. М.: Изд – во : «Просвещение»

 

Материально-технической базой  для реализации программы курса  служит оборудование  для проведения лабораторных работ, таблицы, компьютеры.

М М диски  «Органическая химия. Биология.» изд. «Учитель »

Интернет-ресурсы  по профилю.