Рабочая программа по биологии 8 класс

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по биологии 8 класс.

 

Пояснительная записка.

 

Рабочая программа по биологии в 8 классе  составлена на основе:

1. «Примерной программы основного общего образования по биологии», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. М., 2004г

2. Регионального  Базисного учебного плана, утвержденного приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012г № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

3. Учебника, входящего в федеральный перечень Биология. Человек: учебник для 8-го класса общеобразовательных учреждений. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш .- М.: Вентана-Граф, 2010;

        Место предмета в учебном плане.

По школьному учебному плану на изучение биологии в 8-м классе выделено 70 часов, 2 часа в неделю.

Цели и задачи.

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;  строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для  заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план по биологии в 8 классе

 

Раздел программы

Общее количество часов

1.

Введение.

1

2.

Общий обзор организма человека.

5

3.

Опорно- двигательная система.

8

4.

Кровь и кровообращение.

9

5.

Дыхание.

5

6.

Пищеварение.

7

7.

Обмен веществ и энергии.

3

8

Выделение.

2

9

Кожа.

4

10

Эндокринная система.

2

11

Нервная система.

5

12

Органы чувств и анализаторы.

5

13

Поведение и психика.

6

14

Индивидуальное развитие организма.

6

15

Обобщение.

2

 

Итого:

70

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

 

Введение.

Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Ее преимущества и издержки. Зависимость человека как от природной, так и от социальной среды. Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.

Общий обзор организма человека.

Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно-гигиеническая служба. Функции санитарно-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность людей, нарушающих санитарные нормы общежития.

Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни.

Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление.

Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.

Опорно-двигательная система

Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц.

Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения. Причины детского травматизма (по материалам местной прессы) и правила оказания первой помощи

Кровь и кровообращение

Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.

Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови — проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета.

Сердце и сосуды — органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.

Дыхание.

 Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань — орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочные плевры, плевральная полость. Обмен газов в легких и тканях. Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляции дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца. Статистические данные по РК по заболеваемости органов дыхания, связанной с вредными привычками.

Пищеварение.

Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуляция пищеварения.

Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье. Причины и источники пищевых отравлений у жителей РК.

Обмен веществ и энергии.

Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, D. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А («куриная слепота»), В1 (болезнь бери-бери), С (цинга), D (рахит). Их предупреждение и лечение.

Выделение.

Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон — функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.

Кожа

Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти — роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи (стригущий лишай, чесотка); их предупреждение и меры защиты от заражения.

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах

Эндокринная система

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с гиперфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам.

Экологическая ситуация в РК как фактор риска. Заболевания желёз внутренней секреции и их профилактика.

Нервная система

Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий.

Органы чувств. Анализаторы

Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.

Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения.

Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом.

Вестибулярный аппарат — орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.

Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений — результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.

Поведение и психика (7 ч).

Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.

Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения — торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сновидения.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие.

Воля, эмоции, внимание. Анализ волевого акта. Качество воли. Физиологическая основа эмоций.

Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.

Индивидуальное развитие человека (5 ч).

Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская половая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).

Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля — Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека.

Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей. Влияние вредных привычек на здоровье подростков .

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся 8класса.

Знать:

-        систематическое положение человека и его происхождение,

-        особенности строения и функции основных тканей и органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию,

-        о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ, особенности индивидуального развития  организма человека,

-        об отрицательном воздействии на организм вредных привычек,

-        приемы оказания до врачебной помощи при несчастных случаях,

-        правила гигиены,  сохраняющих здоровье,

-        факторы, разрушающие здоровье человека,

Уметь:

-        распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у  строением и функцией, понимать влияние физ.труда на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия,

-        объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,оказывать первую помощь при несчастных случаях,

-        соблюдать правила личной и общественной гигиены,

-        пользоваться микроскопом, ставить опыты,

-        работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

 

Расписание  учебного времени

Распределение учебного времени

Общее кол-во часов

В том числе

Лабораторные работы

Практические работы

контрольные работы

экскурсии

1

Всего по учебному плану

70

10

6

9

 

2

Количество часов в неделю

2

 

 

 

 

3

Запланировано на 1 четверть

18

5

-

2

 

4

Запланировано на 2 четверть

14

3

3

2

 

5

Запланировано на 3четверть

20

1

2

3

 

6

Запланировано на 4 четверть

18

1

1

2

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

Биология 8 класс

 

              2 часа      в неделю, всего 70 часов)

 

 

№ урока

Раздел. Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

федер

рег

по плану

факт

 

Введение.

1

 

 

 

 

1.

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека.

1

 

 

 

 

 

Тема 1. Общий обзор организма человека.

5

 

 

 

 

2.

Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе.

1

 

 

 

 

3.

Клетка. Её строение, химический состав, жизнедеятельность.

1

 

 

 

 

4.

Ткани животных и человека. Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей».

1

 

 

 

 

5.

Органы, системы органов, организм. Нервная и гуморальная регуляция. Лабораторная работа №2 «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека».

1

 

 

 

 

6.

Зачёт №1 Общий обзор организма человека.

1

 

 

 

 

 

Тема 2. Опорно-двигательная система.

8

 

 

 

 

7.

Скелет. Строение, состав и соединение костей.

1

 

 

 

 

8.

Скелет головы и скелет туловища.

1

 

 

 

 

9.

Скелет конечностей. Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего вида отдельных костей.

1

 

 

 

 

10.

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

1

 

 

 

 

11.

Мышцы человека. Работа мышц. Лабораторная работа №4 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц».

1

 

 

 

 

12.

Нарушение осанки и плоскостопие.

1

 

 

 

 

13.

Развитие опорно-двигательной системы.

1

 

 

 

 

14.

Зачёт №2 Опорно-двигательная система.

1

 

 

 

 

 

Тема 3. Кровь и кровообращение.

9

 

 

 

 

15.

Внутренняя среда. Значение крови и её состав. Лабораторная работа №5 «Изучение микроскопического строения крови».

1

 

 

 

 

16.

Иммунитет.

1

 

 

 

 

17.

Тканевая совместимость и переливание крови.

1

 

 

 

 

18.

Строение и работа сердца.

1

 

 

 

 

19.

Круги кровообращения.

1

 

 

 

 

20.

Движение лимфы.

1

 

 

 

 

21.

Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Практическая работа №1 «Измерение кровяного давления», Практическая работа №2 «Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке».

1

 

 

 

 

22.

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Практическая работа №3 «Изучение приёмов остановки кровотечений».

1

 

 

 

 

23.

Зачёт №3 Кровь и кровообращение.

1

 

 

 

 

 

Тема 4. Дыхание.

5

 

 

 

 

24.

Значение дыхания. Органы дыхания. Строение лёгких.

1

 

 

 

 

25.

Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Лабораторная работа №6 «Определение частоты дыхания»

1

 

 

 

 

26.

Гигиена дыхания.

1

 

 

 

 

27.

Первая помощь при поражении органов дыхания.

1

 

 

 

 

28.

Зачёт №4. «Дыхание».

1

 

 

 

 

 

Тема 5. Пищеварение.

7

 

 

 

 

29.

Значение и состав пищи.

1

 

 

 

 

30.

Органы пищеварения.

1

 

 

 

 

31.

Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения. Лабораторная работа №7 «Действие ферментов слюны на крахмал».

1

 

 

 

 

32.

Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения. Лабораторная работа №8 «Изучение действия желудочного сока на белки».

1

 

 

 

 

33.

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

1

 

 

 

 

34.

Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения. Практическая работа №4 «Измерение массы и роста своего организма».

1

 

 

 

 

35.

Зачёт №5. «Пищеварение»

1

 

 

 

 

 

Тема 6. Обмен веществ и энергии.

3

 

 

 

 

36.

Обменные процессы в организме.

1

 

 

 

 

37.

Нормы питания. Обмен белков, жиров, углеводов. Практическая работа №5 «Определение норм рационального питания»

1

 

 

 

 

38.

Витамины.

1

 

 

 

 

 

Тема 7. Выделение.

2

 

 

 

 

39.

Строение и работа почек.

1

 

 

 

 

40.

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

1

 

 

 

 

 

Тема 8. Кожа

4

 

 

 

 

41.

Кожа. Значение и строение кожи.

1

 

 

 

 

42.

Роль кожи в теплорегуляции.

1

 

 

 

 

43.

Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.

1

 

 

 

 

44.

Зачёт №6 «Обмен веществ. Выделение. Кожа».

1

 

 

 

 

 

Тема 9. Эндокринная система.

2

 

 

 

 

45.

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

1

 

 

 

 

46.

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

1

 

 

 

 

 

Тема 10. Нервная система.

5

 

 

 

 

47.

Значение и строение нервной системы.

1

 

 

 

 

48.

Вегетативная нервная система, строение и функции. Нейрогормональная регуляция.

1

 

 

 

 

49.

Строение и функции спинного мозга.

1

 

 

 

 

50.

Отделы головного мозга, их значение. Лабораторная работа №9 «Изучение строения головного мозга (по муляжам)»

1

 

 

 

 

51.

 Зачёт №7. «Эндокринная и нервная системы».

1

 

 

 

 

 

Тема 11. Органы чувств и анализаторы.

5

 

 

 

 

52.

Значение органов чувств и анализаторов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.

1

 

 

 

 

53.

Орган зрения и зрительный анализатор. Лабораторная работа №10 «Изучение измерения размера зрачка».

1

 

 

 

 

54.

Заболевания и повреждения глаз.

1

 

 

 

 

55.

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

1

 

 

 

 

56.

Зачёт 8. «Органы чувств и анализаторы».

1

 

 

 

 

 

Тема 12. Поведение и психика.

6

 

 

 

 

57.

Закономерности работы головного мозга.

1

 

 

 

 

58.

Врождённые и приобретённые формы поведения.

1

 

 

 

 

59.

Биологические ритмы. Сон и его значение.

1

 

 

 

 

60.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

1

 

 

 

 

61.

Воля и эмоции. Внимание.

1

 

 

 

 

62.

Динамика работоспособности. Режим дня.

1

 

 

 

 

 

Тема 13. Индивидуальное развитие организма.

6

 

 

 

 

63.

Половая система человека.

1

 

 

 

 

64.

Наследственные и врождённые заболевания.

1

 

 

 

 

65.

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

1

 

 

 

 

66.

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ. Практическая работа №6 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье».

 

 

 

 

 

67.

Личность и её особенности.

1

 

 

 

 

68.

Зачёт №9. «Человек»

1

 

 

 

 

69-70

Здоровье-главное богатство

2

 

 

 

 

 

Практических работ – 6

Лабораторных работ – 10

зачётов - 9

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии (8 класс)

 

 

 

№ п/п

 

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Дополнитель­ные элементы содержания

1.

Биологическая и социальная природа человека. Наука об организме человека

 

Урок изучения нового материала

 

Биологическая природа и социальная сущность человека. Природная среда, социальная среда, биосоциальная природа человека. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека: опыт, рентген, УЗИ, моделирование и др; их значение и использование в собственной жизни. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.

Называть методы изучения организма человека их значение для использования в собственной жизни.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

 

 

Тема 1 Общий обзор организма человека 5 часов.

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Сравнивать человека с представителями класса Млекопитающие и отряда Приматы и делать вывод на основе сравнения.

Определять принадлежность биологического объекта”Человек разумный”к классу Млекопитающие, отряду Приматы.

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

 

2.

Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе

 

Урок-актуализация

3.

Клетка, ее строение, химический состав, жизнедеятельность  

Урок обобщения и систематизации знаний

Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки.

Называть:

-органоиды клетки;

-процессы жизнедеятельности клетки;

-роль ферментов в процессе обмена веществ.

Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки.

Сравнивать клетки растений, животных, человека.

Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.

 

4.

Ткани животных и человека

Лабораторная работа№1

«Изучение микроскопического строения тканей»  

Урок обобщения и систематизации знаний.

 

Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные(костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечно - полосатая, сердечная, нервная). Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество.

Давать определение понятию ткань.

Изучать микроскопическое строение тканей.

Рассматривать готовые микроскопическое и описывать строение тканей человека.

Называть основные группы тканей человека.

Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения.

Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями.

Использовать знания о методах изучения организма в собственно жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Синапс. Нейрогрия.

5.

Органы, системы органов, организм.

Нервная и гуморальная регуляция

Лабораторная работа №2.

«Распознавание на таблицах органов и систем органов человека»

Урок обобщения и систематизации знаний

 

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Рефлекторный характер деятельности нервно системы. Рефлекс, рефлекторная руга; чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция. Органы. Системы органов.

Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов, рефлекс, рецептор, рефлекторная дуга.

Называть органы и системы органов человека.

Распознавать на таблицах и описывать органов человека.

Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.

 

6.

Зачет № 1. «Общий обзор организма человека.

Контроль знаний.

 

Уровни организации организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный, поведенческий.

 

Тема 2.Опорно-двигательная система 8 часов.

 

Опора и движение. Строение и функции опорно - двигательной системы. Строение опорной системы: скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения костей (неподвижные, полуподвижные, подвижные). Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка, суставная жидкость.

Называть:

-особенности строения скелета человека;

-функции опорно - двигательной системы.

Распознавать на таблицах основные части скелета человека.

*Устанавливать взаимосвязь:

-между строением и функциями костей;

-между строением и функциями скелета.

 

7.

Скелет. Строение, состав и соединение костей.

 

8.

Скелет головы и скелет туловища

Урок изучения нового материала

Строение и функции опорной системы. Скелет головы: отделы черепа (мозговой, лицевой), кости черепа(височная, затылочная, теменная, лобная, скуловая, верхнечелюстная, нижнечелюстная). Скелет туловища. Позвоночник (отделы позвоночника: шейны, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый), грудная клетка (ребра, грудина).

Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. Особенности скелета, связанные и с развитием мозга и речи.

Называть особенности строения скелета головы и туловища человека.

Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека.

*Устанавливать взаимосвязь:

Между строением и функциями скелета.

 

9.

Скелет конечностей

Лабораторная работа №3

“Изучение внешнего вида отдельных костей”.

Строение и функции опорно системы. Скелет поясов: плечевой (ключицы, лопатки), тазовый пояс и свободных конечностей. Скелет верхней конечности (плечо: плечевая кость; предплечье; предплечье: локтевая и лучевая; кисть: запястье, пястье, фаланги пальцев) и нижней (бедро; бедренная; голень: малоберцовая и большеберцовая; стопа: предплюсна, плюсна, фаланги пальцев).

Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности.

Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека.

Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей человека.

Характеризовать особенности  строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью;

*Устанавливать взаимосвязь:

Между строением и функциями скелета.

 

10.

Первая помощь    при растяжении связок, вывихов суставов и переломов

Комбинированный урок

Профилактика травматизма. Приёмы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.

Травмы: перелом, вывих, растяжение связок.

Использовать приобретённые знания и умения

Для:

-соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки;

-оказания первой помощи при травмах.

 

11.

Мышцы человека. Работа мышц

Урок изучения нового материала

Лабораторная работа №4

“Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц”.

Строение двигательной системы . Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы (межрёбеные, диафрагма). Сухожилия. Функции двигательной системы. Динамическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

Распознавать на таблицах основные группы мышц человека.

Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц.

Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц.

 

12.

Нарушение осанки и плоскостопия.

Комбинированный урок

Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение. Плоскостопие. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

Использовать приобретенные знания и умения:

*проведения наблюдений за состоянием организма

*профилактика нарушения осанки.

 

13.

Развитие опорно-двигательной системы

Урок обобщения и систематизации знаний

Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил ЗОЖ. Роль зарядки, спорта, физкультуры. Фактор риска – гиподинамия.

Использовать знания
*для профилактики заболевания опорно-двигательной системы.

Тренировочный эффект и способы его достижения.

14.

Зачет № 2«Опорно-двигательная система»

Урок обобщения и систематизации знаний

 

Задания теста : «Проверь себя»

 

Тема 3.«Кровь и кровообращение» 9 часов

Контрольный урок

 

 

 

15

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.

Лабораторная работа №5

“Изучение микроскопического строения крови”

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Кровь и её функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свёртывание крови.

Называть понятия:

*внутренняя среда

*плазма крови

*форменные элементы крови.

Характеризовать:

*свёртываемость крови

*строение и функции крови.

Рассматривать и анализировать: готовые микропрепараты крови человека и лягушки.

Гомеостаз. Значение постоянства внутренней среды организма.

16.

Иммунитет

Урок изучения нового материала.

Иммунитет. Иммунная система. Костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезёнка, лимфоидная ткань. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммуннитет.

Вакцинация. Сыворотки. Классификация иммунитета (активный и пассивный, естественный и искусственный)

Понятия:

*иммунитет

*виды иммунитета

*проявления иммунитета.

Использовать знания:

*для профилактики СПИДа

*инфекционных и простудных заболеваний.

Факторы влияющие на иммунитет.

17.

Тканевая совместимость и переливание крови

Урок изучения нового материала.

Группы крови. Переливание крови. Групповая совместимость. Резус-фактор.

Называть особенности организма, его строения и жизнедеятельность

*свою группу крови

*резус-фактор

Оценивать:

*факторы риска для здоровья

Работы Л. Пастера и Мечникова.

18.

Строение и работа

сердца.

Комбинированный урок

Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды. Строение (предсердия, желудочки, створчатые и полулунные клапаны).

Функции сердца (фазы сердечной деятельности).

Называть органы кровеносной системы.

Распознавать и описывать

*системы органов кровообращения, работу сердца.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца.

 

19.

Круги кровообращения.

 

Комбинированный урок

 

Транспорт веществ. Кровеносные сосуды: аорта, артерии, капилляры, вены. Большой и малый круги кровообращения. Значение кровообращения.

Понятия:

*аорта

*артерии

*капилляры

*вены

Особенности кровеносных сосудов.

Распознавать и описывать систему органов кровообращения.

Характеризовать сущность транспорта веществ

*сущность большого и малого кругов кровообращения.

 

20.

Движение лимфы

Урок комплексного применения знаний

 

Лимфатическая система, лимфа, лимфатические капилляры, капилляры, сосуды, грудной проток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфоузлов.

Связь кровеносной и лимфатической систем.

Понятия:

*органы лимфатической системы.

Описывать:

*органы и системы лимфаобращения

Характеризовать сущность биологического процесса лимфаобращения, связь кровеносной лимфатических систем.

 

21

Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

Практическая работа №1

“Измерение  кровяного давления”.

Практическая работа №2

“Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке”.

Урок комплексного применения знаний

Кровеносная система. Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Измерение артериального давления. Артериальное давление: верхнее, нижнее. Пульс. Частота сердечных сокращений. Перераспределение крови в организме.

Нейрогуморальная регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Гуморальная регуляция.

Характеризовать сущность биологических процессов:

*движение крови по сосудам;
*регуляции жизнедеятельности организма;
*автоматизма сердечной мышцы.
Объяснять роль гормонов в организме.

Использовать приобретённые знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Симпатический и блуждающий нервы.

Вещества, регулирующие работу сердца: адреналин, ацетилхолин.

22.

Предупреждение заболевания сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях

Практическая работа №3

“Изучение приёмов остановки кровотечений”

Урок изучения нового материала

Сердечно - сосудистые заболевания, причины и предупреждение (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт).

Пульс. Частота сердечных сокращений. Функциональная проба. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Факторы риска – гиподинамия.

Артериальное, венозное и капиллярные кровотечения. Приёмы оказания первой помощи при кровотечении.

Жгут. Закрутка. Давящая повязка.

Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье (нормальную работу сердечно – сосудистой системы).

Использовать приобретённые знания для:

*

*проведения наблюдений за состоянием собственного организма; профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании)

Использовать приобретённые знания для оказания первой помощи при травмах (повреждения сосудов).

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с. 99-100.

Тренированное и нетренированное сердце. Тренировочный эффект.

23.

Зачет №3«Кровь и кровообращение»

Урок контроля.

Задания «Проверьте себя» на с. 99-100 учебника.

 

Тема 4. Дыхание. 5 часов

 

 

 

24

Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких

 

Урок комплексного применения знаний

Дыхание. Система органов дыхания (верхние дыхательные пути, гортань – орган голосообразования, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и её роль в обмене органов дыхания (лёгкие, пристеночная и легочная плевры, плевральная полость). Связь с кровеносной системой.

Называть особенности строения организма человека

- органы дыхательной системы.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса дыхания.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания.

 

25

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

Лабораторная работа №6

“Определение частоты дыхания”.

Обмен газов в лёгких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения. Нейрогуморальная регуляция дыхания (дыхательный центр продолговатого мозга, высшие дыхательные центры коры больших полушарий головного мозга).

Характеризовать:

*сущность биологического процесса дыхания;
*транспорт веществ.

Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания.

* Устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и кровообращения.

Использовать приобретённые знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Диффузия гемоглобин, артериальная кровь, венозная кровь, альвеолярный воздух.

Грудная полость. Межрёбенные мышцы. Диафрагма. Грудная полость. Модель Дондерса. Эмфизема лёгких.

26.

Гигиена дыхания

Урок обобщения и систематизации знаний

Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

Называть заболевания органов дыхания.

Использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек (курения).

Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

Жизненная ёмкость лёгких. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

27.

Первая помощь при  поражении органов дыхания.

Урок изучения нового материала.

Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Называть приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Использовать приобретенные знания для оказания при отравлении угарным газом и при спасении утопающего.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с. 120-121.

Клиническая смерть . Биологическая смерть. Реанимация: искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.

28.

Зачёт №4 «Дыхание»

Урок изучения нового материала.

Задания «Проверь себя» на с. 120-121 учебника.

 

Тема 5. Пищеварение 7 часов.

 

 

 

29

Значение и состав пищи

Комбинированный урок.

 

Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни.

Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся.

Объяснять роль питательных веществ в организме.

Характеризовать сущность процесса питания.

 

30

Органы пищеварения

Урок комплексного применения знаний.

Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы желудка и кишечника, поджелудочная железа, печень).

Называть особенности строения организма человека – органы пищеварительной системы.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения.

 

31

Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения.

Лабораторная работа №7

“Действие ферментов слюны на крахмал”.

 

Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварительные ферменты ротовой полости: слюна, птиалин, мальтаза, крахмал, глюкоза. Нейрогуморальная регуляция пищеварения.

Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, условный рефлекс.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Характеризовать:

*сущность биологического процесса питания, пищеварения;

*роль ферментов в пищеварении.

Описывать и объяснять результаты опытов.

Характеризовать сущность процесса  регуляции жизнедеятельности организма.

Использовать приобретённые знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Форма и функции зубов. Зуб (коронка шейка, корень, эмаль, цемент, дентин, зубная пульпа), резцы, клыки, коренные зубы, кариес.

Исследования И.П Павлова в области пищеварения.

32

Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения.

Лабораторная работа №8

“Изучение действия желудочного сока на белки”.

Урок изучения нового материала.

Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеварительные ферменты желудка. Желудочный сок. Пепсин. Нейрогуморальная регуляция пищеварения.

Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Характеризовать:

*сущность биологического процесса питания, пищеварения;

*роль ферментов в пищеварении.

Описывать и объяснять результаты опытов.

Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения.

Использовать приобретённые знания для проведения за состоянием собственного организма.

Безусловный рефлекс, условный рефлекс, пищевой корковый центр, временная связь, условное и безусловное торможение. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения.

33

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ

Урок комплексного применения знаний.

Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс.

Давать определение понятию фермент.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Характеризовать:

* сущность биологического процесса питания, пищеварения;

*роль ферментов в пищеварении.

Описывать и объяснять результаты опытов.

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения.

Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья.

 

34

Гигиена питания. Профилактика заболевания органов пищеварения.

Практическая работа №4

“Измерение массы и роста своего организма”

Урок изучения нового материала.

Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска: гиподинамия. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Симптомы аппендицита.

Использовать приобретённые знания для:

* соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения;
*профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм);

*оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
*проведения наблюдений за состоянием здоровья собственного организма.

Культура отношения к собственному здоровью и окружающих. Режим питания.

35

Зачёт №5.

«Пищеварение»

Контрольный урок.

Задания – тесты «Проверьте себя»

 

Тема 6. Обмен веществ и энергии 3 часа

 

 

 

36

Обменные процессы в организме

Урок изучения нового материала.

Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен.

Понятия:

*пластический обмен

*энергетический обмен

Характеризовать

*сущность обмена и превращения энергии в организме;
*обмен веществ как основа жизнедеятельности организма.

 

37

Нормы питания. Обмен белков, жиров и углеводов.

Практическая работа №5

“Определение норм рационального питания”

Комбинированный урок.

 

Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно – солевой обмен. Определение норм рационального питания. Вредные привычки их влияние на состояние здоровья. Санитарно - гигиенические нормы.

Понятия:

*пластический обмен

*энергетический обмен

Характеризовать:

*сущность обмена и превращения энергии в организме.
Использовать знания для: *профилактики заболеваний связанных с нарушением обмена.

*Для рациональной организации труда и отдыха.

 

38

Витамины.

Витамины, их роль в организме, содержание в пище, суточная потребность гипо- и гипервитаминозы А В С D. Проявления авитаминозов и их предупреждение.

Называть:

Основные группы витаминов и продукты их содержащие.

Характеризовать:

Роль витаминов и их значение.

Использовать знания для профилактики инфекционных и простудных заболеваний и других авитаминозов.

 

 

Тема 7. Выделение 2 часа.

 

 

 

39

Строение  и  работа почек.

Комбинированный урок.

 

Выделение. Мочевыделительная система. Строение и функции почек. Нефрон – функциональная единица почки. Удаление мочи (роль мочевой лоханки, мочеточников мочевого пузыря и мочеиспускательного канала).

Понятия:

*органы мочевыделительной системы.

Характеризовать: сущность процесса выделения и его роль в обмене веществ.

Роль различных систем в удалении ненужных и вредных веществ, образующихся в организме. Образование первичной и вторичной мочи.

40

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

Комбинированный урок.

 

Мочеполовые инфекции, их предупреждение. Предупреждение заболевания почек. Соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил ЗОШ. Факторы риска. Вредные и полезные привычки и их влияние на здоровье.

Использовать знания для:

*Соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы.

*профилактика вредных привычек.

Оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей. Гигиеническая оценка качества питьевой воды.

 

Тема 8. Кожа 4 часа.

 

 

 

41

Кожа. Значение и строение кожи.

Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Потовые и сальные железы, кожные рецепторы.

Понятия:

*особенности строения кожи

*функции кожи

*Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи.

 

42

Роль кожи в теплорегуляции

Урок изучения нового материала.

Теплообразование, теплоотдача, терморегуляция. Укрепление здоровья, закаливание, санитарно – гигиенические нормы.

Понятия:

Роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организмов.

Оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

Использовать знания для профилактики заболеваний.

 

43

Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.

 

Урок изучения нового материала.

 

Приёмы оказание самопомощи и первой помощи окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. Профилактика ранений нарушения кожных покровов.

Использовать знания для:

*профилактики вредных привычек
*оказание первой помощи для профилактики заболеваний кожи и слизистых оболочек.

 

44

Зачёт №6.

”Обмен веществ. Выделение. Кожа”.

 

Контрольный урок

Задания-тесты «Проверь себя»

 

Тема 9. Эндокринная система. 2 часа.

 

 

 

 

45

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

 

Урок изучения нового материала.

 

Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции, их строение и функция.

Понятия:

*особенности строения и работы желёз эндокринной системы.

*железы внутренней

*железы внешней секреции.

Различать железы внутренней секреции и железы внешней секреции.

 

46

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

 

Урок изучения нового материала.

 

Гормоны. Гормоны гипофиза (карликовость, гигантизм). Гормоны щитовидной железы (базедова болезнь, слизистый отёк). Гормоны поджелудочной железы (инсулин, диабет). Гормоны надпочечников(приспособления организма к стрессовым ситуациям). Гипофункция и гиперфункция желёз. Регуляция деятельности.

Понятия:

*гормоны

*заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез.

Характеризовать роль гормонов в обмене веществ жизнедеятельности, росте, развитие и поведении организма. Оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

 

 

Тема 10. Нервная система. 5 часов.

 

 

 

 

47

Значение и строение нервной системы.

Комбинированный урок.

Нервная система. Значение. Отделы. Центральный и периферической системы. Рефлекторный принцип деятельности.

Понятия

*рефлекс

*особенности строения нервной системы

*принцип деятельности.

*функции нервной системы

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы.

Составлять схему рефлекторной дуги, рефлекса.

 

48.

Вегетативная нервная система, строение и функции.

Нейрогормональная регуляция.

Соматическая и вегетативная система. Функция автономного отдела. Симпатический и парасимпатические подотделы. Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем.

Понятия:

*отделы нервной системы их функции.

*подотделы вегетативной нервной системы и их функций

Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности

*роль нервной системы и гормонов.

Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем

 

49

Строение и функции спинного мозга.

 

Урок обобщения и систематизации знаний.

Спинной мозг, строение и функции. Серое и белое вещество. Рефлекторная и проводящая деятельность. Нарушение деятельности и их предупреждение.

Понятия

*особенности строения спинного мозга

*функции спинного мозга

*части спинного мозга

Характеризовать:

*роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.

 

50

Отделы головного мозга, их значение.

Лабораторная работа №9

“Изучение строения головного мозга( по муляжам )”.

Урок изучения нового материала.

 

Головной мозг строение и функции. Серое и белое вещество. Продолговатый мозг, средний, мозжечок, промежуточный (таламус и гипоталамус). Большие полушария, доли. Аналитика синтетическая функция коры больших полушарий. Нарушение деятельности и их предупреждение.

Понятия:

*особенности строения головного мозга

*отделы головного отдела

*функции отделов

Распознавать основные части мозга.

Характеризовать:

*роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности организма и поведения организмов.

 

51

Зачёт №7.

“Эндокринная и нервная системы”.

 

Комбинированный урок.

Задания-тесты «Проверь себя»

 

Тема 11. Органы чувств и анализаторы. 5 часов.

 

 

 

52

Значение органов чувств и анализаторов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.

 

Комбинированный урок.

Органы чувств их роль. Анализаторы, рецепторы, проводящие пути. Чувствительные зоны коры. Органы обоняния, осязании, вкуса и их анализаторов. Взаимосвязь ощущений – результат аналитики синтетической деятельности больших полушарий.

Давать определение понятий:

*орган чувств

*рецепторы

*анализатор

Называть органы чувств, анализаторы

Характеризовать роль органов чувств и анализаторов.

 

53

Орган зрения и зрительный анализатор.

Лабораторная работа № 10

“Изучение изменения размера зрачка”.

Орган зрения. Вспомогательный аппарат. Склера, роговица, сосудистая оболочка. Радужка. Зрачок. Сетчатка. Палочки и колбочки. Хрусталик. Стекловидное тело. Зрительный нерв. Зрительный анализатор.

Называть:

*особенности строения органа зрения и зрительного анализатора.

*объяснять результаты наблюдений работы.

Устанавливать взаимосвязь между строениями и функциями зрительного анализатора.

 

54

Заболевания и повреждения глаз.

Нарушения зрения и их профилактика. Заболевания и их профилактика. Дальнозоркость, близорукость. Гигиена зрения.

Называть:
*заболевания связанные, с нарушением работы органов зрения.

*анализировать и оценивать факторов риска на здоровье.

*влияние собственных поступков на здоровье.

Использовать знания для:

*соблюдения профилактики заболеваний и повреждений органов зрения

*профилактика вредных привычек.

Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Роль тренировки зрительных мышц.

55

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

Орган слуха, строение и функция. Звукопередающий аппарат уха. Нарушения слуха, профилактика. Гигиена слуха. Влияние осложнений после ангины, гриппа и ОРЗ. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат – орган равновесия.

Называть:

*особенности строения и слухового анализатора.

Анализировать и оценивать:
*воздействие факторов риска

*влияние вредных привычек.

Использовать знания для:

*профилактики заболеваний и повреждений органов слуха.

 

56

Зачёт №8 “Органы чувств и анализаторы”.

Задания-тесты «Проверь себя»

 

Тема 12. Поведение и психика. 6 часов.

 

 

 

57

«Закономерности работы головного мозга».

 

Урок изучения нового материала.

 

Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловный и условный рефлексы их биологическое значение.

Давать определения понятий:

*безусловные и условные рефлексы.

Называть:

*принцип работы нервной системы.

Характеризовать особенности работы головного мозга

*значение условных, безусловных рефлексов.

*сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Исследование И.М Сеченова, И.П. Павлов. П.К. Анохина. А. А. Ухтобского.

58

«Врожденные и приобретенные формы поведения».

Урок изучения нового материала.

Врождённые формы поведения. Безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. Высшая нервная деятельность. Психология и поведение человека.

Давать определение: безусловные и условные рефлексы, принцип работы нервной системы.

Характеризовать:

*особенности работы головного мозга;

*сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Использовать приобретённые знания для рациональной организации труда и отдыха.

 

59

«Биологические ритмы. Сон и его значение».

 

Урок изучения нового материала.

 

Биологические ритмы. Сон (фазы сна) и бодрствование, значение сна.

Характеризовать значение сна для организма человека.

Использовать приобретённые знания для:

*рациональной организации труда и отдыха;

*проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Сновидения.

60

«Особенности высшей нервной деятельности человека: речь, сознание, мышление, воля, эмоции»

 

Комбинированный урок..

Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Мышление. Особенности мышления, его развитие. Память. Виды памяти, приёмы запоминания.

Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.

Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (речь, память, мышление), их значение.

Использовать приобретённые знания для:

*проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

*организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков).

Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды.

61

«Воля и эмоции. Внимание».

 

Комбинированный урок.

Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно – логическое мышление, способность к накоплению и передачи из поколения в поколение информации. Эмоции. Физиологическая основа эмоций. Воля. Внимание. Непроизвольное внимание. Способы поддержания внимания.

Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.

Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (эмоции), их значение.

Использовать приобретённые знания для:

*проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
*организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков).

Качество воли.

62

Динамика работоспособности. Режим дня.

 

Комбинированный урок.

Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Рациональная организация труда и отдыха. Режим дня. Сон и бодрствование. Факторы риска: стрессы, переутомление.

Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Рациональная организация труда и отдыха. Режим дня. Сон и бодрствование. Факторы риска: стрессы, переутомление.

Давать определение понятия утомление.

Анализировать и оценивать влияние факторов риска (стресса, переутомления) для здоровья.

Использовать приобретённые знания для:

*рациональной организации труда и отдыха;

*проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с.236-237 «Проверь себя»

Анализировать и оценивать влияние факторов риска (стресса, переутомления) для здоровья.

Использовать приобретённые знания для:

*рациональной организации труда и отдыха;

*проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с.236-237 «Проверьте себя».

 

 

Тема 13. Индивидуальное развитие. 6 часов.

 

 

 

63

Половая система человека.

Урок изучения нового материала.

Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.

Называть особенности строение женской и мужской половых систем.

Распознавать и описывать в таблицах:

*женскую и мужскую половые системы;

*органы женской и мужской половых систем.

Объяснять причины наследственности.

Использовать приобретённые знания для проверки наблюдений за состоянием собственного организма.

Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу.

64

Наследственные и врождённые заболевания.

Урок изучения нового материала.

Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи.

Инфекции, передающиеся половым путём (СПИД, сифлис, гонорея), их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Объяснять причины проявления наследственных заболеваний.

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье.

Использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики  заболеваний, ВИЧ-инфекции.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации: о достижениях генетики в области изучения наследственных болезней человека.

 

65

«Внутриутробное раз-витие организма. Развитие после рождения».

 

Урок изучения нового материала.

Размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Давать определение понятиям размножение, оплодотворение.

Характеризовать сущность процессов размножения и развитие человека.

Использовать приобретённые знания для:

*соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции;

*профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании).

Календарный, биологический и социальный возрасты человека.

66

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

О вреде наркогенных веществ.

Практическая работа №6

“Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды”.

 

Комбинированный урок.

Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека

Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.

Проводить самостоятельный поиск информации о влиянии факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).

 

67

Личность и её особенности.

 

Урок обобщения и систематизации знаний.

Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные способности личности: способность, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики поведения человека. Значение состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.

Называть психологические особенности личности.

Характеризовать роль обучения и воспитания в развитие психики и поведения человека.

Использовать приобретённые знания для:

*рациональной организации труда и отдыха;
*соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий «Проверьте себя» на с.269-260.

 

68

Зачёт № 9.

”Человек”.

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантов из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

69-70

Здоровье-главное богатство.

 

 

 

 

 

Практических работ – 6

Лабораторных работ – 10

Зачёт – 9.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов. Биология, методика для учителя  .
  2. Учебник Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов  Биология. Человек  для 8−го класса общеобразовательных учреждений. -,
  3. О.А.Пепеляева. Поурочные разработки по биологии. Человек. «Вако». Москва 2005

4.        И.Д. Зверев  Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М. Просвещение, 1978 г.

5          А.Г. Хрипкова  "Возрастная физиология и школьная гигиена". 

 

 

Материально-технической базой  для реализации программы курса  служит оборудование  для проведения лабораторных работ, таблицы, компьютеры.

М М диски  « Биология.» изд. «Учитель »

Интернет-ресурсы  по профилю.

 

 

 

 

 

Открытие сайта!
Сегодня наш сайт создан и постепенно будет пополняться полезной информацией.

Яндекс.Метрика