МКОУ Клёповская СОШ
Научно - практическая конференция
Исследовательская работа
©ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ В
СРЕДЕ ШКОЛЬНИКОВª
Выполнил:
Садчиков Алексей.9 класс
Руководитель:
Боровлёва Нина Дмитриевна
Учитель химии и биологии
Содержание
Введение
Раздел 1. Общая психофизиологическая характеристика
развития организма подростков и влияние вредных привычек на
его развитие.
1.1 Психофизиологические особенности развития детского организма
1.2 История возникновения вредных привычек
1.3 Влияние вредных привычек на развитие подростков
1.4 Роль физической культуры и спорта в формировании здорового
образа жизни
Раздел II. Организация экспериментально - практической работы
и её результат
2.1 Общая характеристика исследования
2.2 Исследование уровня употребления алкоголя
2.3 Табакокурение
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Вредными привычками называют привычки, которые мешают или не
дают возможности человеку в течение его жизни успешно реализовывать себя
как личность. К числу вредных привычек относятся, например, использование
нецензурных выражений, неряшество и другие. Особую группу представляют
собой вредные привычки, относимые к пагубным или болезненным
пристрастиям: курение, употребление алкоголя и наркотиков. Особенно
большое распространение эти вредные привычки получили в среде молодёжи.
Эти привычки часто ведут к потере здоровья, сокращению
продолжительности жизни и гибели человека. Вредные привычки оказывают
негативное влияние на жизнь общества в целом, а также на жизнь и
деятельность личности в отдельности. В данный момент эта проблема стала
поистине глобальной. По статистическим данным распространение вредных
привычек в большом масштабе, в отельных странах, связано с
нестабильностью политической и экономической ситуации, с наличием
большого числа кризисов и не совершенностью политического и
экономического механизма. По отношению к нашей стране эта проблема
особенно актуальна и корни её уходят глубоко в историю нашего народа, и
распространение её связано также с низкой культурой общества. С данной
проблемой необходимо бороться не только обществу, но и также каждый
человек должен осознавать для себя большой вред этих привычек и стараться
бороться с ними. Только после этого можно говорить о решении данной
проблемы. И поэтому мы решили провести данное исследование.
Проблема данного исследования заключается в изучении
распространения алкоголя и табакокурения в жизни современной
молодёжи.
Цель исследования - выявить состояние этой проблемы на данный
момент времени среди подростков школьников и спортсменов.
Задачи исследования:
1. выявление отношения подростков к курению, употреблению
алкогольных напитков.
2. определение степени вовлеченности подростков в употребление
психоактивных веществ.
3. определение степени вовлеченности подростков, занимающихся
спортом в употребление психоактивных веществ.
Объект исследования: подростки в возрасте 13 - 17 лет
Предмет исследования: вредные привычки (алкоголь, курение)
Гипотеза исследования: мы считаем, что уровень распространенности
вредных привычек у подростков спортсменов ниже, по сравнению с их
сверстниками, не занимающимися регулярно спортом .
Раздел 1. Общая психофизиологическая характеристика развития
организма подростков и влияние вредных привычек на его развитие.
1.1 Психофизиологические особенности развития детского организма.
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими
изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребёнка. Они
касаются физиологии организма, отношений складывающихся у подростков
со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных
процессов, интеллекта и способностей. Во всём этом намечается переход от
детства к взрослости. Организм ребёнка начинает быстро перестраиваться и
превращаться в организм взрослого человека. Центр физической и духовной
жизни перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников
и взрослых. Отношения в группе сверстников строятся на более серьёзных, чем
развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон
видов деятельности, от совместного труда над чем - нибудь до личного
общения на жизненно важные темы. Процесс интеллектуального развития
завершается несколько раньше, чем процесс формирования их как личности.
В течение трёх - четырёх лет обучения в старших классах школы оформляется
мотивационная сфера человека, определяются его личные и деловые
интересы, проявляются профессиональные склонности и способности.
Подростничество - это самый трудный из детских возрастов,
представляющий собой период становления личности. Здесь складываются
основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к
себе, к людям, к обществу. В данном возрасте также стабилизируются черты
характера и основные формы межличностного поведения. Главные
мотивационные линии этого периода - самопознание, самовыражение,
самоутверждение. Поэтому часто, для того чтобы утвердиться в среде
сверстников, многие подростки и приобщаются к вредным привычкам. По
их мнению, это делает их взрослее в глазах сверстников.
В подростковом возрасте учащиеся стремятся быть похожими на
старших, иногда такое желание становится настолько сильным, что подросток
преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя
соответственного обращения с собой как со взрослым человеком. Видя
проявление некоторых качеств у взрослых или у тех, кто его старше, подросток
начинает им подражать, это тоже приводит к приобщению их к вредным
привычкам. Подростку нравится чувствовать себя взрослым. Это связано и с
физическими изменениями его организма. Подростки копируют поведение
взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу.
Сюда входит мода в одежде, причёски, украшения, косметика ,
лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения. Помимо взрослых
образцами для подражания
могут
быть
и старшие сверстники.
Для мальчиков - подростков объектом подражания часто становится тот
человек, который ведёт себя "как настоящий мужчина", обладает силой воли,
выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью в дружбе.
У девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит "как
настоящая женщина": старшим подругам, привлекательным, пользующимся
популярностью взрослых женщин. Многие мальчики -
подростки
внимательно начинают относиться к занятиям физическими упражнениями,
направленных на развитие выносливости, у девочек же преобладает
подражание внешней атрибутике взрослости: одежде, косметике, приёмам
кокетства.
Таким образом, формирование и развитие самосознания ребёнка
желательный образ* "Я" у подростков обычно складывается из ценимых ими
достоинствах других людей. К сожалению, в жизни часто у подростков
возникают ложные представления о том, каким должен быть "настоящий
мужчина" и "настоящая женщина", видят их в тех, кому присуще увлечение
вредными привычками, начинают слепо им следовать.
Многие подростки стремятся заниматься самовоспитанием. Это
особенно характерно для мальчиков. Главным идеалом для них становится
идеал мужественности. Подростки начинают подражать героям фильмов и
прочитанных книг. Но в настоящее время для многих опять же героями
становятся отнюдь не идеальные люди. Телевидение способствует
формированию у подростков вредных авторитетов: сильный красивый
человек красиво "употребляет" алкоголь и курит. И волей - неволей образ
такого человека остаётся в памяти подростка. Многие мальчики начинают
заниматься саморазвитием у себя необходимых волевых качеств личности.
Они увлекаются играми, где нужна сила и мужество: бокс, борьба,
тяжёлая атлетика, хоккей. Став привычными, занятия физической культурой и
спортом в зрелом возрасте превращаются в эффективное средство
поддержания работоспособности и здоровья, а полезные волевые качества
личности, первоначально сформировавшиеся и закрепившиеся в ходе этих
занятий, затем переходят на другие виды деятельности. Также для
подростков характерна познавательная и творческая активность. Они
стремятся узнать что - то новое, чему - либо научиться. Подростки стремятся
заниматься самообразованием. Они выбирают для себя предметы, которые
особенно им интересны. Нередко отношение к тому или иному предмету
определяется отношением к учителю. Поэтому именно учителю
принадлежит одна из главенствующих ролей в формировании здорового
образа жизни у подростков. Учитель должен быть образцом поведения
для них. В подростковом возрасте происходит формирование системы
личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности
подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки
этих людей и самооценку. У старших подростков появляются
профессионально ориентированные мечты. В этом возрасте также
создаются неплохие условия для формирования организаторских
способностей, деловитости, предприимчивости, многих других полезных
личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей. Подростки
с удовольствием участвуют в различных совместных школьных делах. В
подростковом возрасте, по мнению Р.С. Немова, высокого уровня достигают
все без исключения познавательные процессы: механическая память, речь,
которая становится высокоразвитой, мышление представляется во всех видах:
наглядно - действенном, наглядно - образном, словесно - логическом[13, 188].
1.2 История возникновения вредных привычек.
К самым вредным привычкам относятся курение, алкоголизм,
наркомания.
Все они влияют на здоровье человека, ломают человеческие жизни,
судьбы. С ними нужно бороться, хотя это и нелегко.
Уже в дописьменный период мы имеем свидетельства того, что люди знали и
использовали психоактивные химические вещества: алкоголь и растения,
потребление которых влияет на сознание. Археологические исследования
показали, что уже в 6400 г. до н.э. люди знали пиво и некоторые другие
алкогольные напитки. Очевидно, процессы брожения были открыты
случайно, виноградное вино появилось только в 4 - 3 веках до н.э. Первое
письменное свидетельство использования интоксикантов - рассказ о пьянстве
Ноя из Книги Бытия.
Использовались и различные растения, вызывающие физиологические и
психические изменения, обычно в религиозных обрядах или при проведении
медицинских процедур. Пример - использование на Ближнем Востоке в 5 тыс.
до н.э. "злака радости" (опиумного мака). Около 2700 г. до н.э. в Китае уже
использовали коноплю (в виде настоя, как чай): император Шен Нунг
предписывал своим подданным принимать ее в качестве лекарства от подагры
и рассеянности.
Люди каменного века знали опиум, гашиш и кокаин и использовали
эти наркотики для изменения сознания (в ходе религиозных обрядов) и при
подготовке к сражению. На стенах погребальных комплексов +индейцев
Центральной и Южной Америки есть изображения людей, жующих листья
коки (один из способов приема кокаина), датируемые серединой 3 тыс. до
нашей эры [23,5].
Слово "алкоголизм" ввёл в обиход шведский врач Гусе в середине XIX века.
Но само пьянство существует не одно тысячелетие. Раньше оно не
носило характера массового распространения. В Древней Греции
употреблялось только сильно разбавленное вино (в пропорции три части воды
и одна часть вина). Тот, кто пил чистое вино, считался пьяницей и
подвергался изгнанию. Это было событием чрезвычайным. В Древнем Риме
вино не имели права пить мужчины моложе 30 лет[14].
Есть точные сведения, когда стала известна водка в России. В 1428
году (не на много раньше, чем табак прибыл в Европу) водку привезли в
Россию из Генуи. Правда, как только в России познакомились с её действием,
ввоз водки тут же был запрещён. Изредка ею пользовались в лечебных целях,
причём дозы, назначаемые лекарями, не превышали никогда пол - ложки.
Лишь почти полтора столетия спустя, водка стала распространяться на
Руси. Это было при Иване Грозном, по распоряжению которого в Москве
был открыт первый "Царёв кабак".
Впрочем, Грозный царь скоро спохватился и запретил пить водку всем,
за исключением своих опричников. Только при Петре I водка стала
поступать в России в открытую продажу [27, 46].
Наркотики знакомы людям уже несколько тысяч лет. Их потребляли
люди разных культур, в разных целях: во время религиозных обрядов, для
восстановления сил, для изменения сознания, для снятия боли и
неприятных ощущений. Нужно иметь в виду, что факт использования
наркотика в одной культуре не дает нам права предполагать, что и в других
культурах в это же самое время люди знали этот наркотик и употребляли его.
Как и сейчас, в употреблении наркотиков людьми разных культур есть и
сходства и различия. На протяжении всей истории контакты между далекими
культурами происходили благодаря торговле и войнам. Например, в
результате крестовых походов и путешествий Марко Поло европейцы
узнали опиум и гашиш, широко распространенные ªна Востоке. Позднее
путешествия европейцев (главным образом англичан, французов,
португальцев и испанцев) в Америку принесли новые открытия. Основные
психоактивные вещества, привезенные в Европу из Америки - кокаин (из
Южной Америки), различные галлюциногены (из Центральной Америки)
и табак (из Северной Америки). Как показали исследования, между
культурами происходил двусторонний обмен. Родина кофейного дерева -
Эфиопия. Европейцы познакомились с кофейным напитком в 17 веке, моряки
завезли кофейные зерна в Южную Америку, которая теперь является
главным мировым производителем кофе, в Чили в 1545 году появилась
конопля [24, 11]. До начала 20 века практически не существовало ограничений
на производство и потребление наркотиков [24, 14]. Иногда делались
попытки сократить или вообще запретить использование определенных
веществ, но они были непродолжительными и, как правило, неудачными.
Например, табак, кофе и чай были поначалу встречены Европой в штыки.
Первый европеец, закуривший табак - спутник Колумба Родриго де Херес -
по прибытии в Испанию был заключен в тюрьму, так как власти решили, что
в него вселился дьявол. Было несколько попыток объявить вне закона кофе
и чай.
Известны и случаи, когда государство не запрещало наркотики, а
наоборот содействовало процветанию торговли ими. Лучший пример -
вооруженные конфликты между Великобританией и Китаем в середине
19 века. Они называются опиумными войнами, потому что английские
торговцы ввозили в Китай опиум [25, 7].
К середине 19 века несколько миллионов китайцев пристрастились к
опиуму. В это время Китай, безусловно, вышел на первое место в мире по
потреблению опиума, большая часть которого выращивалась в Индии и
переправлялась в страну англичанами. Китайское правительство приняло
множество законов о контроле над импортом опиума, но ни один из них
(включая полное запрещение) не возымел желаемого действия. Англичане не
желали сокращать опиумную торговлю: во - первых, это давало большие
прибыли, а во - вторых, в самой Англии не наблюдалось такого всплеска
наркотической зависимости, хотя опиум широко использовался в медицине.
В 1839 году разразился конфликт: китайское правительство
уничтожило большой груз опиума, принадлежавший английским и
американским торговцам. Началась первая опиумная война.
Британия победила и по Нанкинскому договору 1842 года получила, в
числе прочего, права на использование портов Гонконга в качестве
компенсации за уничтоженный груз опиума. Торговля продолжалась и в
1856 году привела ко второй войне. Эта вторая опиумная война закончилась
в 1858, и по условиям Тиенсинского договора Китай продолжал
импортировать опиум, но мог устанавливать большие таможенные
пошлины. Торговля опиумом сократилась и в конце концов
прекратилась только в начале двадцатого века, когда во всем мире началась
кампания за разрешение использования наркотиков только в медицинских
целях ( как обезболивающие препараты) [24,15].
В двадцатом веке в Европе и Америке употреблялись практически одни
и те же наркотики. Интересно, что много новых или "хорошо
забытых
старых" наркотиков
было
освоено
сначала
в
Соединенных
Штатах,
и
затем
они распространились - в других
странах, так что Америка как бы задавала тон в международном потреблении
наркотиков.
Табак как представитель дикой флоры был известен в древности в
Европе, Азии, Африки. Листья его сжигали на костре, их дым
оказывал на людей одурманивающее действие.
Христофор Колумб был первым европейцем, столкнувшимся с
табакокурением.
Во время своего первого путешествия в Новый Свет в 1492 году он
увидел, как жители Кубы "сосали" тлеющие листья каоба [1,61]. Трубки для
вдыхания курительной смеси назывались табако, от них произошло слово
"табак".
Нюхательный табак был завезён во Францию в 1559 году Жаном Нико.,
в 1586 в Англию Френсисом Дрейком [1,61].
Жан Нико впервые выделил из табака сильнодействующее вещество, никотин,
названное его именем.
В Россию табак
пришёл в начале 17 века.
До Петра Первого курение на Руси не одобрялось, а Пётр Первый начал его
поощрять как признак европейского стиля [1,61].
По настоящему массовым курение стало после первой мировой войны.
Как видно из приведённых примеров, наркотики, курение, алкоголь давно
стали составляющей частью человеческого бытия.
Таким образом, в истории были времена, когда вредные привычки
запрещались, и времена, когда их распространение поддерживалось властями.
1.3 Влияние вредных привычек на развитие подростков.
Одна из проблем современного общества - огромное количество
курящих людей, в том числе возросло число курящих подростков, которые
курят, чтобы выглядеть взрослее, курят, чтобы завоевать авторитет среди
сверстников, курят из любопытства, за компанию, чтобы похудеть, потому
что это модно, не задумываясь о последствиях, не думая о будущем.
Некоторые ошибочно полагают, что курение мобилизует, помогает
сосредоточиться. Некоторые начинают курить, насмотревшись рекламы.
Ягодинский В.Н. приводит следующие результаты исследования
причин курения у школьников и студентов на конец восьмидесятых годов
[28,17]:
Табл. 1. Процентное соотношение зависимости от причин курения
Возрастные Подражание
Чувство
Желание
казатьсяТочной
группы
другим
новизны,
взрослым,
причины не
школьникам,
интереса%
самостоятельным%
знают%
студентам%
6-7 классы 50,0
41,5
5,5
3,0
8-9 классы 35,6
30,0
10,4
24,0
10-11 классы25,5
24,0
15,0
35,5
Студенты
1 курса
4,1
25,5
25,5
45,4
3 курса
1,5
- .
10,0
25,1
63,4
6 курса
0
0
1,5
98,5
Подражание другим, чувство новизны, желание казаться взрослыми, в
конечном счёте приводит к тому, что ухудшается здоровье подростков. Если
человек начал курить в 15 лет, то продолжительность его жизни уменьшится
более чем на 8 лет. Начавшие курить до 15 лет чаще умирают от рака, чем те,
кто начал курить после 25 лет [1,64].
Статистика свидетельствует, что из каждых 100 человек, умерших от
рака лёгких, 90 курили, из каждых 100 человек, умерших от хронических
заболеваний лёгких, 75 курили, из каждых 100 умерших от ишемической
болезни сердца 25 курили [1,63]. Причём, если курить человек начинает в
подростковом возрасте, это как раз и способствует возникновению указанных
выше болезней. Табачный дым в 4 раза более загрязнён токсичными
веществами по сравнению с выхлопными газами автомобиля, а один
кубический миллиметр табачного дыма содержит до 3 миллионов частиц сажи
[1,63]. В табачном дыме насчитывается более 3660 компонентов, многие из
которых весьма небезопасны для организма, в частности для сердечно -
сосудистой системы, 300 из них - активные биологические яды. [1,64] Так,
никотин, возбуждая сосудодвигательные и дыхательные центры головного
мозга, вызывает тем самым спазм кровеносных сосудов, повреждение стенок
сосудов и способствует образованию склеротических бляшек, суживающих
просвет сосудов.
Под воздействием никотина число сердечных сокращений возрастает на
15 - 20% процентов. Регулярное курение заставляет сердце работать с
повышенной нагрузкой, что приводит, в конце концов, его к
преждевременному изнашиванию. При длительном непрерывном курении
(несколько сигарет подряд) пульс нормализуется лишь после 30 минут [1,65].
Поэтому подростку, у которого идёт формирование внутренних органов,
курение вредит особенно сильно. Наносит вред оно и окружающим детям,
которые являются "пассивными курильщиками". Пассивное курение
увеличивает на 10 -30 процентов риск развития рака лёгких [1,66]. Поэтому
подросток должен понимать, что находится рядом с теми, кто курит, также
вредно для его здоровья. Блокирование у курильщиков гемоглобина (10% и
более) угарным газом путём образования карбоксигемоглобина приводит к
тому, что в момент физической нагрузки, когда снабжение органов и тканей
кислородом наиболее необходимо, они его получают недостаточно, и
спортсмен - курильщик не может наилучшим образом раскрыть свои
возможности: у него возникает одышка, как у человека, который находится в
разряженной атмосфере, на высоте более 2 тысяч метров над уровнем моря
[1,64]. В состоянии покоя также окись углерода связывает часть эритроцитов
и затрудняет снабжение тканей кислородом. Раннее курение не может не
сказаться на состоянии подростка на уроках физкультуры или при занятиях
спортом, на его спортивных результатах.
Во время выкуривания сигареты никотин проникает в кровь. Под
влиянием никотина происходит сужение сосудов кожи. При этом через
капилляры кожи проходит меньшее "количество крови, что вызывает
понижение температуры соответствующей части тела. Сужение капилляров
кожи вызывает побледнение кожи, спазм периферических сосудов. В самых
тяжёлых случаях это приводит к гангрене и ампутации конечности. Кроме
никотина и табачной смолы, в табачный дым входит ещё окись углерода -
очень ядовитый газ. Она гораздо легче вступает в связь с гемоглобином, чем
кислород, и образует карбоксигемоглобин, это химическое соединение
очень стойко по сравнению с оксигемоглобином - соединения кислорода с
гемоглобином. Красные кровяные тельца, которые загружены окисью
углерода, уже не могут транспортировать кислород, а это является одной из
их основных функций.
Никотин действует на слизистые оболочки пищевода, желудка и
кишечника, вызывает их воспаление. Спастическое действие никотина
отражается на пищеварении. Повышается кислотность желудочного сока.
Среди больных язвенной болезнью желудка три четверти составили
курильщики. Курение отрицательно влияет на иммунную систему
организма. Поэтому подростки, которые курят, чаще болеют.
Мозг привыкает к постоянным никотиновым подачкам и начинает
требовать "никотина", возникает беспокойство, раздражительность,
нервозность. Таким образом, курение является вредной привычкой,
которая оказывает пагубное воздействие на весь организм человека, а
особенно на организм растущий. При длительном воздействии табачного
дыма на организм подростка возрастает риск развития сердечно - сосудистых
и бронхолёгочных заболеваний. Кроме этого, имеются прямые доказательства
того, что у подростков вследствие курения снижаются умственные
способности [1,39].
Огромен и вред алкоголя, который попадает в организм растущего
человека, будь то водка, пиво, или сухие вина.
Алкоголизм сегодня может быть назван "проклятием человека", число
жертв многовековой войны человечества с алкоголем постоянно нарастает.
Макс Рубнер [11] говорил, что в пиве и вине тонет гораздо больше людей, чем
в воде, сегодня количество явных и косвенных жертв алкоголизма вполне
можно сравнить с числом жертв от самых опасных заболеваний. Средняя
продолжительность жизни человека пьющего на 10 - 20 лет (по разным
статистическим данным) короче жизни трезвенника. Алкоголь нередко
называют третьей причиной смертности у мужчин (после
сердечно - сосудистых и онкологических заболеваний).65% смертных случаев
от травм и всевозможных происшествий связаны с потреблением
алкоголя.
Потребление спиртных напитков с подросткового возраста создаёт
благоприятный фон для возникновения и развития многих болезней:
каждый третий случай кардиологического и каждый четвёртый случай
онкологического заболевания у мужчин связаны с алкоголем, кроме того, в
прямой зависимости от потребления спиртных напитков находятся такие
заболевания, как цирроз печени, нарушение психики, язва желудка.
Алкоголь перекрывает каналы поступления кислорода в головной
мозг, в результате начинается кислородное голодание, мозговые клетки
гибнут, что и приводит к головной боли, ухудшаются процессы мышления,
ослабевает память. Это иначе медики называют "алкогольным
слабоумием". Происходит своеобразная "пьяная мутация личности", что за
последние десятилетия стало типичным для русского народа.
Особенно пагубное воздействие оказывает алкоголизм на здоровье
подростков. Алкоголь, попадая в организм подростка, быстро разносится
кровью и концентрируется в мозгу. Вследствие повышенной рефлекторной
возбудимости даже небольшая доза спиртного вызывает у детей бурную
реакцию, тяжёлые симптомы отравления. При систематическом поступлении
алкоголя в детский организм страдает не только нервная система, но и
пищеварительный тракт, зрение, сердце. Печень не справляется с
алкогольной нагрузкой, и происходит её перерождение. Страдают органы
внутренней секреции, прежде всего щитовидная железа, гипофиз,
надпочечники. В результате на фоне алкогольной интоксикации у
пристрастившихся к спиртным напиткам подростков может развиться
сахарный диабет, нарушение половых функций и т.д. Особенно ранима
нервная система, головной мозг ребёнка [28,77].
В последнее время большой проблемой стала проблема
распространения наркотиков среди подростков. Наркотики наносят большой
вред организму подростков. Дети - наркоманы плохо учатся или не учатся
совсем, рано умирают, так как они заболевают, и ничто их уже не может
спасти, так как наркомания почти не излечима.
Психоактивные наркотики оказывают действие на настроение,
сознание и поведение. Психоактивные наркотики занимают главное место,
потому что подростки в основном употребляют именно их, и они часто
создают серьезные проблемы. В последние годы в России значительно
возросло количество людей, употребляющих наркотики. По данным
МИНЗДРАВА РФ, на конец 2000 года в наркологических диспансерах
состояли на учёте около 270 тысяч человек, злоупотребляющих
наркотическими средствами. Количество состоящих на учёте больных
наркоманией возросло за последние 10 лет в 10 раз [25,13]. В России средний
возраст начала приобщения к наркотикам снизился сейчас среди мальчиков
до 14,2 лет, а среди девочек до 14,6 лет [25,13]. Употребление наркотиков в
подростковом возрасте часто приводит к хроническому гепатиту, СПИДу,
способствует развитию слабоумия. У подростка очень быстро формируется
зависимость от любого наркотика и психоактивного вещества. Кроме того,
злоупотребление наркотиками требует больших денег, наркотическая
зависимость толкает подростков на преступления ради денег на очередную
дозу наркотического вещества.
1.4 Роль физической культуры и спорта в формировании здорового
образа жизни.
В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина
Федеральному Собранию ©О положении в стране и основных направлениях
внутренней и внешней политики государстваª на 2001г. отмечается, что ©...
здоровье народа сегодня напрямую связано не только с состоянием
общественного здравоохранения, но и с самим образом жизни людей...ª.
В настоящее время в нашей стране продолжает оставаться очень сложной
социально - демографическая ситуация и положение с состоянием здоровья
населения. Около 75% детей дошкольного возраста имеют серьезные
отклонения в уровне здоровья.
Фундамент здоровья и положительного отношения к физической
культуре закладывается в детские годы. Здоровье человека более чем на 50%,
согласно разным источникам зависит от его образа жизни. К сожалению, у
многих (людей, когда они еще здоровы), нет понимания необходимости в
сохранении и укреплении здоровья, нет потребности в здоровье.
Значительная часть людей первую половину своей жизни растрачивает
здоровье, а лишь потом, утратив его, начинает ощущать выраженную
потребность в нем.
Детство - это, то время, когда происходит закладка тенденций
физического развития человека, именно в это время на организм имеют
наибольшее влияние факторы внешней среды, в это время происходит
закладка компенсаторных механизмов. Поэтому так важно, чтобы родители
уделяли много времени здоровью ребенка, формировали направленность на
здоровый образ жизни в его будущем. Создание в обществе атмосферы
приоритета и даже престижности здоровья вполне по силам каждой семье.
На процесс физического развития оказывают влияние самые
многообразные факторы: хронические соматические заболевания
детского возраста, гинекологические заболевания, нарушения питания,
социально - гигиенические, климатические и экологические условия,
наследственность и многие другие. По экспертным оценкам, физическая
культура и спорт дают возможность уменьшить заболеваемость детей,
подростков и молодежи на 10 -15%.
Одним из положительно влияющих на формирование здорового образа
жизни подрастающего поколения факторов является физическое воспитание.
Речь идет не только о пропаганде физкультуры и спорта (хотя и это тоже
важно: ведь если в развитых странах физкультурой и спортом занимаются
40- 60% населения, то в России - всего 8 - 10%!), но и о том, что значительную
часть свободного времени дети проводят перед телевизором, компьютером,
вместо активного отдыха. Всемирно признано, что занятия физической
культурой и спортом являются главным средством поддержания и
укрепления здоровья и профилактики различных неинфекционных
заболеваний (сердечно - сосудистых, ишемической болезни сердца, диабета,
остеопороза, ожирения и т.д.) и вредных привычек (пьянства, табакокурения,
токсикомании и т.д.). Являясь одной из граней общей культуры человека, его
здорового образа жизни, физическое воспитание, много определяет
поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении.
Заключение.
Уровень распространенности употребления алкоголя среди подростков,
обучающихся , в учебных заведениях города Воронеж приближается к
среднероссийскому - 83% (по России 84,5%), а среди ребят, занимающихся,
спортом уровень алкоголизации значительно ниже среднероссийских
показателей и составляет 59%.
Распространенность курения среди школьников (24%) ниже, чем в
среднем по России (33%). И необходимо отметить, что среди подростков
спортсменов случаи постоянного курения не выявлены.
В целом уровень распространённости вредных привычек, а также
группа риска (подростки, употребляющие ПАВ один раз в неделю или
несколько раз в месяц) среди школьников выше, чем среди их сверстников,
занимающихся в спортивных секциях.
Таким образом, наше исследование подтвердило гипотезу, что
уровень распространенности вредных привычек у подростков
спортсменов ниже, по сравнению с
их сверстниками, не
занимающимися спортом. Поэтому мы считаем, что детям необходимо
заниматься спортом, это поможет им противостоять вредным привычкам.
Литература
1.
Александров А.А. Курение и его профилактика в школе. - М.: Медиа
Сфера, 1996.- 96 с.
2.
Ахметова И. Мой выбор: Учебно - методическое пособие для учителей
средней школы. - М., 2003. - 79 с.
3.
Горелов П.Г. Хмель, сон, явь. - М.: Просвещение, 1991. - 335 с.
4.
Гранкин П.Г. Табак и верзилу сведет в могилу! // Воспитание школьников.
-2003. - с.70 -74.
5.
Грушецкая Т. Нет - алкоголизму, курению и наркотикам. // Воспитание
школьников. - 2000. - №4. - С.58 -64.
Приложение
Часть 1
1. Пол
Женский
Мужской
2. Возраст
12-13
14-15
16-17
18
3. Пробовали вы напитки, содержащие алкоголь? Да
Нет
4. Сколько вам было лет, когда вы впервые попробовали алкогольный напиток?
младше 8
9-11
12-14
15-16
5. Какие ощущения появились у вас после употребления алкогольных
напитков?
а) Безумная радость, уверенность
б) Веселье, душевная теплота
в) Угнетение
г) Иное
6. Какой алкогольный напиток вы чаще всего употребляете?
а) Слабоалкогольные (пиво, шампанское, слабоалкогольные коктейли, вино,
джин - тоник)
б) Среднеалкогольные (ликёр, портвейн)
в) Сильноалкогольные (водка, коньяк, самогон)
г) Иное
7. Как часто вы употребляете алкоголь?
а) Раз в неделю (по выходным)
б) Редко (по праздникам)
в) Каждый день (при удобном случае)
г) Иное
8. Вошло ли это в привычку?
Да
Нет
Не знаю
9. При каких обстоятельствах вы впервые попробовали алкогольный напиток?
а) В семье (во время праздника, семейного торжества)
б) В кругу друзей
в) В компании с собственными мыслями (было любопытно)
10. Что побуждает вас к периодическому употреблению алкоголя?
а) Привычка (без алкоголя не могу обойтись)
б) Снять стресс (уход от действительности, необходимость ощутить свою
значимость, чтобы ©влитьсяª в компанию)
в) Поиск новых ощущений
г) Не задумывался над этим
11. Мешает ли вам алкоголь добиваться того, что вы хотите в жизни?
Да Нет
Не знаю
12. Ваши родители знают о вашем употреблении алкоголя?
Да Нет
Не знаю
13. Как они к этому относятся?
а) Положительно
б) Отрицательно
в) Нейтрально
г) Не знаю
14. Как ты считаешь, алкоголь вредит организму? Да
Нет
Не знаю
15. Нужно ли бороться с алкоголем? Да
Нет
Не знаю
16. Как надо бороться с алкоголем?
а) Профилактика (создать атмосферу в семье, создать противоалкогольные
организации)
б) Запрет (ограничить продажу подросткам)
17. Как вы считаете, будете ли вы продолжать употреблять алкоголь, когда
вырастете?
Да
Нет
Как получится
18. Как вы проводите свое свободное время ?
а) сижу дома, смотрю телевизор или играю в компьютерные игры
б) иду гулять с друзьями
в) занимаюсь спортом (или занимаюсь в кружках)
г) помогаю по дому
д) у меня нет свободного времени.
Часть 2
1. Вы когда - нибудь пробовали курить? Да
Нет
2. Что вас заставило попробовать закурить?
а) любопытство
б) за компанию в)хотелось казаться взрослее
3. Сколько вам было лет, когда вы попробовали закурить? 9-11
12-13
14-15
16-17
18
4. Вы продолжаете курить?
Да
Нет
Иногда
Бросил(а)
5. Сколько сигарет вы выкуриваете (выкуривали)?
а) 1 - 2 сигареты
6) 3-10 сигарет
в) 10 сигарет - 1 пачка
г) Больше 1 пачки
6. Что вы курите?
а) Легкие сигареты
б) Тонкие сигареты
в) Обычные сигареты
г) Сигары
7. Как вы относитесь к курению?
а) Положительно
б) Отрицательно
в) Нейтрально
8. Как вы относитесь к курильщикам?
а) Положительно
6) Отрицательно
в) Нейтрально
9. Много ли ваших друзей курят сигареты?
а) Ни одного
б) 4 -10
в) 1 -3
г) больше 10
д) все
10. Какой способ бросить курить вы считаете наиболее эффективным?
а) Никотиновый пластырь
б) Никотиновая кодировка
в) Жвачка
г) Иной
д) Никакой