Рабочая программа по биологии. 9 класс

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по биологии.  9 класс.

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии в 9 классе  составлена на основе:

1. «Примерной программы основного общего образования по биологии», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. М., 2004г

2. Регионального  Базисного учебного плана, утвержденного приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012г № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

3. Учебника, входящего в федеральный перечень Биология. И Н Пономарева, О. А.Корнилова, Н.М,Чернова. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных школ. «Вентана-Граф» 2010г     

 

        Место предмета в учебном плане.

По школьному учебному плану на изучение биологии в 9-м классе выделено 68 часов, 2 часа в неделю.

 

Цели и задачи.

? овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;

? развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

? воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;

? использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития эволюционных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия экологических проблем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать усилению мотивации к познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

приобретение знаний о живой природе, присущих ей закономерностях, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;

овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельности;

освоение следующих общепредметных компетенций:

1. Ценностно-смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурная компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, в частности это вопрос о роли науки и религии в жизни человека. Общекультурное содержание курса «Введение в общую биологию и экологию» включает в себя основы биологии в форме понятий, законов, принципов, методов, гипотез, теорий, считающихся фундаментальными достижениями человечества; фундаментальные проблемы в области биологии, решаемые человечеством, основные ценностные установки, необходимые для их разрешения.

3 Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

 

Учебно-ематический план по биологии в 9 классе

 

Раздел программы

Общее количество часов

1.

Введение.

3

2.

Основы учения о клетке.

10

3.

Размножение и  индивидуальное развитие  организмов (онтогенез).

5

4.

Основы наследственности и изменчивости.

9

5.

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

4

6.

Происхождение жизни и развитие органического мира.

4

7.

Учение об эволюции.

10

8

Происхождение человека (антропогенез)

5

9

Основы экологии.

13

10

Обобщение

5

 

Итого:

68 ч

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение

Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы.                                                                            

Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира.

 

Основы учения о клетке.

Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Различия в строении клеток прокариот и эукариот.

Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

Размножение и  индивидуальное развитие  организмов (онтогенез).

Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов.Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение.

Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения.

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.

Основы наследственности и изменчивости.

 Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип. 

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.

      Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.

      Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

      Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

      Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Происхождение жизни и развитие органического мира.

     Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира. Гипотеза Опарина – Холдейна.

Учение об эволюции.

   Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.

      Движущие силы и результаты эволюции. Факторы эволюции и их характеристика

       Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.

      Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.

      Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.

      Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

 

Происхождение человека (антропогенез)

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

Основы экологии.

   Окружающая среда — источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Условия среды. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

    Межвидовые отношения организмов, колебания численности организмов.

 Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и па­мятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

         Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов. Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ :

 

знать/понимать:

 

  1. Признаки биологических объектов:
  • живых организмов;
  • генов и хромосом;
  • клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;
  • популяций;
  • экосистем и агроэкосистем;
  • биосферы;
  • растений, животных и грибов своего региона.
  1. Сущность биологических процессов:
  • обмен веществ и превращения энергии;
  • питание;
  • дыхание;
  • выделение;
  • транспорт веществ;
  • рост, развитие;
  • размножение, наследственность и изменчивость;
  • регуляция жизнедеятельности организма;
  • раздражимость;
  • круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
  1. Особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

 

           • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

      • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

      • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

 

 

Учащиеся должны уметь:

  1. Объяснять:
  • роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
  • родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп);
  • роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
  • взаимосвязи организмов и окружающей среды;
  • биологического разнообразия в сохранении биосферы;
  • необходимость защиты окружающей среды;
  • родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;
  • взаимосвязи человека и окружающей среды;
  • зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
  • причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека;
  • роль гормонов и витаминов в организме.
  1. Изучать биологические объекты и процессы:
  • ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
  • наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе;
  • рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты.
  1. Распознавать и описывать:
  • основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
  • на живых объектах и таблицах органы цветкового растения;
  • органы и системы органов животных;
  • растения разных отделов;
  • животных отдельных типов и классов;
  • наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных;
  • съедобные и ядовитые грибы;
  • опасные для человека растения и животных.
  1. Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме.
  2. Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения.
  3. Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация).
  4. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
  5. Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); предупреждения нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний.
  2. Оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего.
  3. Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.
  4. Выращивания  и размножения  культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Проведения наблюдений за состоянием собственного организма

 

 

 

 

 

Расписание  учебного времени

Распределение учебного времени

Общее кол-во часов

В том числе

Лабораторные работы

Практические работы

контрольные работы

экскурсии

1

Всего по учебному плану

68

1

9

6

 

2

Количество часов в неделю

2

 

 

 

 

3

Запланировано на 1 четверть

18

1

2

2

 

4

Запланировано на 2 четверть

14

-

2

1

 

5

Запланировано на 3четверть

20

-

2

2

 

6

Запланировано на 4 четверть

16

-

3

1

 

 

Тематическое планирование

Биология 9 класс

(2 часа в неделю, всего 70 часов)

 

 

№ урока

Раздел. Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

федер

рег

по плану

факт

 

Тема 1. Введение в основы общей биологии.

3

 

 

 

 

1.

Биология – наука о живом мире.

1

 

 

 

 

2.

Общие свойства живых организмов.

 

 

 

 

 

3.

Многообразие форм живых организмов.

 

 

 

 

 

 

Тема 2. Основы учения о клетке.

10

 

 

 

 

4.

Цитология – наука о клетке. Многообразие клеток.

 

 

 

 

 

5.

Химический состав клетки.

 

 

 

 

 

6.

Органические вещества клетки.

 

 

 

 

 

7.

Строение клетки.

 

 

 

 

 

8.

Практическая работа №1 «Изучение клеток растений и животных». Практическая работа №2 «Изучение клеток прокариот».

 

 

 

 

 

9.

Обмен веществ и энергии.

 

 

 

 

 

10.

Биосинтез белков в живой клетке.

 

 

 

 

 

11.

Биосинтез углеводов – фотосинтез.

 

 

 

 

 

12.

Обеспечение клетки энергией.

 

 

 

 

 

13.

Зачёт №1 «Основы учения о клетке».

 

 

 

 

 

 

Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

5

 

 

 

 

14.

Типы размножения организмов.

 

 

 

 

 

15.

Деление клетки. Митоз. Лабораторная работа №1 «Изучение микропрепаратов с делящимися клетками растений».

 

 

 

 

 

16.

Образование половых клеток. Мейоз.

 

 

 

 

 

17.

Индивидуальное развитие организма – онтогенез.

 

 

 

 

 

18.

Зачёт №2 «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

 

 

 

 

 

 

Тема 4. Основы наследственности и изменчивости.

9

 

 

 

 

19.

Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.

 

 

 

 

 

20.

Генетические опыты Г. Менделя.

 

 

 

 

 

21.

Дигибридное скрещивание.

 

 

 

 

 

22.

Сцепленное наследование.

 

 

 

 

 

23.

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.Генетика пола.

 

 

 

 

 

24.

Наследование признаков, сцепленных с полом. Практическая работа №3 «Решение генетических задач».

 

 

 

 

 

25.

Наследственная изменчивость.

 

 

 

 

 

26.

Другие типы изменчивости. Практическая работа №4 «Выявление изменчивости организмов».Генетика пола.

 

 

 

 

 

27.

Зачёт №3 «Основы наследственности и изменчивости».

 

 

 

 

 

 

Тема 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

4

 

 

 

 

28.

Генетические основы селекции организмов.

 

 

 

 

 

29.

Особенности селекции растений.

 

 

 

 

 

30.

Особенности селекции животных.

 

 

 

 

 

31.

Основные направления селекции микроорганизмов.

 

 

 

 

 

 

Тема 6. Происхождение жизни и развитие органического мира.

4

 

 

 

 

32.

Представления о возникновении жизни на Земле. Современная теория возникновения жизни на Земле.

 

 

 

 

 

33.

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

 

 

 

 

 

34.

Этапы развития жизни на Земле.

 

 

 

 

 

35.

Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни.

 

 

 

 

 

 

Тема 7. Учение об эволюции.

10

 

 

 

 

36.

Идея развития органического мира в биологии.

 

 

 

 

 

37.

Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.

 

 

 

 

 

38.

Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде. Практическая работа №5 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».

 

 

 

 

 

39.

Современные представления об эволюции органического мира.

 

 

 

 

 

40.

Вид, его структура и особенности.

 

 

 

 

 

41.

Процесс образования видов – видообразование.

 

 

 

 

 

42.

Понятие о микроэволюции и макроэволюции.

 

 

 

 

 

43.

Основные направления эволюции.

 

 

 

 

 

44.

Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов. Практическая работа №6 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах».

 

 

 

 

 

45.

Зачёт №4 «Учение об эволюции».

 

 

 

 

 

 

Тема 8. Происхождение человека (антропогенез)

5

 

 

 

 

46.

Место и особенности человека в системе органического мира.

 

 

 

 

 

47

Доказательства эволюционного происхождения человека.

 

 

 

 

 

48.

Этапы эволюции вида Человек разумный.

 

 

 

 

 

49.

Человеческие расы, их родство и происхождение.

 

 

 

 

 

50.

Зачёт №5 «Происхождение человека. Антропогенез».

 

 

 

 

 

 

Тема 9. Основы экологии.

13

 

 

 

 

51.

Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы.

 

 

 

 

 

52.

Закономерности действия факторов среды на организмы.

 

 

 

 

 

53.

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды.

 

 

 

 

 

54.

Биотические связи в природе.

 

 

 

 

 

55.

Популяции как форма существования видов в природе.

 

 

 

 

 

56.

Функционирование популяции и динамика её численности в природе.

 

 

 

 

 

57.

Биоценоз как сообщество живых организмов в природе.

 

 

 

 

 

58.

Понятие о биогеоценозе и экосистеме. Практическая работа №7 «Составление схем передачи веществ и энергии».

 

 

 

 

 

59.

Развитие и смена биогеоценозов.

 

 

 

 

 

60.

Изучение и описание экосистем своей местности. Практическая работа №8 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме».

 

 

 

 

 

61.

Основные законы устойчивости живой природы.

 

 

 

 

 

62.

Рациональное использование природы и ёе охрана. Практическая работа №9 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах».

 

 

 

 

 

63.

Зачёт № 6: “Основы экологии”

 

 

 

 

 

 

Обобщение.

5

 

 

 

 

64.

Становление современной теории эволюции.

 

 

 

 

 

65.

Клетка – структурная и функциональная единица живого.

 

 

 

 

 

66.

Закономерности наследственности, изменчивости.

 

 

 

 

 

67.

Экологические проблемы.

 

 

 

 

 

68.

Взаимодействие организма  и среды обитания.

 

 

 

 

 

 

Практическая работа – 9

Зачёт – 6

Лабораторная работа – 1        

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии (9 класс)

 

 

Тема урока

 

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки.

Элементы дополнительн-ого содержания.

                                      Тема 1. Введение в основы общей биологии (3 часа)

 

1.

Введение.

Биология – наука о живом мире.

 

 

Вводный урок

Биофизика, биохимия, генетика, бионика.

Научное исследование, научный факт, наблюдение.

Становление биологии как науки.

Знать:

Комплексные науки с биологией; что такое научное исследование и его этапы.

Уметь:

Самостоятельно проводить научное исследование.

Этапы научного исследования.

2.

Общие свойства живых организмов.

 

 

 

Комбинированный урок

Основные понятия: жизнь, открытая система, наследственность. Изменчивость. Отличительные особенности живых организмов от неживых: единый принцип организации, обмен веществ и энергии.

Особенности развития: упорядоченность. Постепенность, последовательность, реализация наследственной информации.

Знать:

Свойства живого

Уметь выделять:

Особенности развития живых организмов

 

 

 

3.

Многообразие форм живых организмов.

 

Комбинированный урок

 

 

Основные понятия: таксон ,система, иерархия.

Уровни организации живой природы. Многообразие живых организмов. Краткая характеристика естественной классификации живых организмов. Царства живой природы

Знать:

Уровни организации жизни и элементы, образующие уровень.

Основные царства живой природы.

Основные таксономические единицы.

Уметь:

Определять принадлежность биологических объектов к уровню организации и систематической группе.

 

Тема 2.  Основы учения о клетке (10 часов)

 

4.

Цитология-наука о клетке. Многообразие клеток.

 

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Клетка-основная структурная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов, как доказательство их родства, единства живой природы .

Основные положения клеточной теории Т.Шванна и М.Шлейдена.

Уметь:

Приводить примеры организмов,имеющих клеточное и неклеточное строение.

Называть жизненные свойств клетки и положения клеточной теории.

Объяснять общность происхождения растений и животных.

Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболевания организмов.

5.

Химический состав клетки.

 

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Микро- и макроэлементы, углеводы, липиды, гормоны.

Особенности химического состава клетки. Микро- и макроэлементы, их вклад в образовании органических и неорганических  молекул живого вещества.

Роль неорганических веществ: вода,минер.соли.

Уметь:

Приводить примеры микро- и макроэлементов, а так же веществ, относящихся к липидам и углеводам

Называть неорганич и органич вещества клетки.

Характеризовать биологич значение микро и макроэлементов, биологич роль воды, солей неорганических кислот.

 

6.

Органические вещества клетки.

 

 

 

Комбинированный урок

 

Белки, аминокислоты, их роль в организме.

Структура и функции белков. Ферменты. Нуклеиновые кислоты и их структура.

Уметь:

Давать полные названия нуклеиновым кислотам ДНК и РНК.

Называть продукты, богатые белками. Нахождение молекулы ДНК в клетке. Мономер нуклеиновых кислот.

Приводить примеры белков, выполняющих различные функции.

Перечислять виды молекул РНК.

Характеризовать функции белков и нуклеиновых кислот.

 

7.

Строение клетки.

 

Органоиды, цпл, эу- и прокариоты.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Клетки бактерий. Клеточное строение организмов как док-во их родства , единства живой природы. Вирусы – неклеточная форма жизни.

Уметь:

Различать по немому рисунку  прокариот и эукариот.

Называть способы проникновения веществ в клетку и функции основных органоидов клетки.

Фагоцитоз и пиноцитоз. Внутриклеточ-ное переваривание пищи.

8.

Практическая работа №1 ”Изучение клеток растений и животных”. Практическая работа № 2 ”Изучение клеток прокариот”

 

Комбинированный урок

 

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

Клеточный центр, цитоскелет, микротрубочки, центриоли, реснички, жгутики. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

Уметь:

Называть функции  основных органоидов клетки.

 

9.

Обмен веществ и энергии в клетке.

 

Комбинированный урок

 

Ассимиляция, диссимиляция, фермент.

Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы.

Уметь:

Давать определения понятиям ассимиляция, диссимиляция.

Называть этапы обмена веществ, роль ,АТф и ферментов в о\в.

Характеризовать сущность процесса о\в

Транспорт веществ через клеточную мембрану.

10.

Биосинтез белков в живой клетке.

 

Комбинированный урок

 

Ген, генетический код, триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция.

Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность.

Механизмы трансляции и транскрипции. Принцип комплиментарности. Реализация наследственной информации в клетке.

Уметь:

Давать определения понятиям ген, ассимиляция.

Называть свойства генетического кода, роль и-РНК и т-Рнк в биосинтезе белка

Анализировать содержание определений: триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция.

Характеризовать сущность процесса трансляции и транскрипции.

 

11.

Биосинтез углеводов – фотосинтез.

 

 

Комбинированный урок

 

Питание, фотосинтез, фотолиз.

Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.

Хлоропласты. Световая и темновая фазы фотосинтеза.

Уметь:

Давать определения понятиям питание, автотрофы, фотосинтез.

Называть органы растения где происходит фотосинтез, роль пигмента хлорофилла.

Характеризовать фазы фотосинтеза.

Хемосинтез как способ питания.

12.

Обеспечение клетки энергией.

 

 

Комбинированный урок

 

Гликолиз, брожение, дыхание.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Результаты преобразования энергии.

Этапы энергетического обмена

Уметь:

Давать определение понятию  диссимиляция.

Анализировать содержание определений: Гликолиз, брожение, дыхание.

Перечислять этапы процесса диссимиляции.

Называть вещества источники энергии, продукты реакции этапов обмена веществ, локализацию в клетке этапов обмена веществ.

Описывать роль АТФ в обмене веществ.

Фотосинтез, хемосинтез как способы получения энергии. Внутриклеточ-ное пищеварение и накопление энергии.

13.

Зачёт № 1 ”Основы учения о клетке”

 

 

 

Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 часов)

 

14.

Типы размножения организмов.

 

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Размножение, бесполое и вегетативное размножение, гаметы, гермафродиты.

Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение – древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: почкование, деление  тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения

Уметь:

Давать определение понятию  размножение.

Называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения.

Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения.

Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.

Объяснять биологическое значение бесполого размножения.

 

15.

Деление клетки. Митоз.

Лабораторная работа №1.

Изучение микропрепаратов с делящимися клетками растений.

 

Комбинированный урок

Митотический цикл, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды.

Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза. Деление клетки прокариот.

Уметь:

Называть процессы , составляющие жизненный цикл клетки, фазы митотического цикла.

Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза.

Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: фазы митотического деления и преобразова-ния хромосом

16.

Образование половых клеток. Мейоз.

 

 

 

Комбинированный урок

 

Оплодотворение, гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом.

Половое размножение растений и животных, его биологическое значение.

Половые клетки: строение и функции. Образование половых клеток (гаметогенез). Осеменение. Оплодотворение.

Уметь:

Узнавать и описывать по рисунку половые клетки.

Выделять различия мужских и женских половых клеток.

Выделять особенности бесполого и полового размножения.

Объяснять биологическое значение полового размножения, сущность и биологич значение оплодотворения.

Использовать ресурсы Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток.

Сущность мейоза.

17.

Индивидуальное развитие организма – онтогенез.

 

 

Комбинированный урок

 

Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез.

Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие.

Дробление, гаструляция, органогенез.

Закон зародышевого сходства (закон К.Бэра)

Уметь:

Давать определения понятиям Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез.

Называть начало и окончание постэмбрионального развития, виды постэмбр развития.

Характеризовать сущность эмб и постэмбр периодов развития

Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек.

Основные закономерности дробления.

Образования бластулы, гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка.

Влияние факторов среды на онтогенез. Вредные привычки и их влияние.

18

Зачёт №2 Размножение и индивидуальное развитие организмов.

 

 

 

Тема 4. Основы наследственности и изменчивости (9 часов)

 

19.

Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип.

Наследственность и изменчивость -  свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Уметь:

Давать определения понятиям Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип

Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом.

Характеризовать сущность биологич процессов наследственности и изменчивости.

Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей.

Краткий экскурс в историю генетики.

20.

Генетические опыты Г.Менделя.

 

 

Комбинированный урок

 

Гомо- ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание.

Использование Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы закономерностей

Правило единообразия. Закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет.

Уметь:

Давать определения понятиям Гомо- ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание.

Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков.

Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления.

Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, механизм неполного доминирования.

 

21.

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.

 

 

Комбинированный урок

 

Генотип, дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, фенотип.

Условия проявления закона независимого наследования. Соотношения генотипов и фенотипов независимого наследования 9:3:3:1.

Закон независимого наследования.

Уметь:

Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания.

Называть условия закона независимого наследования.

Анализировать содержание определений основных понятий, схему дигибридного скрещивания.

 

22.

Сцепленное наследование генов.

 

 

Комбинированный урок

 

Гомологичные хромосомы, локус гена, перекрест, конъюгация, сцепленные гены.

Расположение генов : в одной или разных хромосомах. Линейное расположение генов.

Условие выполнения закона Т.Моргана.

Перекрест хромосом -  источник генетической изменчивости.

Уметь:

Давать определения понятиям Гомологичные хромосомы, конъюгация.

Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании.

 

 

23.

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.Генетика пола.

 

Комбинированный урок

 

Аллельные гены, генотип, доминирование, фенотип.

Генотип – система взаимодействующих генов. Качественные и количественные признаки. Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие. Влияние количества генов на проявление признаков.

Уметь:

Приводит примеры аллельного и неаллельного взаимодействия генов.

Называть характер взаимодействия генов.

Описывать проявление множественного действия гена.

 

24.

Наследование признаков, сцепленных с полом.

Практическая работа №3. Решение генетических задач.

 

 

Комбинированный урок

 

Гетеро- и гомогаметный пол, половые хролмосомы.

Наследственные заболевания , сцепленные с полом.

Расщепление фенотипа по признаку определения пола.

Закон сцепленного наследования.

Уметь:

Называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека

Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом.

Решать простейшие генетические задачи.

Значение генетики в медицине и здравоохране-нии.

25.

Наследственная изменчивость.

 

Комбинированный урок

 

Геном, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия.

Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, геномные, хромосомные.

Синдром Дауна. виды мутагенов. Характеристики мутационной изменчивости.

Уметь:

Называть причины ,обеспечивающие явление наследственности, биологическую роль хромосом, основные формы изменчивости.

Приводить примеры генных и геномных мутаций.

Называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций, свойства мутаций.

Эволюционное значение комбинативной изменчивости, роль мутации. Опасность загрязнений природной среды мутагенами.

26.

Другие типы изменчивости.

 

Практическая работа №4.  Выявление изменчивости организмов.

 

Комбинированный урок

 

Вариационная кривая, изменчивость, модификация, норма реакции.

Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Характеристики модификационной изменчивости. Наследование способности проявлять признак в определенных условиях.

Уметь:

Давать определение термину изменчивость.

Приводить примеры ненаследственной изменчивости, нормы реакции признаков, зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды.

Анализировать содержание основных понятий.

Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов.

Онтогенетическая изменчивость.

27.

Зачёт №3

Основы наследственности и изменчивости.

 

 

 

Тема 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (4 часа)

 

28.

Генетические основы селекции организмов.

 

Комбинированный урок

 

Селекция.

Наследственность и изменчивость-основа искусственного отбора. Центры происхождения культурных растений.

Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах. Учение Н.И.Вавилова о центрах.

Уметь:

Называть практическое значение генетики.

Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком.

Анализировать содержание основных понятий.

Характеризовать  роль учения Вавилова для развития селекции.

Объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционных работ закона гомологических рядов.

 

29.

 Особенности селекции растений.

 

Комбинированный урок

 

Гетерозис, гибридизация, депрессия, мутагенез, сорт.

Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов. Основные методов селекции: гибридизация и отбор.

Виды искус отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная , межсортовая и межвидовая. Искус мутагенез. Приемы выращивания и разведения культурных растений.

Уметь:

Давать определение термину порода, сорт.

Называть методы селекции.

Приводить примеры сортов культурных растений.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

Достижения селекции растений.

30.

Особенности селекции животных.

 

Комбинированный урок

 

Мутагенез, порода.

Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород. Основные методов селекции животных: гибридизация и отбор. Виды искус отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная , межвидовая. Искус мутагенез. Приемы выращивания и разведения домашних животных..

Уметь:

Давать определение термину порода, сорт.

Называть методы селекции животных.

Приводить примеры пород домашних животных.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.

Достижения селекции животных.

31

Основные направления селекции микроорганизмов

 

Комбинированный урок

 

Биотехнология, штамм.

Основные направления селекции микроорганизмов. Значение селекции микроорганизмов для с.х.,медицины,

Микробиологический синтез.

Уметь:

Давать определение термину биотехнология, штамм

Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

 

 

Тема 6.Происхождение жизни и развитие органического мира        (4 часа)

 

 

 

32

Представления о

возникновении жизни на Земле.

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

 

Гипотеза, коацерваты,

пробионты.

Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина.

Химический, предбиологически, биологический и социальный этапы развития живой материи.

 

Уметь:

Давать определение термину гипотеза

Называть этапы развития жизни

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира.

 

Представления о   возникновении жизни на Земле, в истории естествознания.

33.

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

 

Комбинированный урок

 

Автотрофы, гетеротрофы, про- и эукариоты.

Этапы развития жизни Химический, предбиологически, биологический и социальный этапы развития живой материи.

Происхождение эукариотической клетки.

Уметь:

Давать определение термину Автотрофы, гетеротрофы, про- и эукариоты

Описывать начальные этапы биолгической эволюции

Влияния живых организмов на состав атмосферы, участие в формировании первичных почв.

34.

Этапы развития жизни на Земле.

 

 

Комбинированный урок

 

Ароморфоз, идиоадаптация.

Изменение  животного и растительного мира. Усложнение растительного животного мира  в процессе эволюции

Уметь:

Давать определение термину Ароморфоз, идиоадаптация.

приводить примеры растений и животных, существовавших в разные периоды развития земли.

 

35.

Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни.

Комбинированный урок

 

Примеры приспособленности организмов разных видов к среде обитания и образу жизни.

Уметь:

Давать определение термину приспособленность организмов.

 

 

 

Тема 7. Учение об эволюции(10 часов)

 

 

 

36.

Идея развития органического мира в биологии.

 

Комбинированный урок

 

Предпосылки возникновения теории Дарвина.

Наследственность, изменчивость, борьба за существование.

Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Наследственная изменчивость и борьба за существование – движущие силы эволюции. Форы борьбы за существование.

Проявление в природе борьбы за существование, естественного отбора.

Уметь:

Выявлять и описывать предпосылки учения Дарвина.

Давать определение термину Наследственность, изменчивость, борьба за существование.

Называть основные положения эволюционной теории Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование.

Представления К. Линнея,  Ж.Б Ламарка.

Факторы эволюции.

37.

Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина.

 

Комбинированный урок

 

Адаптация, мимикрия, маскировка, предупреждающая окраска.

Приспособительные особенности растений и животных. Многообразие адаптаций.

Приспособленность организмов к условиям внешней среды – результат естественного отбора.

Уметь:

Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде.

Приводить примеры приспособлений организмов к окружающей среде.

Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов.

 

38.

Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания.

Практическая работа № 5

“Выявление приспособление у организмов к среде обитания”.

 

Комбинированный урок

 

Факторы эволюции.

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе.

Уметь:

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

 

39.

Современные представления об эволюции органического мира.

Комбинированный урок

 

Вид, виды-двойники, ареал, популяция.

Критерии вида. Совокупность критериев -условия обеспечения целостности и единства вида. Популяционная структура вида.

Уметь:

Называть признаки популяции

Перечислять критерии вида

Анализировать содержание определения понятий вид, популяция.

Приводить примеры видов животных и растений; практического значения изучения популяции

 

40.

Вид, его структура и особенности

Комбинированный урок

 

 

Микроэволюция.

Географическое и экологическое видообразование. Изолирующие механизмы.

Виды изоляции.

Уметь:

Приводить примеры различных видов изоляции

Описывать сущность и этапы географического и экологического видообразования.

 

41.

Процесс образования видов – видообразование.

 

 

Комбинированный урок

 

Биологический прогресс и регресс.

 

Уметь:

Давать определения понятиям прогресс и регресс.

Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении.

 

42.

 Понятия о микроэволюции и макроэволюции

 

 

Комбинированный урок

 

Макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

 

Уметь:

Давать определения понятиям Макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

Называть основные направления эволюции.

Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций.

Различать понятия микро - и макроэволюция.

Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

 

43.

Основные направления эволюции

Комбинированный урок

 

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Сохранение биологического разнообразия.

Уметь:

Называть антропогенные факторы воздействия на экосистемы

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.

Общие закономернос-ти эволюции: параллелизм, конвергенция, дивергенция, необратимость.

44.

Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов.

Практическая работа № 6

“Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах”

 

 

Проблемы вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологическо-го разнообразия.

45.

Зачёт №4.

“Учение об эволюции”

 

 

 

Тема 8. Происхождение человека (антропогенез) (5 часов)

 

46.

Место и особенности человека в системе органического мира.

 

Комбинированный урок

 

Антропология, антропогенез.

Место и особенности человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличия от них.

 

Уметь:

Давать определения понятиям Антропология, антропогенез

Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с животными

 

47.

Доказательства эволюционного происхождения человека

 

Комбинированный урок

 

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных, его сходство с животными.

 

 

Уметь:

Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими.

 

48.

Этапы эволюции вида Человек разумный

 

Комбинированный урок

 

Движущие силы антропогенеза.

Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Биологическая роль и социальная сущность человека.

Уметь:

Называть признаки биологического объекта – человека.

Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими.

Перечислять факторы антропогенеза.

 

49.

Человеческие расы, их родство и происхождение

 

Комбинированный урок

 

Человеческие расы.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид.

Уметь:

Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека.

Доказывать единство человеческих рас.

 

50.

Зачёт №5

Происхождение человека антропогенез.

 

 

 

 

Тема 9.Основы экологии(13 часов)

 

 

 

51.

Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы

 

Комбинированный урок

 

Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор.

Экология – наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации.

Взаимодействие факторов.

Уметь:

Давать определения понятиям Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор.

Приводить примеры абиотических, биотических, антропогенных факторов и их влияние на организмы.

Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов.

 

52.

Закономерности действия факторов среды на организмы

 

Комбинированный урок

 

Абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор.

Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

 

Уметь:

Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

 

53.

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды

 

Комбинированный урок

Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

Уметь:

Выявлять приспособления организмов к среде обитания.

Экологические группы и жизненные формы организмов.

54.

Биотические связи в природе.

 

 

Комбинированный урок

 

Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.

Пищевые связи в экосистемах. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, консументы,  редуценты.

Уметь:

Давать определения понятиям Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.

Называть типы взаимодействия организмов.

Приводить примеры разных типов взаимодействия организмов; организмов разных функциональных групп

 

55.

Популяция как форма существования видов в природе

 

Комбинированный урок

Популяция.

Популяция – элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: плотность, возрастная и половая структура

Уметь:

Называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции.

Изучать процессы, происходящие в популяции.

 

56.

Функционирование популяции и динамика ее численности в природе

 

Комбинированный урок

 

Популяция.

Популяция – элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность, функционирование в природе.

Уметь:

Называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции.

Изучать процессы, происходящие в популяции.

 

57.

Биоценоз как сообщество живых организмов в природе

 

Комбинированный урок

 

Популяция, биоценоз, экосистема.

Экосистемная организация живой природы. Естественные и искусственные экосистемы. Структура экосистем. Классификация наземных экосистем.

Свойства экосистем: обмен и круговорот веществ. Видовое разнообразие – признак устойчивости экосистем. Факторы, определяющие видовое разнообразие.

Уметь:

Давать определения понятиям Популяция, биоценоз, экосистема.

Называть компоненты биоценоза; признаки и свойства экосистемы.

Приводить примеры естественных и искусственных сообществ.

Характеризовать структуру наземных и водных экосистем.

 

58.

Понятие о биогеоценозе и экосистеме.

Практическая работа № 7.

Составление схем передачи веществ и энергии.

 

 

Биогеохимические циклы, биогенные элементы, микроэлементы, гумус, фильтрация.

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Многократное использование биогенных элементов. Трофический уровень. Средообразующая деятельность организмов.

Уметь:

Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности.

Описывать  биохимич циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физико-химического воздействия организмов на среду.

Объяснять значение круговорота веществ

Составлять схемы пищевых цепей.

 

59.

Развитие и смена биогеоценозов.

 

Комбинированный урок

 

Экологическая сукцессия, агроэкосистемы.

Факторы существования равновесной системы в сообществе. Первичная и вторичная сукцессия.

Продолжительность и значение экологической сукцессии. Особенности агроэкосистем.

Уметь:

Называть признаки экосистем и агроэкосистем; типы сукцессионных изменений; факторы, определяющие продолжительность сукцессии.

Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичных и вторичных сукцессиях.

Описывать свойства сукцессии.

Типы равновесия. Свойства сукцессий.

60.

 Изучение и описание экосистем в своей местности.

Практическая работа № 8.

“Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.”

 

Комбинированный урок

 

Биосфера.

Биосфера – глобальная экосистема. Границы, компоненты и свойства биосферы.

Учение В.И.Вернадского о биосфере.

Уметь:

Давать определения понятиям биосфера.

Называть признаки , структурные компоненты и свойства биосферы.

Характеризовать живое, косное и биокосное вещество биосферы.

Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.

 

61.

Основные законы устойчивости живой природы.

 

Комбинированный урок

 

Природные ресурсы.

Последствия хоз деятельности человека в экосистемах. Влияние человека на растительный и животный мир. Сохранение биологического разнообразия. Классификация природных ресурсов.

Уметь:

Называть антропогенные факторы влияния на биогеоценозы

Приводить примеры неисчерпаемых и исчерпаемых при родных ресурсов

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы

В.И Вернадский – основоположник учение о биосфере.

62.

Рациональное использование природы и её охрана.

Практическая работа № 9.

Анализ и оценка последствий деятельности  человека в экосистемах.

 

Урок комплексного применения ЗУН.

Экологические проблемы (парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление озоновых дыр, загрязнение окружающей среды). Влияние экологических проблем на собственную жизнь и жизнь других людей.

Уметь:

Называть современные экологические глобальные проблемы; антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы.

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы

 

 

63.

Зачёт  №6 Основы экологии

Урок обобщения и контроль

Тестовая работа по разделу основы экологии.

 

 

Обобщение(5  часов)

 

64

Становление современной  теории эволюции

Урок обобщения  и систематизации знаний

Теория Ч.Дарвина о происхождении вида.

Современная теория эволюции:

-движущие силы эволюции

-причины многообразия и приспособленности к среде обитания

-понятие о микро и макроэволюции.

-основные направления эволюции

-вид, его критерии, популяция.

Объяснять

основные свойства живых организмов как  результат эволюции живой материи.

 

65

Клетка – структурная и функциональная единица живого.

Урок обобщения  и систематизации знаний

Химическая организация клетки

Строение и функции клеток

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.

Описывать

-химически состав клетки

-структура клетки

-процессы,  протекающие в клетке.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями клеточных структур.

Объяснять рисунки и схемы.

 

66

Закономерности наследственности, изменчивости.

Урок обобщения  и систематизации знаний

Закономерности наследования признаков, открытые  Г.Менделем.

Закономерности изменчивости.

Прикладное значение генетики.

Давать определения законам  Г.Менделя

Объяснять:

-формы изменчивости, механизмы передачи признаков и свойств из поколение в поколение.

Составлять родословные, решать генетические задачи.

 

67

Экологические проблемы.

Урок обобщения  и систематизации знаний

Экологические проблемы (парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление озоновых дыр, загрязнение окружающей  среды.) Влияние экологических проблем на жизнь людей.

Называть

-современные глобальные экологические проблемы

-антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы.

Анализировать и оценивать:

-последствия деятельности человека в экосистемах

-влияние собственных поступков на живые организмы.

Экология – как научная основа рационального использования природы и выхода из глобального экологического кризиса.

68

Взаимодействие организма и среды обитания.

Урок обобщения  и систематизации знаний

Биосфера, её структура и функции.

Биосфера и человек.

Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экосистемах.

Анализировать видовой состав в биоценозах.

Выделять и характеризовать:

-взаимоотношениях в биоцеонзах

-биосферу как живую оболочку планеты.

-пищевые связи

Объяснять необходимость об экологии для организации разумной деятельности  человека и рационального природопользования.

 

 

 

 

Практических работ – 9

Зачётов – 6

Лабораторных работ – 1

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

  1. И Н Пономарева О А,Корнилова.Н,М , Чернова. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных школ. «Вентана-Граф» 2010г 
  2. Иорданский, Н. Н. Эволюция жизни. – М.: Академия, 2010.
  3. Медников, Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006;
  4. Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. 5-е изд., перераб. и доп. / глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2010.
  5. Я познаю мир: детская энциклопедия: развитие жизни на Земле / автор А. Х. Тамбиев. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2008.

 

Материально-технической базой  для реализации программы курса  служит оборудование  для проведения лабораторных работ, таблицы, компьютеры.

М М диски  « Биология.» изд. «Учитель »

Интернет-ресурсы  по профилю.

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытие сайта!
Сегодня наш сайт создан и постепенно будет пополняться полезной информацией.

Яндекс.Метрика