Химический статус красоты. Косметические и парфюмерные средства
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Кдёповская средняя общеобразовательная школа
Элективный курс по химии
Исследовательская работа:
«Химический статус красоты. Косметические и парфюмерные средства».
Подготовила:
Арехова Алина
ученица 9 класса
Руководитель:
Боровлёва Нина Дмитриевна
Учитель химии и биологии
2015г.
с.Клёповка.
Цель исследования:
Изучить показатели парфюмерно-косметических товаров в современной жизни.
Задача исследования:
Проанализировать статус косметических и парфюмерных средств, в жизни человека.
Содержание.
- 1. Введение.
- 2. История парфюмерно-косметических товаров.
- 3. Потребительские свойства парфюмерно-косметических товаров.
- 4. Классификация ассортимента парфюмерно-косметических товаров.
- 5. Сырье и материалы, используемые для изготовления парфюмерно-косметических товаров.
- 6. Органолептические показатели парфюмерно-косметических товаров.
- 7. Физико-химические показатели парфюмерно-косметических товаров.
- 8. Показатели безопасности парфюмерно-косметических товаров.
- 9. Вывод.
10. Результаты исследования.
11. Используемая литература.
Введение.
Мне очень нравится химия как предмет, поэтому я, не раздумывая, выбрала её. С темой для реферата было сложнее, но, в конце концов, я её выбрала. В процессе создания исследовательского проекта я столкнулась с несколькими темами, которые являются весьма актуальными в наше время.
В нашей жизни нас окружает огромное разнообразие ароматов, будь то стиральный порошок или средство для снятия лака, не говоря уже об элитной парфюмерии.
Парфюмерия (франц. parfumerie, от parfum - приятный запах, духи) – это изделия, применяемые для ароматизации кожи, волос, одежды, а также как гигиенические освежающие средства.
Сегодня многие женщины, даже самые богатые и знаменитые, предпочтут появиться на светском рауте без бриллиантов, но укутавшись... в аромат обворожительного парфюма. Доказывать окружающим свою финансовую состоятельность с помощью дорогих украшений давно уже стало моветоном.
История парфюмерии
История парфюмерии неразрывно связана с историей человечества. В древнем Египте пахучие вещества играли огромную роль при окуривании и при изготовлении мазей и бальзамов (Приложение 1.рис.1). Следуя опыту египтян, греки обогатили гамму ароматических продуктов, используя их как в религии, так и в повседневной жизни. Римляне поспешили занять достойное место в области парфюмерии, наделяя ароматы целебными свойствами.
Дальнейшее развитие парфюмерия получила уже в 12 веке. Появились способы дистилляции ароматов.
В 17 веке, с развитием промышленности, парфюмерия познает необыкновенный успех, который закрепляется к 19 веку. Прогресс в это время, определивший переход парфюмерии в стадию промышленного производства, обязан органической химии. Она позволила выделять те соединения, запах которых представлял интерес, и воссоздавать их синтезом. Парфюмеры могли дать волю своему воображению и создавать различные сочетания запахов.
В 1828 году Пьер Герлен, родоначальник парфюмеров, открыл свою первую лавку в Париже. Герлен создает знаменитую Императорскую туалетную воду. Простые женщины по-прежнему довольствуются парфюмерной водичкой, приготовленной на базе какой-либо одной ноты-розы, жасмина и др.
Вся Европа в это время ездит в Париж за духами. На этом этапе духи делают на натуральной основе, используя древесные, цветочные, корневые экстракты. Но с 1889 г. на парфюмерных фабриках Парижа начинают изготавливать синтетические масла, имитирующие натуральные запахи.
В начале века появляются духи от "Коти", свой первый бутик открывает Габриель Шанель. Франсуа Коти стал первым, кто соединил в композиции натуральные запахи, с искусственно созданными. В мире парфюмерии есть несколько великих имен без них невозможно представить себе историю запахов. Это люди-легенды, родоначальники традиций и первооткрыватели духов. Их имена уже давно потеряли первоначальный смысл, став символом, " носителем" идей парфюма. Одно из них - Шанель. Это-легенда, это-история, эта женщина, покорившая мир. За 88 лет своей бурной и талантливой жизни она сделала настоящие открытия в мире моды и парфюма. Наиболее известные духи - "Шанель № 5", которые были вновь реанимированы в 2008 году и получившими новое звучание. Вот уже более 25 лет прошло после смерти Великой мадемуазель (1971г.), а дом Шанель живет и процветает, создавая чудесные запахи.
С 1858г. семья Бушерон создает свой парфюмерный дом. Сейчас этот парфюмерный дом носит название «Новая заря».
Клиентами дома Бушерон были Российский Императорский двор, принцесса Монако-Грэйс.
Картье (1904 г.)- первые попытки завоевать мир парфюмерии. Причем очень даже результативные, первые духи его для императорского двора были в золотых флаконах и украшены драгоценными камнями, они пользовались популярностью и Картье стал первым из ювелиров-парфюмеров, кто удостоился чести быть часто приглашаемым к императорскому столу. Чего нельзя сказать о Пьере Герлене, который до определенного момента (1928г) даже не мечтал оказаться у императорских ворот. Настоящая европейская и мировая слава пришла к Герлену, когда он, очарованный красотой и элегантностью молодой невесты Наполеона Третьего испанской принцессы Евгении, составил и преподнес ей к свадьбе "ЕаudeCologneImperiale" в хрустальном флаконе с золоченым изображением эмблемы дома Бонапартов - пчел. Сердце императрицы было покорено, и Пьер Герлен стал официальным парфюмером императорского дома. Одеколон же "Imperiale" производится Домом Герлен до сих пор (Приложение 1рис. 2).
Потомки Пьера-Франсуа Герлена возвели парфюмерию в ранг высокого искусства. Постепенно публика узнала, что аромат способен сверкать и переливаться, как настоящий бриллиант; как драгоценный камень, он может обладать магическими свойствами, пробуждающими чувства и фантазию.
Весной 1947 г. известный дизайнер модной одежды - Кристиан Диор окорил мир духами "Мисс Диор".
В конце 60-х годов журналистке Кэрол Филипс (США) было предложено стать во главе фирмы "Эсти Лаудер". С этого момента кроме косметических изделий фирма начала выпускать парфюмерную продукцию, признанную во всем мире. Юбер Живанши, законодатель мировой моды, в 1957 г. создал свои первые духи, на которые его вдохновила актриса Одри Хепберн. На парфюмерную моду сильно повлияли парфюмерные открытия Джоржио Армани. Духи Джани Версаче появились в 1981 г. "Мир прекрасен" - стиль жизни и творений Кензо. Трудно перечислить все имена парфюмеров, которые заслужили мировое признание: Труссарди, Ив Сен Лоран, Нина Ричи и др. Как правило, самые прославленные духи выпускали на свет не парфюмеры, а модельеры, ювелиры.
Потребительские свойства парфюмерной воды
Ароматерапия - это и наука, и искусство, и медицина, и психология, и философия. Это образ жизни. Ароматерапия - лечение запахом.
Сторонники ароматерапии считают, что вдыхание душистых веществ снимает стрессы, которым подвержены в настоящее время многие люди.
Во многих странах появились косметические средства, в которых используется принцип ароматерапии. Например, утром, прежде чем ехать на работу, можно воспользоваться мылом или туалетной водой, которая позволит оставаться спокойным во время поездки в вагоне метро. Если в течение дня чувствуется усталость или сонливость, то вместо чашки кофе можно воспользоваться другой туалетной водой, которая обладает тонизирующим и освежающим действием. Рецептура этих средств составляется на основе ароматерапии.
Хорошо известно, что:
Кожный зуд устраняет грейпфрут, лаванда, лимон, мята, ромашка и т. д.
Целлюлит - апельсин, лимон, бергамот, сосна, можжевельник и т. д.
Сухие, тонкие волосы лечит апельсин, иланг - иланг, мандарин, шалфей, ромашка и т. д.
Жирные волосы - грейпфрут, лимон, чабрец, кедр, мелисса и т. д.
Ломкие ногти - кедр, лимон, эвкалипт, пачули, мирра, лаванда и проч.
А так же:
Жасмин способствует усилению работоспособности.
Иланг -иланг "цветок цветков", расслабляет, успокаивает.
Аромат фиалок - вселяет оптимизм.
Цитрусовые заботятся о том, чтобы усилить энергию тела и духа.
На земле существует примерно 3000 видов растений, из которых можно выделить лечебные эфирные масла.
Духи надо пробовать в свободном, летучем состоянии и никогда - в концентрированном. Выбирая духи, надо нюхать не их, а себя в них. Лучше подождать некоторое время (час), чтобы запах полностью проявил себя. Каждый воспринимает запахи по-своему. Одни и те же духи звучат совершенно по-разному в зависимости от типа кожи, цвета волос, темперамента и, даже, времени года. Выбирая духи, не слушать надо только себя и свои ощущения. Пользуясь духами, следует считаться со временем года, с одеждой, с местом пребывания.
- Дневные духи мягче, прозрачнее.
- Вечерние - томные, насыщенные, дурманящие.
- Пряные, чувственные ароматы более уместны на приеме, в театре.
- В офисе, на прогулке подойдут более нежные легкие ароматы.
Ночью лучше употреблять духи с фруктовыми нотами, они вызывают не только обонятельные, но и вкусовые ощущения.
Зимой хороши шипровые ноты, их терпкие, древесно - мховые запахи подчеркивают тепло.
Летом уместны скорее сладкие, медовые, цветочные, цитрусовые, свежие, легкие ароматы.
Парфюмеры тесно связывают ароматы духов с цветом волос, с темпераментом человека:
Жгучим брюнеткам, особенно восточного типа, подойдут пряные, дурманяще-знойные ароматы (жасмина, туберозы, лилии, нарцисса, белой сирени с нотой мускуса, амбры, кожи, сандала).
Блондинкам следует пользоваться духами с чистыми, природными, свежими нотами (фрезии, лаванды, ландыша, фиалки, голубой сирени, бергамота, мимозы, резеды, цитрусовых).
Огненно-рыжим женщинам свойственен темперамент. В духах они ищут крепость, яркость и в тоже время ласкающие и дурманящие волны свежести.
Большинство россиянок - шатенки. Таким женщинам подойдут цветочные духи с теплыми нотами гардении, акации, жимолости, душистого горошка. Шатенки ищут в духах страстную мускусность в сочетании с цветочной свежестью.
Темным шатенкам подойдут медово - пряные ароматы розы, цикламена.
Каждая женщина ищет в аромате что-то личное, близкое только ей.
Классификация парфюмерных товаров
В ассортимент парфюмерных товаров входят духи, одеколоны, душистые воды и парфюмерные наборы.
Духи. Все виды духов можно сгруппировать по следующим признакам: консистенции, характеру запаха, содержанию композиции, стойкости запаха, назначению и месту производства.
По консистенции духи бывают жидкие, твердые и порошкообразные.
Жидкие духи представляют собой приятно пахнущие спиртовые или водно-спиртовые растворы парфюмерных композиций с запахом цветочного или фантазийного направления и применяются как ароматизирующее средство.
Твердые духи — это воскообразная масса, чаще всего в виде карандаша, насыщенная парфюмерной композицией и окрашенная в определенный цвет. Применяют для натирания кожи.
Порошкообразные духи — это высушенные растения, растертые в порошок и отдушенные парфюмерной композицией. Применяют для отдушки белья.
По характеру запаха духи бывают цветочные, обладающие запахами какого-либо цветка («Жасмин», «Сирень», «Фиалка» и др.), и фантазийные, сочетающие несколько запахов цветов или запахов, не встречающихся в природе («Пуазон », «Шалимар», «Красная Москва» и др.).
Парфюмерно-косметические товары бывают:
- · по месту происхождения (Французские, Американские)
- · по фирмам-изготовителям “Кристиан Диор”, “Ланком”, “Ив Роше”
- · по консистенции: жидкие, сухие, на масляной основе и твердые (воскообразные)
Выпускаются в виде парфюмерных наборов, сериями (дезодорант, одеколон и лосьон для бритья).
Виды классификации:
- · по общероссийскому классификатору продукции
- · по системе сертификации парфюмерно-косметической продукции
По содержанию композиции (в зависимости от качества) духи делятся на четыре группы: Экстра, А, Б и В.
Духи группы экстра содержат не менее 10% парфюмерной композиции (от массы духов), а стойкость запаха должна сохраняться не менее 60 часов.
К духам группы экстра относятся «Сонет», «Надежда: «Торжество», «Лель», «Болеро» и др.
Духи «Сонет» представляют собой спиртовой раствор позиции. Содержание душистых веществ составляет 20%, стойкость запаха не менее 60 ч. Запах цветочно-фантазийного направления,
Духи «Надежда» обладают запахом фантазийного направления с оттенком горьковатой зелени. Содержат 25 % душистых веществ и имеют стойкий запах (60 ч).
Духи «Торжество» имеют свежий сильный запах фантазий из цветочного направления. Содержат 20% душистых веществ и имеют стойкий запах (60 ч).
Духи «Лель» обладают тонким нежным ароматом весенних цветов. Содержание душистых веществ 25%, стойкость запах; 50 ч.
Духи «Болеро» с оригинальным запахом фантазийного направления. Содержат 10% душистых веществ; стойкость запах; очень высокая (80 ч).
К духам группы А относятся духи, содержащие, как правило, не менее 10% композиции и имеющие стойкость запаха не менее 40 ч. К ним относятся «Россия», «Одетта», «Тайна», «Магнолия», «Юность», «Шипр», «Белая сирень» и др.
Духи групп экстра и А выпускаются в художественно оформленных футлярах и коробках.
К духам группы Б относятся духи, содержащие не менее 5% композиции и не более 10% воды, и имеют стойкость запаха не менее 30 ч. К ним относятся «Кармен», «Сулико», «Крымская роза», «Красная гвоздика» и др.
К духам группы В относятся главным образом духи с цветочным запахом, содержащие не менее 5% композиции и 30% воды. Стойкость запаха не менее 30 часов. Сюда относятся «Фиалка», «Жасмин», «Сирень», «Гвоздика» и др.
Духи групп Б и В выпускают в футлярах и без футляров.
По назначению духи обычно делят на женские («Красная Москва» и др.) и на мужские («Bossinmotion», «Mexxformen»» и др.).
По месту производства духи делят на: американские, французские, испанские и др.
Девушки до 22 лет отдают предпочтение ярким запахам с нотами свежести. Женщин от 22 до 30 лет влекут стойкие букеты горьковатые, терпкие или легкие ароматы экзотических цветов и фруктов. Женщины от 30 до 40 лет выбирают сложные элегантные букеты ароматов - сладкие или терпкие. Женщины от 40 лет покупают нежные, романтичные запахи, часто цветочные.
Профессиональная принадлежность, темперамент и образ жизни также влияют на вкус женщин.
Активные деловые женщины, как правило, выбирают стойкие сдержанные запахи, с горьковатыми и древесными нотами: "AqvadiGio", "MissCherry". Для них не подойдет откровенно сладкий аромат.
Динамичным независимым натурам нравятся ароматы уверенности и морского ветра. Они не боятся сложного сочетания запахов, например, сантала, пачули и цитруса: "Mexxwomen", "DavidovCoolwater".
Романтичные женщины любят сладкие восточные и цветочные букеты ароматов жасмина, розы, белых цветов лилии и ландыша на пудровом фоне: "Amor-amor", "Angel".
Спокойные и добродушные предпочитают сдержанные гармоничные запахи - альянс розы и фиалки, инжира и персика: "ArmaniEmporio".
Интеллектуалки - непредсказуемы, также непредсказуемы и парфюмерные композиции, которые они предпочитают - это могут быть как спокойные выдержанные, так и яркие мистические ароматы: "Poison", "Dalistyle".
Также парфюмеры советуют подбирать ароматы духов, ориентируясь на цвет волос женщины. Брюнеткам подойдут духи пряные, дурманяще-знойные, с основной нотой мускуса и амбры: "DaisyJacobs", "ReactionwomenCennetCoule".
Блондинки чаще пользуются духами с присутствием свежих природных нот: " Ozon".
Огненно-рыжие женщины предпочитают ароматы откровенно-яркие и в то же время ласкающие волной свежести: "Rubilips".
Шатенки выбирают фруктово-цветочные ароматы с теплыми амбровыми нотами: "Кокетка", "Интрига ".
Темным шатенкам нравятся медово-пряные и фруктовые ароматы "Fantasy".
Одеколоны. Это водно-спиртовые растворы парфюмерных композиций с запахом цветочного или фантазийного направления.
Одеколоны применяются как гигиенические, освежающие и ароматизирующие средства.
В зависимости от состава одеколоны делят на две группы: цветочные и гигиенические,
Цветочные одеколоны применяются как гигиеническое и ароматизирующее средство. Гигиеническое значение одеколонов заключается в дезинфицирующем и освежающем действии спирта и душистых веществ.
К группе цветочных одеколонов относятся и одеколоны с фантазийным запахом.
Одеколоны, как и духи, по содержанию композиции (в зависимости от качества) делятся на четыре группы: экстра, А, Б и В.
К одеколонам группы экстра относятся одеколоны высшего качества, содержащие от 3 до 5 % композиции. Стойкость запаха не менее 24 ч. Это такие, как «Прометей», завоевавший на Лейпцигской ярмарке золотую медаль, «Антей», «Заря», «Иллюзия», «Гамлет» и др. Выпускаются в художественно оформленных футлярах и коробках.
К одеколонам группы А относятся одеколоны, содержащие от 3 до 5% композиции. Стойкость запаха не менее 24 ч. Сюда относятся «Огни Москвы», и др.
К одеколонам группы Б относятся одеколоны, содержащие от 3 до 4% композиции. Стойкость запаха не нормируется. Сюда относятся «Снежинка», «Осень», «Левкои» и др.
К одеколонам группы В относятся одеколоны, содержащие от 2 до 3% композиции. Стойкость запаха не нормируется. Это «Гвоздика», «Орбита», «Жасмин», «Орхидея» и др.
Одеколоны группы А, Б и В выпускают в разнообразных футлярах и без них.
Гигиенические одеколоны отличаются тем, что применяются только для гигиенических целей. Запах их должен быть приятным, но не сильным и не особо стойким. Содержание композиции до 2%, причем в состав композиции гигиенических одеколонов входят эфирные масла цитрусовых. Крепость спирта не превышает 60%.
Душистые воды. Это водно-спиртовые растворы композиций с запахом цветочного и фантазийного направления.
К душистым водам относятся «Березовая вода» (для освежения кожи), «Лесная вода» с запахом хвои (для освежения воздуха в помещении), «Розовая вода» (для ухода за кожей лица и тела), «Хинная вода» (для ухода за волосами) и др.
Парфюмерные коробки. Представляют собой набор парфюмерных изделий, собранных в художественно оформленную коробку, которой присваивается наименование духов, включенных в набор: «Огонек», «Сапфир», «Красная Москва», «Черный ларец», «Дымок», «Дуэт» и др.
Существуют парфюмерные композиции для мужчин самых разных характеров, темпераментов и вкусов.
Натурам уравновешенным, стабильным одеколоны "Лиго", "Стратег", "Серебристый лёд".
Элегантным, сдержанным мужчинам идеальным подарком станет "Мистер", "Титаник" или "Линия для мужчин".
Для спортивных натур создана целая серия одеколонов "Регби ", "Ралли", "Серфинг".
Цвет волос мужчины также определяет его выбор ароматов.
Брюнеты обычно выбирают "Тайфун", "Лиго", "Мистер", "Серебристый лед".
Шатены предпочитают "Серфинг", "Ралли", "Стратег".
Блондины больше склонны к "Бригу", "Экипажу" и "Титанику",
Рыжеволосые с энтузиазмом покупают "Лиго", "Экипаж" или "Линию для мужчин".
Сырье и материалы, используемые для изготовления парфюмерных товаров
Состав всей парфюмерии одинаков. Ее делают из концентрата (парфюмерной композиции), спирта и воды, разница в пропорциях.
Самыми дорогими и стойкими являются духи. Обычно они содержат 20-35% парфюмерной композиции, растворенной в 90% спирте плюс фиксатор. В составе духов используются наиболее дорогие и ценные натуральные эфирные масла и синтетические душистые вещества.
Парфюмированная вода - дневные духи, "дух духов", следующий по концентрации вид парфюмерной продукции -5-25% концентрата растворенные в 90% спирте.
Туалетная вода - 6-15% концентрата и 85% спирт.
Одеколон - 6% парфюмерной композиции в 70-80%спирте. Такого вида парфюм выпускают для мужчин.
Создание запахов, как и любая творческая деятельность, - плод вдохновения и множества впечатлений. Музыкант играет по нотам, художник пишет красками, парфюмер ("нос") составляет свое творение из запахов. За всю историю парфюмерное дело из семейного преобразовалось в поле деятельности финансовых групп, фирм. Теперь парфюмер создает композиции для фирмы, на которую работает и следовательно должен вдохновляться ее идеалами и имиджем.
Одна парфюмерная формула содержит, в среднем, порядка сотни элементов как натуральных так и синтетических. И именно дозировка их, их сочетание между собой приводит к определенному результату, нужной композиции, для достижения которой, как правило, требуется огромное количество проб.
Качество парфюма напрямую зависит от качества используемого сырья. Это и определяет разницу между престижной маркой, где используются в основном натуральные и качественные компоненты от продукции "масс-маркет", где использование подобных компонентов невозможно по причине высокой цены.
- Критерии запаха:
- Стойкость;
- Крепость;
- Шлейф;
- Узнаваемость, возможность распознать;
- Возможность ассоциировать запах с фирмой;
- Со стилем.
Крепость запаха определяется % содержанием парфюмерной композиции. Об этом речь шла выше.
Стойкость запаха зависит не только от количества концентрата, но и от типа запаха.
Свежие, цитрусовые, травяные и цветочные ароматы менее стойкие по сравнению с восточными, ванильными, амбровыми и мускусными. Чтобы усилить любимый запах надо использовать изделия одной парфюмерно-косметической серии.
Характер духов проявляется медленно, в несколько этапов.
Термины: "НАЧАЛЬНАЯ (головная) нота", нота "СЕРДЦА (средняя)", "КОНЕЧНАЯ (базисная) нота" - означают фазы раскрытия букета.
Начальная нота проявляется в течение первых 15 мин. испарения. Она создает первое, спонтанное впечатление о духах. Создается она наиболее летучими компонентами композиции: цитрусовыми, травяными, альдегидными, зелеными, озоновыми ароматами.
Нота "сердца" - ядро духов, определяет тип запаха. Она раскрывается вслед за начальной нотой и держится в течение 3-4 часов. В это время проявляются все основные ароматы композиции: фруктовые, цветочные, пряные, древесные, животные и др.
Конечная нота ощущается в завершающей стадии испарения и держится 4-5 часов. В ней проявляются животные, мускусные, ванильные, янтарные запахи, они обеспечивают силу и стойкость духов. Визуально аромат можно представить себе в форме треугольника и таким образом увидеть, какую роль играют те или иные ноты на каждой стадии раскрытия аромата.
Виды запахов:
¨ ГОРЬКИЕ: герань, лимон, мандарин, пион, сирень, флердоранж (цветок апельсина).
¨ ТОНКИЕ: акация, гелиотроп, ирис, левкой, магнолия, мимоза, настурция, пион, роза.
¨ СЛАДКОВАТЫЕ: акация, мандарин, тубероза, ваниль.
¨ ЗЕЛЕНЫЕ: гвоздика, фиалка (листья), нарцисс, гальбанум (смола), мирра.
¨ ТЕПЛЫЕ: акация, душистый горошек, персик, сандал, тубероза, жимолость, животные запахи.
¨ ГУСТЫЕ, ТЯЖЕЛЫЕ: гвоздика, ладан, лилия, пачули, тубероза, ладан.
¨ ПРЯНЫЕ: жасмин, пачули, цикламен, корица, гвоздика, ветивер (корни), ладан.
¨ ЗАПАХ КОЖИ, ТАБАКА получают из бессмертника.
¨ ЖИВОТНЫЕ запахи: Серая амбра-железа кашалота выделяет секрет, который дает живой, теплый аромат, с нотами морского побережья, с оттенками запаха чая. Применяется для придания стойкости, в качестве фиксатора.
Чтобы получить тот или иной вид запаха в парфюмерной промышленности используют следующие душистые вещества:
Натуральные душистые вещества. Они делятся по происхождению на вещества растительного и животного происхождения.
К растительным душистым веществам относятся эфирные и экстрактные масла, смолы, бальзамы и растения, применяемые для спиртовых настоев.
К душистым веществам животного происхождения относятся мускус, амбра, бобровая струя, цибет и др.
Эфирные масла — это легколетучие маслянистые жидкости, добываемые из цветов (розы, жасмина и др.), цветочных почек (гвоздики), плодов (аниса), кожуры плодов (лимона, апельсина), листьев (мяты), древесины (сандалового дерева) и др. Эфирные масла получают из свежих или высушенных эфиромасличных растений путем перегонки водяными парами (например, розовое, гераниевое, мятное и некоторые другие), путем выжимания их из корки (цитрусовое), путем экстракции при помощи летучих растворителей.
Экстрактные масла считаются наиболее качественными и применяются для изготовления духов высшего сорта:
абсолю, или абсолютное масло - высококонцентрированное натуральное душистое вещество с сильным и стойким запахом, получаемое из экстрактовых эфирных масел. Летучими и нелетучими растворителями из цветочного сырья извлекают экстрактовое масло, а затем конкрет , из которого путем обработки спиртом с последующей его отгонкой получают абсолю.
Азалии масло - эфирное масло из верхушечных соцветий азалии Azalea pontica, называемой на Кавказе и в Житомирской области желтым рододендроном Rhododendron luteum. Абсолютное масло представляет собой вязкую массу желто-коричневого или зеленоватого цвета со стойким цветочным запахом. Содержит гексиловый, гептиловый, коричный спирты, терпинеол, линалоол, сесквитерпеноиды (кариофиллен, кадинен, неролидол и др.), метиловые эфиры эвгенола и изоэвгенола, а также бензиловые эфиры бензойной, салициловой и антраниловой кислот. Применяется в композициях высших сортов парфюмерии.
Аира масло - эфирное масло из сухих корней аира болотного Acorus calamus. Вязкая жидкость желто-коричневого цвета со своеобразным пряным запахом. Масло содержит b-азарон в качестве основного компонента, а также (Z,Z)-4,7-декадиеналь, ряд сесквитерпеноидов, которые и определяют запах аирного масла. Используется в парфюмерных композициях
Акации масло - эфирное масло из цветов деревьев (Acacia farnesiana и Acacia dealbata). Абсолютное масло акации получают из конкрета акации. Темно-желтая или коричневая жидкость с сильным стойким пряно-травянистым запахом. В состав абсолютного масла входят метилсалицилат, гераниол, фарнезол, бензиловый спирт. Высокая цена конкрета, и тем более самого абсолютного масла привела к замене его в парфюмерии на композиции из недорогих синтетических душистых веществ.
Альдегид анисовый, или обепин, пара-метоксибензальдегид - жидкость с приятным запахом мимозы, боярышника. Содержится в анисовом, фенхельном и многих других эфирных маслах. Чаще всего анисовый альдегид получают окислением метилового эфира пара-крезола. Хорошие результаты дает способ метилирования пара-гидроксибензальдегида. Используется во многих парфюмерных композициях и отдушках при дозировке до 5%.
Альдегид дециловый, или деканаль жидкость с сильным альдегидным запахом, при разбавлении проявляются ноты апельсиновой корки. Содержится в цитрусовых, хвойных и многих цветочных эфирных маслах. Получают дегидрированием децилового спирта на специальных катализаторах. Используется в малых дозах (до 2%) в парфюмерных композициях и отдушках различного назначения.
Ацетат спирта листьев, или цис-3-гексенилацетат - жидкость с очень сильным запахом свежескошенной травы, листьев, недозрелых фруктов. Получают ацетилированием цис-3-гексенола.
Пара-ацетиланизол, или пара-метоксиацетофенон - кетон, продукт взаимодействия уксусной кислоты и анизола. Кристаллическая масса с сильным стойким запахом сена и цветочными нотами мимозы, боярышника. Компонент эфирных масел. Используется в парфюмерных композициях.
Сухое растительное сырье — это высушенные душистые части растений (семена, кора и др.), применяемые в виде спиртовых настоев. Они представляют собой ценную составную часть духов, так как обладают полным и стойким запахом.
Смолы представляют собой выделения из надрезов некоторых деревьев, произрастающих в районах с жарким климатом. Чаще всего применяют стиракс (из надрезанного молодого дерева — ликвидамбра), бензойную смолу (из деревьев семейства стираксовых) и ладан (из веток кустарника цистус).
Бальзамы — это полужидкие вещества — растворы древесных смол в эфирных маслах. Наибольшее применение имеет толуанский бальзам, обладающий ванильным запахом.
Смолы и бальзамы ценны не только тем, что имеют свой собственный запах, но и тем, что являются отличными фиксаторами, повышающими стойкость запаха духов.
Мускус — это зернистое вещество темно-коричневого цвета, получаемое из высушенных желез внутренней секреции мускусного оленя — кабарги.
Амбра — жирная восковидная масса серо-зеленого цвета, добываемая из пищеварительного тракта кашалотов и состоящее на 80% из холестерина. Амбру находят также в виде кусков, плавающих на поверхности моря у тропиков. В парфюмерии применяют настой амбры, способный фиксировать запах. Его разновидностью является – амброксид –один из важнейших компонентов натуральной серой амбры. Кристаллическая масса с сильным амбровым запахом и легким древесным оттенком. Промышленное производство основано на окислении склареола либо на циклизации фарнезилкарбоновой кислоты до получения склареолида; последний затем восстанавливается и дегидратируется. Используется в парфюмерных композициях и отдушках высших сортов.
Бобровая струя — продукт выделения парных желез речного самца бобра, встречающегося в Сибири.
Цибет — мазеподобное выделение желез внутренней секреции цибетовой кошки, обитающей в Северной Африке и Азии.
Душистые вещества животного происхождения применяются в парфюмерии в виде настоев и значение их очень велико: они облагораживают и обогащают запахи и увеличивают время восприятия их. Кроме того, они устанавливают гармонию между запахами духов и кожи человека.
Синтетические душистые вещества. Это продукты химической переработки нефти, каменного угля, древесины и эфирных масел, из которых выделяют отдельные составные части и перерабатывают в душистые вещества. В связи с непостоянством качества и некоторой дефицитностью натуральных душистых веществ проблема создания синтетических душистых веществ привлекает особое внимание парфюмеров всех стран. В настоящее время синтезировано значительное количество душистых веществ: терпиневое — с запахом сирени, ванилин — с запахом ванили, кумарин — с запахом сена и др.
Синтетические душистые вещества могут иметь не только запахи, соответствующие запаху цветов или свежей зелени, но и такие, которые не встречаются в природе, благодаря чему возможно создание духов и других парфюмерных товаров с различными фантазийными запахами, что позволяет значительно расширить ассортимент парфюмерных товаров, например:
аббаверт [2-(1-этилпентил)-1,3-диоксалан] – душистое вещество широкого применения для различных сред, за исключением продуктов с низким значением рН (2–6), в которых оно неустойчиво. Обладает мощным запахом зелени, напоминающим листву, но с фруктовой и древесной нотами. Хорошо вписывается в композиции цветочного направления, добавляя к современным композициям направления зелени интересные ноты.
Abbavert — продукт компании “Bush Boak Allen”.
Спирт применяют в парфюмерии как растворитель для душистых веществ и как дезинфицирующее и освежающее средство в одеколонах и душистых водах. Для производства парфюмерных товаров применяют этиловый спирт-ректификат высшей очистки, крепостью 96,2°.
Вода применяется главным образом для разведения спирта до нужной концентрации и должна соответствовать показателям стандарта для питьевой воды.
Красители применяются в тех случаях, когда парфюмерной жидкости нужно придать определенный цвет. Для этой цели используются органические красители, растворимые в спирте и воде.
Органолептические показатели парфюмерной воды
Парфюмерные жидкости должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 5158-2000 «Изделия парфюмерные жидкие. Общие технические условия».
Оценка качества парфюмерной продукции проводится по двум группам показателей: органолептическим и физико-химическим, которые должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 2.
Таблица 2Показатели качества парфюмерных жидкостей
Наименование показателя Характеристика и норма
Духи концентрированные Духи Экстра Духи Парфюмерные воды Туалетные воды Одеколоны Душистые воды
Внешний вид Прозрачная жидкость
Цвет и запах Свойственный цвету и запаху продукции данного наименования
Стойкость запаха, ч, не менее 60 60 41 50 40 24 -
Прозрачность Отсутствие помутнения при температуре, °С
+3 +3 +3 +3 +3 +5 +5
Объемная доля этилового спирта, % об. Не менее 55,0 70,0 85,0 75,0 75,0 60,0 20,0
Сумма массовых долей душистых веществ, % не менее 30,0 15,0 10,0 10,0 4,0 1,5 1,0
Для проверки качества парфюмерных жидкостей по органолептическим и физико-химическим показателям из отобранных ранее упаковочных единиц (3% единиц для оценки качества упаковки и маркировки) составляют случайную выборку: от партии до 1000 штук – не менее 6 упаковок продукции; от партии свыше 1000 штук – не менее 5 штук упаковок от каждых 1000 штук.
Для составления объединенной пробы парфюмерную жидкость из выбранных флаконов сливают вместе в химическую посуду так, чтобы объем пробы был не менее 100 см3 , а для жидкостей из пробок – не менее 25 см3 .
Органолептические показатели парфюмерных жидкостей – это внешний вид, цвет и запах.
По внешнему виду парфюмерные товары должны представлять собой однородные прозрачные жидкости с цветом и запахом, свойственным данному наименованию, В качестве эталона для сравнения должен использоваться продукт, о котором достоверно известно, что он не фальсифицирован.
Определение внешнего вида и цвета. Внешний вид и цвет парфюмерных жидкостей, упакованных в прозрачные флаконы, определяют просмотром флаконов с жидкостью в проходящем или отраженном дневном свете или свете электрической лампы после перевертывания флакона пробкой вниз два-три раза.
Внешний вид и цвет парфюмерных жидкостей, упакованных в непрозрачные флаконы, определяют просмотром пробы в количестве около 20-30 см в химическом стакане на фоне листа белой бумаги в проходящем или отраженном дневном свете или свете электрической лампы.
Расслоение парфюмерной жидкости, т.е. выделение маслянистой фазы в виде осадка или взвеси, а также наличие посторонних включений, помутнение не допускается. Однако наличие единичных волокон не является браковочным фактором.
Несоответствие цвета эталонному образцу не допускается.
Определение запаха. Запах парфюмерных жидкостей определяют органолептическим методом с использованием полоски плотной бумаги размером 10x160 мм, смоченной приблизительно на 30 мм погружением в анализируемую жидкость.
Запах проверяется периодически в течение 15 минут. Несоответствие запаха эталонному образцу не допускается.
Определение стойкости запаха. Стойкость запаха парфюмерных жидкостей определяют при разногласиях в оценке качества изделия.
В выпарительную фарфоровую чашку наливают 0,5-1,0 см3 парфюмерной жидкости, В ней смачивают кусочек сухой отбеленной марли размером 5x10 см, предварительно простиранной в горячей воде без мыла, вынимают ее пинцетом и, не отжимая, просушивают в помещении с температурой воздуха 15-20 °С.
Стойкость запаха парфюмерных жидкостей определяют органолептически в течение исследования и далее через каждые 10 часов.
Определение прозрачности. Известно, что при охлаждении парфюмерной жидкости ниже критической температуры, возможно, ее помутнение, потеря прозрачности. Такой температурной точкой для душистых вод и одеколонов является + 5°С, для остальных жидкостей + 3°С.
В пробирку с помощью мерного цилиндра наливают 10-20 см3 парфюмерной жидкости. Пробирку закрывают пробкой, в которую вставлен термометр (шарик термометра должен быть полностью погружен в исследуемую жидкость). Пробирку с парфюмерной жидкостью охлаждают смесью льда с солью до температуры 5 °С при анализе одеколонов и душистых вод и до 3 °С – остальных групп парфюмерных жидкостей, затем ее вынимают из охлаждающей смеси, встряхивают и просматривают в проходящем дневном свете или свете электрической лампы.
Помутнение парфюмерной жидкости не допускается. Причиной помутнения может быть нарушение технологии изготовления, изменение рецептуры, уменьшение крепости жидкости.
Физико-химические показатели парфюмерной воды
Определение объемной доли этилового спирта. Объемную долю этилового спирта парфюмерной жидкости определяют методом газовой хроматографии с последующим пересчетом по алкоголеметрическим таблицам
Определение суммы массовых долей душистых веществ. Массовую долю душистых веществ в парфюмерных жидкостях определяют методом газовой хромотографии, гравиметрическим методом и объемным методом по ГОСТ Р 51578-2000.
Определение суммы массовых долей душистых веществ (до 5%) в одеколонах, туалетных и душистых водах проводят, используя объемный метод. Этот метод основан на экстракции душистых веществ из парфюмерных жидкостей толуолом или ксилолом.
Сумму массовых долей душистых веществ (X) вычисляют по формуле
где V– объем толуольного или ксилольного экстракта, см; V1 — объем толуола или ксилола, см; V2 — объем парфюмерной жидкости, см; d/d1 – отношение плотности композиции к плотности парфюмерной жидкости принимают равным единице.
За окончательный результат испытания принимают среднее арифметическое результатов двух параллельных измерений, допускаемое расхождение между которыми не должно превышать 0,5%.
Показатели безопасности парфюмерно-косметических товаров
Показатели безопасности парфюмерно-косметических средств должны соответствовать требованиям СанПиН 1.2.681-97, средств гигиены полости рта – требованиям СанПиН 1.2.676-97.
При экспертизе безопасности косметических товаров определяют химические, токсикологические, микробиологические и клинические показатели безопасности. Показатели безопасности ПКТ даны в таблице.
Таблица.3 Общие показатели безопасности косметической продукции и средств гигиены полости рта.
Вид безопасности Показатели
Химическая
рН, массовая доля суммы тяжелых металлов (свинец, мышьяк, ртуть), кислотное и карбонильное числа, массовая J
доля щелочи и др.; для зубных паст дополнительно содержание фторидов и отсутствие сахарозы и других легко ферментируемых углеводов
Микробиологическая Общее количество бактерий; дрожжи, плесневые грибки; патогенные стафилококки и др.
Токсикологическая Кожно-резорбцивное, кожно-раздражающее и сенсибилизирующее (аллергизирующее) действия на кожу и слизистые оболочки мелких животных.
Клиническая рН кожи, гидратантность, содержание липидов, кожно-раздражающее или сенсибилизирующее действие; средства гигиены полостииндекс гигиены, противовоспалительное действие, деминерализация и др.
Токсикологические показатели безопасности. Токсикологические испытания ПКТ обычно проводят на мелких животных (крысы, мыши, морские свинки, кролики); есть фирмы, которые для этих целей используют биологические неживые объекты (в маркировке товара они используют знак «Не тестируется на животных»).
Исследуют парфюмерно-косметическую продукцию разными способами. Например, кремы и лосьоны – накожно; губные помады, тушь, шампуни, туалетное мыло исследуют по их влиянию на слизистую губ и глаз: аэрозольные средства изучают путем ингаляционного введения; путем
введения внутрь. По реакции животных на ПКТ определяют степень
безопасности продукции.
ПКТ по степени воздействия на организм человека относится к 4 классу опасности (вещества малоопасные, нетоксичные).
К токсикологическим показателям относятся:
- кожно-резорбцивное действие (хроническая токсичность);
- кожно-раздражающее действие;
- сенсибилизирующее (аллергизирующее) действия.
Кожно-резорбцивное действие для косметических средств не допускается,
Кожно-раздражающее действие (однократное и хроническое) для косметических средств должно быть 0 баллов (т.е. должно отсутствовать).
Сенсибилизирующее или аллергизирующее действие ПКТ на кожу не допускается.
Микробиологические показатели безопасности. При определении этих показателей все ПК средства подразделяют на 3 группы:
1-ая: ампульная косметика;
2-ая: детская косметика, косметика вокруг глаз;
3-ья: остальная косметика.
Микробная загрязненность косметических товаров оценивается количеством колониеобразующих единиц (КОЕ) в 1г или 1 куб.см продукции.
Ампульная косметика должна быть стерильной. Для косметических средств 2-ой группы допускается содержание мезофильных бактерий не более 102 КОЕ; остальные (патогенные стафилококки, энтеробактерии, псевдомонады, дрожжеподобные и плесневые грибки) должны отсутствовать. Для косметических средств 3-ей группы нормируется содержание мезофилъных бактерий не более 103 КОЕ; дрожжей и плесневых грибков – не более 102 ; присутствие патогенных стафилококков и других бактерий недопустимо.
Клинико-лабораторные показатели безопасности. При определении этих показателей проводят кожное тестирование в клинических условиях на группе пробантов, состоящей из 25 и более человек – клинически здоровых лиц, не отягощенных аллергическими заболеваниями.
Определяют кожно-раздражающее и сенсибилизирующее действие косметических препаратов.
Большинство косметических средств при контакте с кожей человека не должно оказывать раздражающего и сенсибилизирующего действия после 24-х часовой экспозиции испытуемого объекта.
Сенсибилизирующее действие косметических средств на кожу не допускается.
Вывод
В наше время ароматы это неотъемлемая часть жизни.
Для одних это просто приятный парфюмерный продукт, а для кого-то важная составляющая в жизни.
Очень интересное дело приобретение парфюмерных средств, но оно таит в себе много опасностей – это и приобретение поддельных продуктов, имитаций и товаров не прошедших таможенный контроль.
При покупке нового или незнакомого аромата нужно быть внимательным, тщательно изучить упаковку, качество оформления, содержимое и тогда приобретенный товар вас никогда не разочарует.
Сейчас производится много парфюмерных продуктов, многие ароматы – однодневки, очень мало по-настоящему интересных ароматов, за которыми покупатель вернулся в магазин не один раз. Хочется верить, что введение моды на натуральные ингредиенты принесет большое количество великолепных и запоминающихся продуктов.
Результаты исследования:
Я изучила показатели парфюмерно-косметических средств, в современной жизни.
Я проанализировала статус косметических и парфюмерных средств, в жизни человека.
На основании этих знаний при выборе косметических средств и парфюмерии я буду более тщательна и разборчиво относиться к покупке и использованию косметических средств.
Список литературы.
1. Ален Корбен Ароматы Частной Жизни (Из книги "Миазмы и Нарцисс: Обоняние и общественное сознание в XVIII-XIX веках") Перевод с французского Е. Ляминой и М. Божович - НЛО № 43, 2000
2. Волошко Н.И., Черноморец Н.А. Парфюмерно-косметические товары: ассортимент, сертификация, особенности торговли. Учебное пособие. – Белгород, БКАПК, 1995 г.
3. А. Головашева Драгоценные ароматы или духи известных ювелирных домов. – М., 2000
4. 4.Журнал "Новости в мире косметики", №1-2/2001 г Екатерина Жирицкая,
5. Мария Кристал Духи в граненом хрустале. – М. 2000
6. Натуральная косметика и парфюмерия от «Дзинтарс» – М., «Экономика», 2001
7. А.Фридман «Парфюмерия и косметика» – М., «Пищевая промышленность», 1975
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков телеграм