Рабочая программа по Биологии 10 класс

 

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Клеповская средняя общеобразовательная школа

 

Рассмотрено

 на заседании ШМО

_____________________

Протокол № от «___»___2013г

Руководитель ШМО  ________/_______________

( подпись)                              (ФИО)                                                                                                               

 

Согласовано

Зам.директора по УВР

________/О.А.Подлесных

«___»_____________2013г

Утверждаю.

Директор школы

________/Н.А.Илларионова

«___»_____________2013г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

По                биологии

 

Учитель    Боровлева Нина Дмитриевна  1категория.

Год составления:           2013 -2014 учебный год

 

Класс         10

Количество часов в неделю                   1

Общее количество часов:                      35

Из них: федеральный компонент          35

              Региональный компонент         0

              Часы школьной компетенции   0

              Резерв                                        0

 

Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе:

1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование), примерной программы по биологии, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. М., 2004г

2. Регионального  Базисного учебного плана, утвержденного приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012г № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

3. Учебника, входящего в федеральный перечень Биология-10 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2012г, . Учебник для учащихся общеобразовательных школ

 

 

 

«___»_____________2012г                                                                                       _____________________

                ( подпись учителя)


Пояснительная записка

          Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе:.

1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное) образование), примерной программы по биологии ,рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. М., 2004г

2. Регионального  Базисного учебного плана, утвержденного приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012г № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

3. Учебника, входящего в федеральный перечень Биология-10 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2012г, . Учебник для учащихся общеобразовательных школ       Место предмета в учебном плане.

По школьному учебному плану на изучение биологии в 10-м классе выделено 35 часов, 1 час в неделю.

 

Цели и задачи.

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии);о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими,  экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

При организации лабораторных работ проводится инструктаж по технике безопасности, при организации экскурсий учащиеся знакомятся с правилами поведения в природе.

Проверяются и оцениваются наряду со знаниями умения пользоваться микроскопом, ставить опыты, работать с учебником, готовить сообщения. Измерители уровня учебных достижений школьников построены с учетом материалов предлагаемых при сдаче экзамена в форме ЕГЭ.

Новые информационные технологии и программные средства способны помочь более эффективно решать следующие задачи:

-        стимуляция самостоятельности и работоспособности учащихся, содействие развитию их личности;

-        организация индивидуального обучения школьников;

-        наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей как наиболее способных и мотивированных учащихся, так и недостаточно подготовленных.

 

Учебно-тематический план по биологии в 10 классе

 

Раздел программы

Общее количество часов

1.

Введение.

3

2.

Клетка.

15

3.

Размножение и  развитие  организмов).

5

4.

Основы генетики  и селекции.

12

 

Итого:

35 ч

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение.

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Клетка.

Химический состав клетки       Биологически важные химические элементы. Неорганические (минеральные) соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.

Структура и функции клетки

Развитие знаний о клетке. Клеточная теория.
Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы.

Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. Строение и функции хромосом.
Прокариоты и эукариоты.

Обмен веществ и превращение энергии — свойство живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода.

Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков.
Вирусы. Профилактика СПИДа.

Размножение и  развитие  организмов.

Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Организм как единое целое.

Основы генетики  и селекции.

Основные понятия генетики. Признаки и свойства; гены, аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип организма; генофонд. Молекулярная структура гена. Гены структурные и регуляторные. Подвижные генетические элементы. Регуляция экспрессии генов на уровне транскрипции, процессинга и-РНК и трансляции. Хромосомная (ядерная) и нехромосомная (цитоплазматическая) наследственность. Связь между генами и признаками.

Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования.

 

Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генотип как целостная система.

 

 Характер наследования признаков у человека. Генные и хромосомные аномалии человека и вызываемые ими заболевания. Генетическое консультирование.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Свойства модификаций: определенность условиями среды, направленность, групповой характер, ненаследуемость.

 

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный и массовый). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия. Трансгенные растения; генная и клеточная инженерия в животноводстве.

Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса.

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

 

 

 

 

Расписание  учебного времени

Распределение учебного времени

Общее кол-во часов

В том числе

Лаборатор. работы

Практические работы

контрольные работы зачеты.

экскурсии

1

Всего по учебному плану

35

3

5

3

 

2

Количество часов в неделю

1

 

 

 

 

3

Запланировано на 1 полугодие

16

2

1

1

 

4

Запланировано на 2 полугодие

19

1

4

2

 

 

 

 

 

Тематическое планирование  

Биология 10 класс

                               (1 час в неделю, всего 35.)

 

 

Раздел. Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

№ урока

федеральное

рег

по плану

факт

 

Введение.Биология как наука.Методы научного познания.(3 часа)

 

 

 

 

 

1

Краткая история развития биологии.Методы биологии

 

 

 

 

2

Сущность жизни и свойства живого.Уровни организации жизни.

 

 

 

 

3

Зачёт № 1"Биология как наука.Методы научного познания"

 1

 

 

 

 

 

Клетка(15 часов)

 

 

 

 

 

4

История изучения клетки. Лабораторная работа №1. "Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание". Лаборатораная работа №2 "Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений"

 1

 

 

 

 

5

Химический состав клетки. Неорганические вещества.

 1

 

 

 

 

6

Органические вещества.Липиды и углеводы.

 1

 

 

 

 

7

Органические вещества. Белки.Функция белков.

 1

 

 

 

 

8

Биополимеры.

Нук­леиновые кислоты.

АТФ и другие органические соединения

 1

 

 

 

 

9

" Клеточная теория.

 1

 

 

 

 

10

Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы.

 1

 

 

 

 

11

Цитоплазма.

Митохондрии. Пластиды Органоиды движения. Включения.

Практическая работа № 1

“Сравнение клеток растений и животных”

 1

 

 

 

 

12

Ядро. Прокариоты и эукариоты.

 1

 

 

 

 

13

Фотосинтез, преобразование энергии в энергию химической связи.

 1

 

 

 

 

14

Обеспечение клеток энергией без участия кислорода.

Биологическое окисление при участии кислорода.

 1

 

 

 

 

15

Генетическая информация Удвоение ДНК.

Образование Р,Н,К,по матрице Д,Н,К,Генетический код.

 1

 

 

 

 

16

Биосинтез белков. Регуляция траскрипции и трансляции

 1

 

 

 

 

17

Вирусы. Генная и клеточная инженерия.

 1

 

 

 

 

18

Зачет № 2 «Клетка»

 1

 

 

 

 

19

Деление клетки.Митоз.

 

 

 

 

20

Бесполое и половое размножение.

 

 

 

 

21

Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

 1

 

 

 

 

22

Зародышевое и постэмбриональное развитие организма.

Лабораторная работа № 3

“Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства”.

 1

 

 

 

 

23

Организм как единое целое.                       

 

 

 

 

24

Генетика-наука  о закономерно­стях   наследственности   и   изменчивости.

Моногибридное скрещивание. Закон Менделя. Генотип. Фенотип.Аллельные гены.

Практическая работа № 2

“Составление простейших схем скрещивания”

 

 

 

 

25

Дигибридное скрещивание. Закон Менделя.

Практическая работа № 3.

Решение генетических задач.

 1

 

 

 

 

26

Сцепленное на­следование.

Генетика пола.

 

 

 

 

27

Взаимодействие генов и внеядерная наследственность.

Комбинирован­ный урок.

 1

 

 

 

 

28

Взаимосвязь генов и среды при формировании признаков.

 1

 

 

 

 

29

Модификационная, наследственная и комбинативная изменчивость человека.

 1

 

 

 

 

30

Мутационная изменчивость.

 

 

 

 

31

Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждениенаследственных болезней человека.

Практическая работа № 4

“Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка и их влияния на организм”

 

 

 

 

32

Одомашнивание-начальный этап селекции. Успехи селекций.

Селекция:ос­новные методы и достижения.

 

 

 

 

33

Полиплоидия. Отдалённая гибритизация. Искусственный мутагенез. Успехи селекции.

 

 

 

 

34

Биотехнология: достижения      и перспективы развития.

Практическая работа № 5

“Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии”

 

 

 

 

35

Зачет №3 «Ор­ганизм. Основы генетики и селекции»

 

 

 

 

Практических-5 Лабораторных-3 Зачетов-3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Учебник: Общая биология: Учебн. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение,
  2. Дополнительная литература:

Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. «Эволюция органического мира», Москва, «Наука», 1996 г. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся. М., Просвещение, 2006 г. Общая биология: 10-11 классы/ А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника – М.: Дрофа, 2007

Дополнительная литература для учеников:

  1. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитериентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс
  2. Биология  в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004
  3. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010

 

Интернет-ресурсы:

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

http://www.minobraz.ru Сайт Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.

http://www.irro.ru Сайт Института развития регионального образования Свердловской области.

http://www.urorao.ru/ugnc Сайт Уральского государственного научно-образовательного центра Российской академии образования (УГНОЦ РАО).

http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии (10 класс)

 

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Элем. доп-ного сод-ия.

 

ГЛАВА 1. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (3 часа)

 

 

 

1

 

Краткая история развития биоло­гии. Методы биологии.

 

Вводный урок, урок   повторения и         обобщения знаний.

 

Ключевые понятия

Система биологических наук

Факты

 Объект изучения биоло­гии — живая природа. Методы познания живой природы:  описательный, исторический, метод мо­делирования. Этапы    познания:    сбор фактов, выдвижение ги­потезы,    осуществление эксперимента, доказательства теории. Роль биологических теорий,    идей,    гипотез    в формировании      естественнонаучной    картины мира.

Называть:

  • естественные    науки,   со­ставляющие биологию;
  •  вклад   ученых   (основные открытия) в развитие биоло­гии   на   разных   этапах   ее становления;
  • методы исследований жи­вой природы.

Объяснять:

  • роль биологии в форми­ровании научного мировоз­зрения;
  • роль   биологических   тео­рий, идей, гипотез в формировании естественно­научной картины мира.

Проблемы человечества, зависящие от уровня  биологических знаний.

2

 

 

Сущность жизни и   свойства   жи­вого.        Уровни организации жизни.

 

Урок   повторения и         обобщения знаний.

Ключевые понятия

Жизнь

Факты

Отличительные   призна­ки живой природы: уровневая организация, эво­люция. Основные   уровни   орга­низации живой природы.

Явления

 Свойства живого. Дискретность и целост­ность. Наследственность и из­менчивость. Открытость. Ритмичность. Адаптация. Процессы Метаболизм. Саморегуляция. Размножение. Раздражимость и движе­ние.

Давать   определение  по­нятию жизнь.

Перечислять:

  • уровни организации живой материи;
  • основные свойства  живо­го

Характеризовать прояв­ление свойств живого на различных уровнях органи­зации.

Выделять основные при­знаки   понятия   «биологиче­ская система».  Аргументировать свою точку зрения, на существо­вание множества определе­ний понятия «жизнь».

 

Биологические системы.

 

3.

Зачет №1 по те­ме «Биология как наука. Мето­ды научного по­знания»

 

Урок  контроля   и оценки       знаний (вводный контроль).

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

 

Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.

Задания на соответствие.

Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте.

Задания: закончить (дополнить) предложение.

 

РАЗДЕЛ 2. КЛЕТКА

(15 часов )

 

 

 

4.

История    изуче­ния клетки. .

Лабораторная работа № 1

“Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом их изучение и описание”

Лабораторная работа № 2

“Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений”.

 

Урок изучения и первичного за­крепления новых знаний.

Ключевые понятия

Теория

Цитология

Объекты

Клетки  эукариот и  про­кариот. Вирусы.

Факты

Развитие знаний о клет­ке.    Клеточная    теория

Этапы создания клеточ­ной теории: сбор фактов, выдвижение      гипотезы, осуществление экспери­мента,     доказательства теории. Роль   клеточной   теории в   становлении      совре­менной        естественно­научной картины мира.

Явления

 Паразитизм на генетиче­ском уровне.

Закономерности, теории

Основные        положения клеточной теории Шлейдена  и  Шванна. Допол­нение Р.Вирхова. Основные  положения современной   клеточной теории.

Давать определение клю­чевым понятиям.

Называть   и   описывать

этапы   создания   клеточной теории. Называть:

  • положения     современной клеточной теории;
  •  вклад   ученых в создание клеточной теории.

Объяснять роль клеточной теории в формировании естественнонаучной картины мира.

*Приводить   доказатель­ства к положениям клеточ­ной теории.

Работы Р.Гука, Антонии Левенгука, К.Э Бера.

 

 

 

 

 

5.

Химический   со­став клетки.                   Не­органические вещества.

 

Урок изучения и первичного за­крепления новых знаний.

 

 

Ключевые понятия

Гидрофильные соединения Гидрофобные соединения Органогены

Микроэлементы Макроэлементы Ультрамикроэлементы

Факты

Химический состав клет­ки.    Вода,    особенности строения     и     свойства: растворимость,   высокая теплоемкость, теплопроводность,    высокая    ин­тенсивность испарения. Роль        неорганических организма человека.

Закономерности, теории

Единство      элементного химического состава жи­вых организмов как доказательство   происхож­дения живой природы.

Давать определение клю­чевым понятиям.

Перечислять    биоэлемен­ты,    микроэлементы,   Ультрамикроэлементы.

 Приводить примеры биохимических эндемий.

Сравнивать      химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сравнения. Объяснять   единство   живой и неживой природы.

Характеризовать биоло­гическое значение химиче­ских элементов; минераль­ных веществ и воды в жизни клетки и организма челове­ка.

*Прогнозировать послед­ствия для организма недос­татка этих элементов: ми­неральных веществ и воды.

Рис. 6,7,8, CD-RUM к учебнику «Биология. Общие закономерности».

6.

Органические вещества.      Липиды  и  углево­ды.

 

Комбинирован­ный урок.

Ключевые понятия

Органические вещества Биополимеры Низкомолекулярные   ве­щества

Объекты

Липиды,  липоиды,  угле­воды.

Факты

Химический состав клетки.   Жиры.   Классифика­ция жиров: нейтральные жиры,     воски,    жироподобные вещества. Углеводы.    Классификация   углеводов:   моноса­хариды,        дисахариды, полисахариды. Роль липидов, липоидов в клетке: источник энер­гии,  источник метаболической   воды,   защитная функция. Роль углеводов в клетке: источник энергии, резерв питательных  веществ   и энергии,   структурная   и защитная функции.

Давать определение клю­чевым понятиям

Описывать элементарный состав углеводов и липидов

Приводить примеры уг­леводов и липидов различ­ных групп.

Характеризовать биоло­гическую роль липидов и углеводов в обеспечении жизнедеятельности клетки и организмов.

Находить информацию о липидах и углеводах в раз­личных источниках и кри­тически оценивать ее

*Прогнозировать послед­ствия для организма недос­татка углеводов и липидов

Классификация полимеров: гомополимеры, гетерополимеры.

7.

Органические вещества. Белки.Функция белков.

 

Комбинирован­ный урок

Ключевые понятия

Биополимеры Полипептиды Объекты

Белки.     Пространствен­ная   структура:   первич­ная,   вторичная,  третич­ная, четвертичная.

Факты

 Химический состав клет­ки. Белки. Роль белков в клетке: структурная, дви­гательная, транспорт­ная, защитная, энерге­тическая, белки-ферменты, белки-гормоны. Специфичность белко­вых молекул. Практическое   использо­вание денатурации.

Процессы

 Денатурация   и   денатурация. Причины денату­рации.

 

Давать определение клю­чевым понятиям.

Называть:

  • элементарный    состав    и мономеры белков;
  •  функции белков.

Описывать проявление функций белков.

Перечислять причины де­натурации белков. Объяснять   механизм   об­разования белков.

Характеризовать биоло­гическую роль белков в обеспечении жизнедеятель­ности клетки и организмов.

Находить информацию о белках в различных источ­никах и критически оце­нивать ее.

*Объяснять, опираясь на знания специфичности бел­ковых молекул, трудности при пересадке органов и тканей.

Проблемы пересадки органов и тканей.

8.

Биополимеры.

Нук­леиновые кислоты.

АТФ и другие органические соединения

 Комбинирован­ный урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключевые понятия

Биополимеры

Объекты

Нуклеиновые     кислоты: ДНК, РНК.

Факты

Химический состав клетки.   Открытие   Иоганном Фридрихом       Мишером нуклеиновых кислот. Описание структуры ДНК Уотсоном и Криком, Чаргаффом. ДНК - носитель наследственной   инфор­мации     (хранение     на­следственной   информа­ции, передача информа­ции   следующему   поко­лению; передача генети­ческой   информации   из ядра в цитоплазму). Виды    РНК;    транспорт­ная,         рибосомальная, информационная (мат­ричная).

Процесс

Удвоение          молекулы ДНК.

Закономерности,

теории

 Принцип комплементарности. Правило Чаргаффа.

 

 

 

 

 

 

Давать определение клю­чевым понятиям.

Называть:

  • типы нуклеиновых кислот;
  • функции нуклеиновых ки­слот.

Выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК.

Находить информацию о нуклеиновых кислотах в раз­личных источниках и кри­тически оценивать ее.

*Прогнозировать   последствия для организма недос­татка или изменения струк­туры нуклеиновых кислот

Удвоение ДНК в клетке.

9

Клеточная теория.

Ключевые понятия. История развития теории работы учёных Т.Шванна. М.Шлейдена. Р.Верхова. Успехи цитологии и её достижения.

Давать понятия структурно-функциональным частям клетки.

Знать:

*основные положения клеточной теории. Называть:

  • положения     современной клеточной теории;
  •  вклад   ученых в создание клеточной теории.

Объяснять роль клеточной теории в формировании естественнонаучной картины мира.

*Приводить   доказатель­ства к положениям клеточ­ной теории.

 

10

Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы.

Мембранные органоиды:

Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы.

Основные понятия:

*мембранные компоненты клетки.

Давать определения:
*строению и функции единой мембранной системы.

 

11

Цитоплазма.

Митохондрии. Пластиды Органоиды движения. Включения.

Практическая работа № 1

“Сравнение клеток растений и животных”

 

Урок изучения и первичного за­крепления новых знаний.

Ключевые понятия

Эукариоты

Экзоцитоз

Эндоцитоз

Объекты

Органоиды  клетки  эукариот: ЭПС (шероховатая или гранулярная;    глад­кая   или   агранулярная), клеточная        мембрана, аппарат  Гольджи,  лизо-сомы; митохондрии, пластиды         лейкопласты хлоропласты, хромопла­сты), рибосомы.

Факты

Строение клетки. Основ­ные части и органоиды клетки, их функции.

Процесс

Пиноцитоз и фагоцитоз. Механизм   и   особенно­сти.

Закономерности, теории

Жидкостно-мозаичная модель строения мем­браны.

Давать определение клю­чевым понятиям.

Называть   мембранные   и немембранные     органоиды клетки. Выделять        особенности строения     эукариотической клетки.

* Сравнивать         строение растительной    и    животной клеток.

Описывать органоиды ци­топлазмы и их значение в жизнедеятельности клетки.

Раскрывать взаимосвязь

строения   и   функций   мем­браны клетки.

Различать   механизм   пиноцитоза и фагоцитоза.

*Устанавливать   взаимо­связь  между строением  и функциями           органоидов клетки.

*Прогнозировать   послед­ствия для жизнедеятельно­сти клетки нарушения функ­ций ее органоидов.

Основные отличия в строении животной и растительной клеток.

12

Ядро. Прокариоты и эукариоты.

 

Комбинирован­ный урок.

 

Ключевые понятия

Гаплоидный  набор  хро­мосом. Гомологичные  хромосо­мы. Диплоидный набор хро­мосом. Кариотип. Ключевые понятия

Прокариоты Эукариоты Объекты

Органоиды    прокариотиче-ской клетки: клеточная стенка,   мембрана, нуклеотид,    кольцевая   ДНК (плазмида), рибосома.

 

Объекты

Клеточное ядро: ядерная оболочка,  ядерный  сок, ядрышко, хроматин. Хро­мосомы.

Факты

Строение  клетки.  Четко сформированное ядро - обязательный компонент клеток эукариот. Строение     и     функции хромосом. Значение по­стоянства числа и фор­мы хромосом в клетках.

Давать определение клю­чевым понятиям

Описывать строение ядра эукариотической клетки.

Перечислять функции структурных компонентов ядра.

Характеризовать строе­ние и состав хроматина

Находить информацию о строении клетки в различ­ных источниках и критиче­ски оценивать ее.

*Прогнозировать послед­ствия для жизнедеятельно­сти клетки утраты яд                         Выделятьр различия в строении клеток эукариот и прокариот

Раскрывать сущность процесса спорообразования у бактерий.

Использовать приобре­тенные знания о вирусах в повседневной жизни для профилактики

 

 

13

 

 

 

 

 

 

Фотосинтез.Преобразование энергии света в энергию химических связей.

 

 

Ключевые понятия

Метаболизм Ассимиляция Объекты Автотрофные    и    гетеро­трофные организмы. Факты Организм     -     открытая энергетическая система. Источники  энергии   реак­ций световой и темновой фаз. Типы питания: автотрофное, гетеротрофное, мик-сотрофное. Особенности  обмена  ве­ществ у животных, расте­ний, бактерий. Процесс Фотосинтез:   световая    и темновая фазы.

 

Объекты Автотрофные    и    гетеро­трофные организмы

. Факты Организм     -     открытая энергетическая система.

 Источники  энергии   реак­ций световой и темновой фаз.

 

 Типы питания: автотрофное, гетеротрофное, мик-сотрофное.

 

 

Особенности  обмена  ве­ществ у животных, расте­ний, бактерий.

 

Процесс Фотосинтез:   световая    и темновая фазы.

 

Фотосинтез

.Преобразование энергии света в энергию химических связей

 

14

Обеспечение клеток энергией без участия кислорода.

Биологическое окисление при участии кислорода.

 

Комбинирован­ный урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эффективность энергетического процесса аэробов.

Особенности   энергетического обмена у грибов и

бактерий.

Процесс

Обмен   веществ   и   превращение энергии.

Энергетический обмен: подготовительный этап, бескислородный этап, кислородный этап.

 

Давать определение клю­чевым понятиям

.

Давать определение клю­чевым понятиям.

Называть этапы энергетического обмена.

Характеризовать:

  • сущность и значение обмена веществ;

этапы        энергетического обмена в клетке на примере расщепления глюкозы.

Роль генов в биосинтезе белка.

Вирусы-переносчики генетической информации.

15

Генетическая

информация. Удвоение ДНК.

Образование РНК по    

матрице ДНК. Генетический код.

Урок изучения и первичного за­крепления новых  знаний. 

 

.

Ключевые понятия

Ген

Генетическая информа­ция Матричный синтез Транскрипция

Трансляция

Триплет

Объекты

Молекулы ДНК. Факты ДНК - носитель наслед­ственной     информации. Ген. Генетический код. Свойства   генетического кода:         однозначность, избыточность,        поляр­ность,   универсальность, неперекрываемость.

Процесс

Биосинтез белка.

Закономерности, теории

Принцип   комплементар­ности

Выделять       особенности

строения клетки, обеспечивающие   функции,   свойственные   целостному   организму. Давать определение клю­чевым понятиям

Называть основные свой­ства генетического кода.

Описывать процесс био­синтеза белка.

Характеризовать сущ­ность процесса передачи наследственной информа­ции.

Давать определение клю­чевым понятиям.

 

 

16

Биосинтез белков. Регуляция траскрипции и трансляции.

 

Урок изучения и

первичного за-

крепления новых

знаний.

 

Ключевые понятия

Метаболизм Ген

Генетическая информа­ция Ключевые понятия

Ген

Генетическая информа­ция Матричный синтез Транскрипция

Трансляция

Триплет

Объекты

Молекулы ДНК. Факты ДНК - носитель наслед­ственной     информации.

Процесс

Биосинтез белка.

Закономерности, теории

Принцип   комплементар­ности Матричный синтез

 

Давать определение ключевым понятиям.

Объяснять   роль   АТФ   в обмене веществ в клетке.

Называть этапы энергетического обмена.

Характеризовать:

  • сущность и значение обмена веществ;
  • этапы        энергетического обмена в клетке на примере расщепления глюкозы.

 

17

Вирусы. Генная и клеточная инженерия.

Ключевые понятия

Вирус

Генетическая информа­ция

Объекты

Вирусы, бактериофаг.

Факты

Строение   вируса:   гене­тический материал, капсид и размножение.

Зна­чение в природе и жизни человека:     вирусы     как возбудители     болезней; вирусы,   инфицирующие бактерии.

Меры          профилактики распространения   вирус­ных   заболеваний.   Про­филактика СПИДа.

Явление

 Паразитизм на генетиче­ском уровне.

 

Объяснять сущность  воз­действия вирусов на клетку

Использовать     приобре­тенные знания о вирусах в повседневной жизни для профилактики         вирусных заболеваний.

Знать: Знать механизм клеточной инженерии.

Понимать виды функций и механизм внедрений вируса. Описывать процесс про­никновения вируса в клетку.

 

Методику процесса генной инженерии и её перспективы. экологическуя   роль   бак­терий.

Описывать влияние болезнетворных микроорга­низмов на состояние макро­организма.

 

Открытие бактерий А.Левенгуком.

18

Зачет № 2 «Клетка»

Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.

Задания на соответствие.

Задание на установление взаимосвязи. Заполнение сравнительных таблиц.

Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте.

Задания: закончить (дополнить) предложение.

 

Размножение и развитие организмов.                (5 часов.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

Деление клетки.

 

Митоз.

 

Комбинирова урок.

 

Ключевые понятия

Жизненный цикл

Факты

 Размножение - свойство организмов. Деление  клетки  -  основа роста, развития и    размно­жения  организмов.   Митоз, сущность и значение.

Процесс

Деление клетки - Митоз.

 

Давать определение клю­чевым

понятиям.

Описывать:

  • процесс удвоения ДНК;
  • последовательно     фазы митоза.

Объяснять:

  • значение    процесса    уд­воения ДНК;
  •  их сущность и биологическое значение митоза.

 

20

Бесполое и половое размножение.

 

Комбинирован­ный урок

Ключевые понятия

Гаметогенез

Овогенез

Сперматогенез Размножение.

Половое размножение. Бесполое размножение.

Размножение.

Половое размножение. Факты

Типы   бесполого  размно­жения.

 

Объекты

Строение  половых клеток.

Факты

Значение гаметогенеза.

Процесс

 

Давать определение клю­чевым понятиям.

Называть стадии  гамето­генеза.

Описывать:

  • строение половых клеток;
  • процесс мейоза.

Выделять отличия мейоза от митоза.

Объяснять биологический смысл и значение мейоза

 Доказывать,  что  размно­жение - одно из важнейших свойств живой природы.

Сравнивать    бесполое    и половое    размножение    и делать выводы на осно­ве сравнения.

Аргументировать свою точку зрения о значении для эволюции жизни на Земле появления полового размножения.

 

21

Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

 

Комбинирован­ный урок.

 

Ключевые понятия

Оплодотворение Внутреннее   оплодотво­рение

Двойное оплодотворение Наружное    оплодотворе­ние

Факты

Биологическое    значение оплодотворения.

Процесс

 Оплодотворение:    наруж­ное и внутреннее. Искусственное   опыление у растений и оплодотво­рение у животных.

Давать определение клю­чевым понятиям.

Называть    типы    оплодо­творения.

Характеризовать сущ­ность и значение оплодо­творения.

Выделять отличия между типами оплодо Образование половых клеток.    Стадии   размно­жения, роста, созревания. Мейоз. Фазы первого и второго мейотического деления.

 

22

 

Зародышевое и постэмбриональное развитие организма.

Лабораторная работа № 3

“Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства”.

Урок изучения и первичного за­крепления зна­ний.

 

 

 

 

 

 

 

Ключевые понятия

Онтогенез Эмбриогенез

Факты

Эмбриональный     и постэмбриональный   перио­ды   развития.   Прямое   и непрямое развитие. Причины нарушения раз­вития организмов.

Процесс

 Индивидуальное развитие   организмов   (онтоге­нез).   Этапы  эмбриогене­за.

Давать определение клю­чевым понятиям.

Называть:

  • периоды онтогенеза;
  • типы    постэмбрионально­го развития;
  •  причины   нарушения  раз­вития организмов.

Описывать процесс эм­бриогенеза. Давать определение клю­чевым понятиям.

Называть:

  • периоды   онтогенеза   че­ловека;  
  • причины нарушения раз­вития организма человека.

Сравнивать        зародыши человека и других млекопи­тающих   животных   и    де­лать выводы на основе сравнения.

 

 

23

Организм как единое целое.

 

Урок комплекс­ного применения ЗУН.

Ключевые понятия

Онтогенез

Репродуктивный период

Факты

Репродуктивное      здоро­вье; его значение для бу­дущих поколений людей. Последствия влияния ал­коголя,   никотина,   нарко­тических веществ на раз­витие  зародыша  челове­ка

Процесс

Индивидуальное развит и е ( онтоген ез )  человека.

Давать определение клю­чевым понятиям.

Называть:

  • периоды   онтогенеза   че­ловека;  
  • причины нарушения раз­вития организма человека.

Объяснять:

  • отрицательное влияние

алкоголя, никотина, нарко­тических веществ на разви­тие зародыша человека;

  • влияние мутагенов на ор­ганизм человека.

Выявлять источники мута­генов в окружающей среде (косвенно).

Использовать приобре­тенные знания для со­блюдения мер профилакти­ки вредных привычек (куре­ния,алкоголизма, наркома­нии).

 

 

Основы

Генети и селекци.

(12 часов)

 

 

 

24

Генетика-наука  о закономерно­стях   наследственности   и   изменчивости.

Моногибридное скрещивание. Закон Менделя. Генотип. Фенотип.Аллельные гены.

Практическая работа № 2

“Составление простейших схем скрещивания”

 

Урок изучения и первичного за­крепления зна­ний.

Ключевые понятия Генетика

Ген

Генотип

 Изменчивость

Наследственность

Фенотип

Факты

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и из­менчивости. Мендель -основоположник   генетики.

Явления

Наследственность, изменчивость.

Ключевые понятия

Аллельные гены

 Гомозигота

Гетерозигота

Доминантный признак

Моногибридное скрещи­вание Рецессивный признак

Факты

Статистический характер законов Г.Менделя. Анализиру-ющее скрещива­ние. Цитологические     основы генетических законов.

Давать определение клю­чевым

Характеризовать сущ­ность биологических про­цессов наследственности и изменчивости.

Объяснять:

  • причины наследственности и изменчивости;
  • роль генетики в формиро­вании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей.

Объяснять значение гибридологическим понятиям метода Г.Менделя.

Давать определение клю­чевым понятиям.

Воспроизводить форму­лировки правила единооб­разия и правила расщепле­ния.

Составлять:

схему моногибридного скрещивания; схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования.

Определять:

  • по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фе­нотип;
  •  по схеме число типов га­мет, фенотипов и геноти­пов, вероятность проявле­ния признака в потомстве.

 

25

Дигибридное скрещивание. Закон Менделя.

Практическая работа № 3.

Решение генетических задач.

 

Урок , решение задач

 

Комбинирован­ный урок.

 

Ключевые понятия

Аллельные гены

Гомозигота

Гетерозигота

Доминантный признак Дигибридное     скрещива­ние Рецессивный признак

Факты

Условия проявления за-

кона независимого на­следования. Соотношение генотипов и фенотипов при проявле­нии закона независимого наследования: 9:3:3:1

Процессы

Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании.

Давать определение клю­чевым понятиям.

Описывать механизм проявления закономерно­стей дигибридного скрещи­вания.

зависимого наследования.

Называть условия закона независимого наследова­ния.

Составлять схему дигиб­ридного скрещивания.

Анализировать:

 содержание определений основных понятий;

схему дигибридного скре­щивания.

Определять по схеме чис­ло типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в по­томстве. Уметь решать генетические задачи  на моногибридные скрещивание, дигибридное скрещивание.

Взаимодействие генов. Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие. Качественные и количественные признаки.

26

 Сцепленное на­следование.

Генетика пола.

Комбинирован­ный урок.

Ключевые понятия

Группа сцепления

 Генетические карты

Факты

 Сцепленное     наследова­ние     генов.     Нарушения

сцепления.   Генетические карты. Явления Сцепленное наследование.

Процесс

Перекрест хромосом. Закономерности, теории

Закон Т.Моргана. Хромо­сомная теория наследст­венности.

Давать определение клю­чевым понятиям.

Формулировать        закон сцепленного   наследования Т.Моргана.

Объяснять:

  • сущность        сцепленного наследования;
  •  причины нарушения сцеп­ления;
  • биологическое     значение перекреста хромосом.

Называть основные поло­жения хромосомной теории.

История составления хромосомной теории.

27

Взаимодействие генов и внеядерная наследственность.

Комбинирован­ный урок.

Ключевые понятия

Аутосомы

 Гомогаметный пол Гетерогаметный пол

Объект

Половые хромосомы.

Факты

 Наследование   заболева­ний, сцепленных с полом. Процесс

Генетическое    определе­ние пола у человека. Фак­торы и механизмы. Сцепленное с полом  на­следование.

Закономерности,

теории

Закон сцепленного на­следования.

Давать определение клю­чевым понятиям.

Называть:

  • типы хромосом в геноти­пе;
  • число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы.

Приводить примеры ме­ханизмов определения по­ла.

Объяснять:

  • причину соотношения полов 1:1;  
  • механизм наследования дальтонизма и гемофилии.

Решать простейшие   за­дачи на сцепленное с по­лом наследование.

Влияние количества генов на проявление признаков.

28

Взаимосвязь генов и среды при формировании признаков.

Комплексное взаимодействие генов.

Знать влияние среды на формирование признаков.

Взаимодействие генов. Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие. Качественные и количественные признаки

29

Модификационная, наследственная и комбинативная изменчивость человека.

Виды изменчивости

 Характеризовать:

  • проявление   модификационной изменчивости;
  • виды мутаций.

Объяснять механизм воз­никновения   различных   ви­дов изменчивости.

ов изменчивости

 

30

Мутационная изменчивость.

Комбинирован­ный урок.

Ключевые понятия

Изменчивость

Норма реакции

Факты

Наследственная   (генотипиче-ская)   и   ненаследственная     (мо-дификационная). Комбинативная и мутаци­онная изменчивость. Мутации.   Типы   мутаций по  месту  возникновения: сомати-ческие   и    генера­тивные.

Типы мутаций по уровню изменения   генетического материала:   генные,   хромосомные, геномные.

Явления

Групповой характер модифика-ционной изменчи­вости у генетически близ­ких организмов.

Давать определение клю­чевым понятиям.

Называть:

  • различные виды изменчи­вости;
  • уровни изменения геноти­па, виды мутаций.

Приводить примеры раз­личных групп мутагенов. виды мутаций.

Объяснять механизм воз­никновения   различных   ви­дов изменчивости.

 

Мутационные факторы: физические, химические, биологические. Закон биологических рядов наследственна изменчивости.

31

Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение

Наследственных болезней человека.

 

Практическая работа № 4

“Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка и их влияния на организм”

Комбинирован­ный урок

Ключевые понятия

Генеративные мутации Наследственные заболевания.

 Факты

Значение    генетики    для медицины. Влияние     мутагенов     на организм человека. Наследственные  болезни человека,     их    причины. Генные   болезни:   фенил-кетонурия,    серповиднок-леточная   анемия,   гемо­филия.

Хромосомные      болезни: болезнь  Дауна,   синдром Патау,    синдром    Клайн-фельтера,   синдром   Ше-решевского-Тернера. Профилактика   наследст­венных заболеваний: ме­дико-генетическое       консультиро-вание,  здоровый образ   жизни;   дородовая диагностика.

Давать определение клю­чевым понятиям.

Называть:

  • основные     причины     на­следственных  заболеваний человека;
  • методы   дородовой  диаг­ностики;
  • объяснять           опасность близкородственных браков.

Объяснять влияние сома­тических мутаций на здоро­вье человека.

Выделять задачи медико-генетического  консультиро­вания.

Выявлять источники мута­генов в окружающей среде (косвенно).

*Предлагать     постановку эксперимента,    доказываю­щего     генетическую     обу­словленность      поведенче­ских реакций.

 

32

Одомашнивание-начальный этап селекции. Успехи селекций.

Селекция:ос­новные методы и достижения.

 

Комбинирован­ный урок.

 

Ключевые понятия

Селекция

 Сорт

Порода

Штамм

Факты

Генетика - теоретическая основа селекции. Основные методы селек­ции:  гибридизация  (внут­ривидовая и отдаленная); искусственный отбор (мас­совый и индивидуальный). Достижения и направления современной селекции.

Явления

Гетерозис (жизненная сила).

Закономерности, теории

Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культур­ных растений.

Давать определение клю­чевым понятиям.

Называть основные мето­ды   селекции   растений   и животных.

Характеризовать:

  • роль учения Н. И. Вави­лова  о  центрах  происхож­дения культурных растений для развития селекции;
  •  методы   селекции   расте­ний и животных.

Выделять различия мас­сового и  индивидуального отборов.

Объяснять:

  • причины затухания гете­розиса;  
  • причины    трудности    по­становки           межвидовых скрещиваний

 

33

Полиплоидия. Отдалённая гибритизация. Искусственный мутагенез. Успехи селекции.

Основные понятия селекции

Практическая значимость селекции.

 

34

Биотехнология: достижения      и перспективы развития.

Практическая работа № 5

“Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии”

Комбинирован­ный урок

Ключевые понятия Биотехнология Биоэтика Генная инженерия Клонирование

Трансгенные   (генетиче­ски    модифицированные) организмы

 Объекты

Генетически     модифици­рованные          организмы (ГМО). Факты Биотехнология, ее дости­жения и перспективы раз­вития.   Проблемы   генной инженерии.    Использова­ние   трансгенных       (ГМ) организмов.   Эксперимен­ты  по  клонированию жи­вотных и растений. Этические аспекты разви­тия исследований в био­технологии (клонирование человека).

Процессы

Клонирование,        Этапы. Значение.

Давать определение клю­чевым понятиям.

Приводить  примеры  про­мышленного   получения   и использования      продуктов жизнедеятельности    микро­организмов.

Выделять проблемы и трудности генной инжене­рии.

Выявлять     преимущество клонирования по сравнению с традиционными методами селекции.

Анализировать и оцени­вать значение биотехно­логии для развития сель­скохозяйственного произ­водства, медицинской, мик­робиологической и других отраслей промышленности. Использовать     приобре­тенные знания для оценки этических аспектов некото­рых исследований  в облас­ти биотехнологии.

 

35

 

Зачет №3 «Ор­ганизм. Основы генетики и селекции»

 

 

Урок контроля, оценки и коррек­ции знаний.

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требова­ниям к уровню подготовки выпускников

 

Задания с выбором ответов.

Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.

Задания на соответствие.

Задания на установление взаимосвязей

Заполнение сравнительных таблиц.

Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте.

Задания с использованием рисунков и схем.

Простейшие генетические задачи.

 

Лабораторных работ - 3

Практических работ – 5

Зачётов – 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытие сайта!
Сегодня наш сайт создан и постепенно будет пополняться полезной информацией.

Яндекс.Метрика