Рабочая Программа элективного курса по подготовке к Е Г Э, «Общая биология» 11 класс
Рассмотрено на заседании ШМО _____________________ Протокол № от «___»___2014г Руководитель ШМО ________/_______________ ( подпись) (ФИО)
|
Согласовано Зам.директора по УВР ________/О.А.Подлесных «___»_____________2014г |
Утверждаю. Директор школы ________/Н.А.Илларионова «___»_____________2014г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса по подготовке к Е Г Э,
«Общая биология»
Учитель ________ __ Боровлева Н.Д.__1 категория._____
Год составления: 2014 -2015 учебный год
Класс ____11______
Количество часов в неделю ___1__
Общее количество часов: __34___
Из них: федеральный компонент _____
Региональный компонент _____
Часы школьной компетенции __34___
Резерв _____
При составлении данного курса были учтены требования официальных нормативных документов:
«Примерной программы основного общего образования по биологии», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. М., 2004г
Регионального Базисного учебного плана, утвержденного приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012г № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в редакции приказа № 840 от 30. 08.2013)
Методического письма «О преподавании учебного предмета «Биология» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования;
«___»_____________2014г _____________________
( подпись учителя)
Элективный курс по подготовке к сдаче ЕГЭ
11 класс
«Общая биология».
34 часа
При составлении данного курса были учтены требования официальных нормативных документов:
«Примерной программы основного общего образования по биологии», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. М., 2004г
Регионального Базисного учебного плана, утвержденного приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012г № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Методического письма «О преподавании учебного предмета «Биология» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования;
Программа элективного курса построена в соответствии с уровнем знаний основной школы и направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, склонностей и потребностей учащихся в расширении содержания базового уровня биологии с целью подготовки к ЕГЭ. Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 и 11 классов общеобразовательного профиля и реализуется за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.
Место предмета в учебном плане.
Программа предназначена для учащихся 11 класса. Она дополняет содержание предмета. .Программа рассчитана на 34 часа. (1 час в неделю).
Цель курса:
дать учащимся возможность удовлетворить интерес к углублению знаний по биологии до уровня, соответствующего ЕГЭ.
Задачи курса:
-организовать системное повторение пройденного теоретического материала,
- расширить и углубить знания, насытить их современными биологическими научными фактами и открытиями
- развить практические умения использования имеющихся знаний, получения новых знаний, в том числе с использованием информационных технологий для прохождения итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Наименование раздела |
Всего часов |
|
1 |
Введение. |
2 |
|
2 |
Молекулярные основы наследственности. |
9 |
|
3 |
Основы генетики. |
23 |
|
Итого: |
34 |
Содержание курса.
Тема 1.Введение (2 часа).
Живая природа, её многообразие. Уровни организации живой природы. Особенности хранения наследственной информации у разных групп организмов. Ядро, его роль в хранении и передаче наследственной информации.
Тема 2.Молекулярные основы наследственности (9 часов).
Генетическая информация в клетке. Нуклеиновые кислоты. Хромосомы. Гены. Геном. Механизмы реализации генетической информации. Матричный синтез в процессах обмена веществ, репликации нуклеиновых кислот. Регуляция биохимических процессов в живой клетке; роль ферментов, витаминов, гормонов. Решение биологических задач. Решение тестовых заданий.
Тема 3.Основы генетики (23часа)
1.Закономерности наследования, установленные Менделем. Наследование признаков, определяемых одной парой аллельных генов. Полное и неполное доминирование признаков. Моногибридное скрещивание. Возвратное, анализирующее скрещивание. Наследование групп крови человека по системе АВО. Наследование резус-фактора. Дигибридное скрещивание. Решение генетических задач на моногибридное скрещивание при полном доминировании .при неполном доминировании .на анализирующее скрещивание. Решение задач на дигибридное скрещивание .Основные положения хромосомной теории наследственности. Теория гена. Кроссинговер. Наследование сцепления с полом. Генетика человека. Причины наследственных заболеваний и аномалий. Современные достижения генетической безопасности .Решение задач на сцепление с полом..Взаимодействие неаллельных генов. Эпистаз. Комплементарность. Полимерия. Решение задач на взаимодействие генов. Решение типовых заданий ЕГЭ по пройден
Требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
- теоретический материал по данным темам биологии на углубленном уровне, соответствующем ЕГЭ,
- структуру, примерное содержание и уровень сложности экзаменационных работ,
-правила выполнения работ и заполнения бланков ответов.
Учащиеся должны уметь:
-решать биологические и генетические задачи по темам «Молекулярные основы наследственности» и «Основы генетики» на углубленном уровне
-применять имеющиеся знания при выполнении различных заданий экзаменационных тестов,
-заполнять бланки ответов ЕГЭ,
-правильно распределять время,
-кратко и четко формулировать ответы на вопросы уровня А, В и С.
Расписание учебного времени
№ |
Распределение учебного времени |
Общее кол-во часов |
В том числе |
|||
Лаборатор. работы |
Практические работы |
контрольные работы зачеты. |
экскурсии |
|||
1 |
Всего по учебному плану |
34 |
5 |
|
||
2 |
Количество часов в неделю |
1 |
|
|
|
|
3 |
Запланировано на 1 полугодие |
16 |
|
|||
4 |
Запланировано на 2 полугодие |
18 |
5 |
|
тематическое планирование
N |
Название темы |
Часов Школьн компетен. |
Дата |
Примечан. |
|||||
План. |
Фактич. |
||||||||
Тема 1.Введение (2 часа). |
1 |
|
|||||||
1 |
Живая природа, её многообразие. Уровни организации живой природы. Особенности хранения наследственной информации у разных групп организмов. Ядро, его роль в хранении и передаче наследственной информации.
|
1 |
|
|
|
||||
2 |
Особенности хранения наследственной информации у разных групп организмов. Ядро, его роль в хранении и передаче наследственной информации. |
1 |
|
|
|||||
Тема 2.Молекулярные основы наследственности (9 часов). |
|
|
|
||||||
3 |
Генетическая информация в клетке. Нуклеиновые кислоты. Хромосомы. Гены. Геном. |
1 |
|
|
|||||
4 |
Механизмы реализации генетической информации. |
1 |
|
|
|||||
5 |
Матричный синтез в процессах обмена веществ, репликации нуклеиновых кислот. |
1 |
|
||||||
6 |
Регуляция биохимических процессов в живой клетке. |
1 |
|
||||||
7 |
Роль ферментов, витаминов, гормонов. |
1 |
|
||||||
8 |
Решение типовых заданий ЕГЭ по пройденным темам (часть А) |
1 |
|
||||||
9 |
Решение типовых заданий ЕГЭ по пройденным темам (часть А, В, ) |
1 |
|
||||||
10 |
Решение типовых заданий ЕГЭ по пройденным темам (часть А, В, С) |
1 |
|
||||||
11 |
Семинар «Матричный синтез и здоровье человека». |
1 |
|
||||||
Тема 3.Основы генетики (23часа). |
|
|
|
|
|||||
12 |
Закономерности наследования, установленные Менделем. |
1 |
|
|
|||||
13 |
Наследование признаков, определяемых одной парой аллельных генов. |
1 |
|
||||||
14 |
Полное и неполное доминирование признаков. Моногибридное скрещивание. |
1 |
|
||||||
15 |
Возвратное, анализирующее скрещивание. |
1 |
|
||||||
16 |
Наследование групп крови человека по системе АВО. Наследование резус-фактора. |
1 |
|
|
|
||||
17 |
Сверхдоминирование, кодоминирование .Дигибридное скрещивание. |
1 |
|
|
|
||||
18 |
Практикум: Решение генетических задач на моногибридное скрещивание при полном доминировании. |
1 |
|
|
|
||||
19 |
Практикум: Решение генетических задач на моногибридное скрещивание при неполном доминировании. |
1 |
|
|
|
||||
20 |
Практикум: Решение генетических задач на анализирующее скрещивани |
1 |
|
|
|
||||
21 |
Решение задач на дигибридное скрещивание. |
1 |
|
|
|
||||
22 |
Решение типовых заданий ЕГЭ по пройденным темам (часть А, В, С) |
1 |
|
|
|
||||
23 |
Основные положения хромосомной теории наследственности. |
1
|
|
|
|
||||
24 |
.Теория гена. Кроссинговер. Сцепление генов: полное и неполное. |
1 |
|
|
|
||||
25 |
Знакомство с генетической картой хромосом. Работы Моргана.
|
1 |
|
|
|
||||
26 |
Наследование сцепления с полом. Генетика человека. |
1 |
|
|
|
||||
27 |
Причины наследственных заболеваний и аномалий. Современные достижения генетической безопасности. |
1 |
|
|
|
||||
28 |
.Взаимодействие неаллельных генов. Эпистаз. Комплементарность. Полимерия.
|
1 |
|
|
|
||||
29 |
Семинар «Причины наследственных заболеваний человека». |
1 |
|
|
|
||||
30 |
Практикум: Решение генетических задач на сцепление генов |
1 |
|
|
|
||||
31 |
Практикум: Решение задач на сцепление с полом. |
1 |
|
|
|
||||
32 |
Решение типовых заданий ЕГЭ по пройденным темам (часть А) |
1 |
|
|
|
||||
33 |
Решение типовых заданий ЕГЭ по пройденным темам (часть А, В, ) |
1 |
|
|
|
||||
34 |
Решение типовых заданий ЕГЭ по пройденным темам (часть А, В, С) |
1 |
|
|
|
||||
Учебно-методическое обеспечение.
Литература:
Соколовская Б. Х. Сто задач по генетике и молекулярной биологии. Новосибирск, 1971 г.
Биология для поступающих в ВУЗы. Способы решения задач по генетике. Изд.Учитель, Волгоград, 2009 г.
Элективный курс «Молекулярные основы наследственности», автор Р.И. Горелов.
«Биология в школе» 2010 г
«Иллюстрированные карточки-задачи по генетике»
Мишина Н. В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии 10. М., Просвещение, 2008 г.
Короткова Л. С. Дидактический материал по общей биологии 11 (пособие для вечерней школы).М., Просвещение, 2009 г.
Анастасова Л. П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии. М., Просвещение, 2009 г.
Материально-технической базой для реализации программы курса служит оборудование для проведения лабораторных работ, таблицы, компьютеры.
М М диски « Биология.» изд. «Учитель »
Интернет-ресурсы по профилю.
СD-диски: Репетитор. Биология.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка тик ток